|
|||
«Стараюсь найти чувашскую форму…»13 декабря 2012 г. исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося художника Анатолия Ивановича Миттова (1932–1971). График, живописец, книжный иллюстратор, произведения которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Чувашском государственном художественном музее, Научно-исследовательском музее Академии художеств Российской Федерации и других музейных собраниях, он сыграл в чувашском искусстве ХХ века исключительную роль. Миттов первым поставил задачу поиска самобытного национального языка сознательно, обращая внимание на необходимость ее решения в профессиональном искусстве. «Стараюсь найти чувашскую форму изобразительного искусства, – писал он, – чтобы можно было говорить о чувашском национальном изобразительном искусстве в той же мере, как существует чувашский язык, чувашская музыка, чувашская поэзия, чувашская вышивка…». Миттов родился и вырос в старинном чувашском селе Тобурданово, в большой семье, в которой сохранялись и старинный уклад жизни, и традиционные отношения, построенные на почитании обычаев и уважении предков, старшего поколения, на любви к своей земле. Это было основой жизненных представлений художника, которые он обогатил знаниями и профессиональным мастерством, получившем в стенах Чебоксарского художественного училища и Академии художеств в Ленинграде. Осмысление красоты и богатства культуры родного народа, ее философских и мировоззренческих основ, пропущенное через собственные переживания и воспоминания, было переплавлено им в произведения, исполненные подлинно национального духа. Творческий путь Миттова был короток, он весь пришелся на 1960-е годы. Это было время, когда идеи о национальном искусстве еще не были сформулированы, и лишь зарождались в умах немногих творцов. Серии работ «Чувашская старина», «Алран кайми аки сухи», по мотивам поэмы К. В. Иванова «Нарспи» – стали важным итогом в решении поставленных художником задач. Более того, они способствовали пробуждению в обществе широкого интереса к традиционному народному искусству. Космология, мифология, эстетические и моральные ценности, психологические особенности чувашей – все это после Миттова стало главной составляющей современного национального искусства. В произведениях художника последнего периода – в сериях «Качели», «Двое», «Дорога через овраг», «Дорога в гору» и других, выйдя за пределы национальной темы, Миттов пришел к осмыслению общечеловеческих истин. Его формальные находки становятся выражением внутреннего, глубокого, огромного мира художника-философа. Жизненный путь Миттова был короток и трагичен. Неустроенность и бедность земного существования не заставили его изменить своим идеалам и убеждениям. В личности и творческом наследии Мастера гениально реализовалась идея о возможности собственного пути в национальном изобразительном искусстве.
А. И. Мордвинова, искусствовед, заслуженный деятель искусств ЧР
|
|||
|