Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





П А С П О Р Т 3 страница



 


6. Дополнительная информация

 

Федеральный проект " Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения " Старшее поколение" (далее - Федеральный проект) носит межведомственный характер и направлен на создание к 2024 году условий для активного долголетия, качественной жизни граждан пожилого возраста, мотивации к ведению гражданами здорового образа жизни.

Федеральный проект направлен на достижение цели национального проекта " Демография" по увеличению ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, увеличения обращаемости в медицинские организации по вопросам ведения здорового образа жизни, а также на достижение национальной цели по росту ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году.

Мероприятия, связанные с разработкой и реализацией программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения подготовлены с учетом доклада Всемирной организации здравоохранения о старении и здоровье.

Реализация Федерального проекта предусматривает реализацию мероприятий по улучшению социально-экономического положения и качества жизни граждан старшего поколения; мероприятий по организации занятий физической культурой граждан пожилого возраста на спортивных объектах шаговой доступности, на спортивных площадках во дворах, в парках, бассейнах, на базе организаций социального обслуживания и медицинских организаций, в том числе специализированных секциях и группах для граждан пожилого возраста; обеспечению совершенствования организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям для реализации трудового потенциала граждан старшего поколения; развитию медицинской помощи по профилю " гериатрия" и системы оценки потребности в уходе; проведению вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания; развитию благотворительности и добровольческой (волонтерской) деятельности в интересах граждан старшего поколения, особенно " серебряное волонтерство"; увеличению удельного веса негосударственных организаций социального обслуживания, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, формированию позитивного и уважительного отношения к людям старшего поколения, повышение готовности всего населения к происходящим демографическим изменениям.

Одним из актуальных вопросов реализации данного проекта также является совершенствование медицинской помощи гражданам старшего поколения на основе мониторинга состояния их здоровья, проводимого в рамках профилактических осмотров (не реже одного раза в год), а также диспансерного наблюдения пациентов, у которых выявлены заболевания и патологические состояния.

Учитывая актуальность проблемы заболеваемости пневмонией и смертности от нее для лиц пожилого возраста с хроническими заболеваниями за счет наличия у них дополнительных фоновых факторов риска, повышающих восприимчивость к инфекции и ухудшающих прогноз, важнейшим элементом профилактических мероприятий является вакцинация против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания.

Вместе с тем, планируется создание во всех 85 субъектах Российской Федерации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста обеспечено сбалансированное социальное обслуживание в полустационарной и стационарной форме, а также предоставление социальных услуг на дому и медицинской помощи, с привлечением патронажной службы и сиделок.

В рамках реализации Федерального проекта также будет обеспечена реализация государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания. Планируется улучшить условия проживания граждан старшего поколения, сделать условия проживания в стационарных организациях социального обслуживания максимально приближенными к домашним условиям. Строительство новых зданий стационарных организаций социального обслуживания обеспечит комфортное проживание граждан при получении социальных услуг, доступность для граждан помещений указанных организаций, а также условия не только для получения навыков самостоятельного проживания, но и их применения в повседневной жизни.

С учетом планируемого повышения пенсионного возраста особое значение приобретает работа с гражданами предпенсионного возраста, направленная на поддержку их занятости прежде всего в части обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Для этих целей проектом предусмотрено обучение граждан старшего возраста востребованным в экономике навыкам и компетенциям. В результате реализации указанных мероприятий начиная с 2019 года будет обучено ежегодно не менее 75 тысяч человек, таком образом к концу 2024 года не менее 450 тысяч человек.

Кроме того, запланировано формирование приоритизации мероприятий в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Реализация Федерального проекта носит системный характер, ведет к достижению целевого показателя № 1 Национального проекта - увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет.

 

1. Выделение наиболее значимых и заметных для общества укрупненных целей и задач, предусмотрев их приоритетное финансирование и концентрацию иных ресурсов для их достижения

Наиболее значимыми задачами проекта, по которым определено приоритетное финансирование и концентрация других ресурсов, следует считать мероприятия:

- проведение профилактических осмотров и диспансеризации лиц старше трудоспособного возраста;

- открытие региональных гериатрических центров и геронтологических отделений, в которых помощь смогут получить не менее 160, 0 тыс. граждан старше трудоспособного возраста;

- проведение дополнительных скринингов лицам старше 65 лет, проживающих в сельской местности на выявления отдельных социально-значимых неинфекционных заболеваний, оказывающих вклад в структуру смертности населения, с возможностью доставки данных лиц в медицинские организации;

- производство телевизионных и радиопрограмм, телевизионных документальных фильмов, тиражирование печатных изданий, направленных на поддержку и повышение качества жизни граждан старшего поколения, создания в информационно-телекоммуникационной сети " Интернет" тематических Интернет-ресурсов;

- проведение выборочного наблюдения состояния здоровья населения в целях оценки показателя ожидаемой продолжительности здоровой жизни;

- создание и внедрение с 2022 года системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода;

- содействие приведению в субъектах Российской Федерации стационарных организаций социального обслуживания
в надлежащее состояние, а также ликвидации очередей в них;

- организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию  не менее 450 тыс. граждан предпенсионного возраста.

 

2. Обоснование эффективности, достаточности и необходимости предлагаемых мероприятий

Предложенный вариант реализации федерального проекта в части реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения является достаточным и эффективным.

Важным мероприятием реализации данного проекта также является совершенствование медицинской помощи гражданам старшего поколения на основе мониторинга состояния их здоровья, проводимого в рамках профилактических осмотров (не реже одного раза в год), а также диспансерного наблюдения пациентов, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания.

В рамках федерального проекта " Старшее поколение" планируется ввести в эксплуатацию около 100 жилых здания стационарных организаций социального обслуживания общей коечной мощностью около 17 000 мест, что позволит ликвидировать очередность в эти организации, а также снизить численность граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, не обеспеченных установленными нормами жилой площади, и проживающих в зданиях организаций социального обслуживания IV и V степени огнестойкости.

Строительство новых зданий стационарных организаций социального обслуживания обеспечит комфортное проживание граждан при получении социальных услуг, доступность для граждан помещений указанных организаций, а также условия не только для получения навыков самостоятельного проживания, но и их применения в повседневной жизни.

Планируется создание во всех 85 субъектах Российской Федерации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста, обеспечивающей сбалансированное социальное обслуживание в полустационарной и стационарной форме, а также предоставление социальных услуг на дому и медицинской помощи, с привлечением патронажной службы и сиделок.

Для достижения задачи эффективного внедрения системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста на всей территории Российской Федерации, для определения комплекса достаточных и необходимых мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста предусматривается реализация пилотного проекта в регионах Российской Федерации - 12, 18, 24 субъекта Российской Федерации в период 2019 - 2021 гг. соответственно.

Планируется софинансирование за счет средств федерального бюджета региональных программ по созданию системы долговременного ухода в пилотных регионах Российской Федерации, направленных на реализацию мероприятий по определению механизмов совершенствования порядка выявления граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг, совершенствованию критериев оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, определению информационной системы, на базе которой будет осуществляться интеграция и (или) синхронизация информационных систем, содержащих сведения в сфере социального обслуживания, социальной защиты, охраны здоровья граждан, оценку штатной численности и укомплектованности государственных организаций, оказывающих социальные и медицинские услуги, совершенствованию профессионального образования и профессионального обучения, а также дополнительного профессионального образования работников организаций социального обслуживания и медицинских организаций, совершенствованию определения объемов финансирования социальных и медицинских услуг, включая порядок формирования тарифов на соответствующие услуги.

Региональные программы по созданию системы долговременного ухода в пилотных регионах Российской Федерации в обязательном порядке будут включать индикаторы и контрольные показатели, характеризующие эффективность реализации пилотного проекта.

 

3. Проведение приоритизации мероприятий исходя из их влияния на достижение поставленных в проектах целей

Мероприятия федерального проекта " Старшее поколение" имеют равнозначный характер и влияние на достижение поставленной в федеральном проект " Старшее поколение" цели. Федеральный проект " Старшее поколение" использует комплексный поход к решению поставленной перед ним задачи по увеличению ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет и направлен на создание к 2024 году условий для активного долголетия, качественной жизни граждан пожилого возраста, мотивации к ведению гражданами здорового образа жизни.

 

4. Первоочередная реализация в федеральных проектах мероприятий, позволяющих оптимизировать или минимизировать стоимость последующих мероприятий

 В рамках федерального проекта " Старшее поколение" предусматривается представление субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Однако, в целях оптимизации и минимизации стоимости последующих мероприятий предусмотрено подготовка предложений к техническому заданию на проектирование в целях разработки проектной документации стационарных организаций социального обслуживания, отвечающей современным требованиям и соответствующей критериям экономической эффективности проектной документации повторного использования.

Наряду с этим будет разработан проект федерального закона " О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

Данным проектом федерального закона обеспечивается возможность продления до 2025 года применения негосударственными организациями, осуществляющих социальное обслуживание граждан, налоговой ставки ноль процентов по налогу на прибыль.

Кроме того, будет разработан проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации о внесении изменений в санитарные правила СП 2. 1. 2. 3358-16 " Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания" (далее - СП 2. 1. 2. 3358-16).

В данном проекте постановления предлагается включить нормы, определяющие, что для организаций малой вместимости требования об оборудовании отдельного входа для приема вновь поступающих получателей социальных услуг, требования о наличии карантинных помещений, а также отдельные положения относительно организации питания будут носить рекомендательный характер.

Анализ результатов внедрения системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста в пилотных регионах в период 2019 -2021 гг. также позволит оптимизировать и минимизировать стоимость последующих мероприятий по внедрению в 2022 году системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на всей территории Российской Федерации.

 


5. Отражение в паспорте федерального проекта " Старшее поколение" вклада каждого мероприятия
в достижение показателя национального проекта " Демография"

 

Результат

Целевые показатели национального проекта " Демография"

Стоимость его последующего содержания

Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет)
       
Не менее 70 процентов лиц старше трудоспособного возраста охвачены профилактическими осмотрами и диспансеризацией 2% 4% нет
В 85 субъектах Российской Федерации функционируют региональные гериатрические центры и геронтологические отделения, в которых помощь получили не менее 160, 0 тыс. граждан старше трудоспособного возраста 2% 4% нет
Не менее 95 процентов лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания, прошли к концу 2024 года вакцинацию против пневмококковой инфекции 2% 4% нет
Проведение дополнительных скринингов лицам старше 65 лет, проживающих в сельской местности на выявления отдельных социально-значимых неинфекционных заболеваний, оказывающих вклад в структуру смертности населения, с возможностью доставки данных лиц в медицинские организации 2% 4% нет
Создание и внедрение с 2022 года системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода 2% 4% нет
Содействие приведению в субъектах Российской Федерации стационарных организаций социального обслуживания в надлежащее состояние, а также ликвидации очередей в них Что позволит получить услуги организаций социального облуживания, включая комфортное проживание граждан, приближенное к домашним условиям, свыше 3550 граждан. 2% 4% На уровне среднегодовых расходов, в случае принятия решения о необходимости дальнейшей реализации после достижения целей нацио­нального проекта
Организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию  не менее 450 тыс. граждан предпенсионного возраста 2% 4% нет
ИТОГО 14% 28%  

 

6. Глоссарий

Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения " Старшее поколение (далее - Федеральный проект) включает меры по продлению активного долголетия, созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста, ликвидации очереди в стационарные организации социального обслуживания и обеспечению безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания граждан.

Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает понятий " программы системной поддержки и повышения качества жизни". Однако такие задачи поставлены Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, согласно которой мероприятия по увеличению продолжительности активной жизни, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов, установлены в числе других основных мероприятий.

Мероприятия по созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни выделены в отдельный федеральный проект.

При этом названной Концепцией установлено, что решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний включает в себя:

создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;

разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.

В части создания эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития федеральным проектом в частности предусмотрены мероприятия по проведению вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, совершенствованию медицинской помощи гражданам старшего поколения на основе мониторинга состояния их здоровья, проводимого в рамках профилактических осмотров (не реже одного раза в год), включая диспансеризацию граждан старше трудоспособного возраста, диспансерного наблюдения граждан старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния.

В части разработки мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи федеральным проектом в частности предусмотрены мероприятия по развитию медицинской помощи по профилю " гериатрия" и системы оценки потребности в уходе, созданию региональных гериатрических центров и геронтологических отделений, в которых смогут получать помощь граждане старше трудоспособного возраста, организации занятий физической культурой граждан пожилого возраста на спортивных объектах шаговой доступности, на спортивных площадках во дворах, в парках, бассейнах, на базе организаций социального обслуживания и медицинских организаций, в том числе специализированных секциях и группах для граждан пожилого возраста.

Ожидаемая продолжительность жизни граждан в возрасте 55 лет

Ожидаемая продолжительность жизни граждан в возрасте 55 лет - показатель таблиц смертности, характеризующий число лет, которое в среднем предстоит прожить для в возрасте 55 лет, человеку из некоторого гипотетического поколения родившихся при условии, что на протяжении оставшейся жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в год, для которого вычислен показатель.

В соответствии с п. 1. 8. 8 Федерального плана статистических работ срок получения информации - 21 августа.

Показатель " Охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию"

Реализация данного показателя направлена на совершенствование медицинской помощи гражданам старшего поколения на основе мониторинга состояния их здоровья, проводимого в рамках профилактических осмотров (не реже одного раза в год). Достижение данного показателя также направлено на разработку и реализацию программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.

Вместе с тем, создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития у граждан старше трудоспособного возраста, предусмотрены Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351.

Формула расчета показателя: число граждан старше трудоспособного возраста, охваченных профилактическими медицинскими осмотрами, разделить на число граждан старше трудоспособного возраста, включенных медицинскими организациями в списки к прохождению профилактических медицинских осмотров в текущем году и умножить на 100%.

Вышеуказанные значения для расчета данного показателя определены в таблице 2510 формы федерального статистического наблюдения № 30 Сведения о медицинской организации", утвержденной приказом Росстата от 25 декабря 2014 г. № 723
" Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения".

Показатель " Доля лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением"

Реализация данного показателя направлена на совершенствование медицинской помощи гражданам старшего поколения на основе мониторинга состояния их здоровья, проводимого в рамках диспансерного наблюдения за лицами старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния. Достижение данного показателя также направлено на разработку и реализацию программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.

Вместе с тем, создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития у граждан старше трудоспособного возраста, предусмотрены Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351.

Формула расчета показателя: число граждан старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, состоящих под диспансерным наблюдением, разделить на число граждан старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния и умножить на 100%.

Вышеуказанные значения для расчета данного показателя определены в таблице 5 формы федерального статистического наблюдения № 12 " Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации", утвержденной приказом Росстата от 21 июля 2016 г. № 355 " Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья".

 

 

____________


[1] Настоящий перечень и значения показателей могут быть скорректированы по согласованию с Росстатом в ходе реализации федерального проекта с целью включения показателей, наиболее полно отражающих динамику решения предусмотренных федеральным проектом задач, либо в случае изменения прогнозного значения показателей

[2] Для расчетов значений показателя по субъектам Российской Федерации требуется доработка используемой Росстатом расчетной программы прогнозов, мероприятие по представлению Росстатом информации о базовых и прогнозных значениях показателя до 2024 года в разрезе субъектов Российской Федерации включено в план мероприятий паспорта федерального проекта.

[3] Здесь и далее по тексту федерального проекта термин " старше трудоспособного возраста" употребляется в отношении женщин, достигших возраста 55 лет и старше, и мужчин, достигших возраста 60 лет и старше

[4] Значения показателя указаны с 2020 года, поскольку ввод объекта капитального строительства " нового типа" предусматривается за 2 года, начиная с 2019 года. Мероприятие по расчету значений показателя с 2020 года в разрезе субъектов Российской Федерации включено в план мероприятий паспорта федерального проекта.

[5] Активное долголетие - процесс оптимизации возможностей в области здоровья, участия в общественной жизни и безопасности в целях поддержания качества жизни стареющего населения (ВОЗ, 2002)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.