![]()
|
|||||||
«Медный всадник». Фрагменты и вопросы к ним. (отработка 5, 6 заданий). 6. В каких произведениях русской литературы представлены лирические отступления и в чем они сопоставимы с поэмой Пушкина? КРИСТИНАСтр 1 из 5Следующая ⇒ «Медный всадник» Фрагменты и вопросы к ним (отработка 5, 6 заданий)
Вступление
На берегу пустынных волн И думал он: Прошло сто лет, и юный град, Где прежде финский рыболов,
5. Каким предстает во фрагменте образ Петра? ПОЛИНА РОТАРУ 5. Каким представлен Петербург во фрагменте? 5. Как в приведенном фрагменте раскрывается авторская позиция? КРИСТИНА 5. Какую роль в поэме играет вступление? 6. В каких произведениях русской литературы представлены лирические отступления и в чем они сопоставимы с поэмой Пушкина? КРИСТИНА 6. В каких произведениях русской литературы представлены образы Петербурга и в чем они сопоставимы с поэмой Пушкина? ПОЛИНА РОТАРУ 6. В каких произведениях русской литературы авторы открыто выражают свою позицию и в чем они сопоставимы с данным фрагментом? 6. В каких произведениях русской литературы образы героев изображались двояко и в чем они сопоставимы с поэмой Пушкина?
Итак, домой пришед, Евгений Стряхнул шинель, разделся, лег. Но долго он заснуть не мог В волненье разных размышлений. О чем же думал он? о том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь; Что мог бы бог ему прибавить Ума и денег. Что ведь есть Такие праздные счастливцы, Ума недальнего, ленивцы, Которым жизнь куда легка! Что служит он всего два года; Он также думал, что погода Не унималась; что река Всё прибывала; что едва ли С Невы мостов уже не сняли И что с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен. Евгений тут вздохнул сердечно И размечтался, как поэт:
«Жениться? Мне? зачем же нет? Оно и тяжело, конечно; Но что ж, я молод и здоров, Трудиться день и ночь готов; Уж кое-как себе устрою Приют смиренный и простой И в нем Парашу успокою. Пройдет, быть может, год-другой — Местечко получу, Параше Препоручу семейство наше И воспитание ребят... И станем жить, и так до гроба Рука с рукой дойдем мы оба, И внуки нас похоронят... »
Так он мечтал…
5. Каким предстает во фрагменте образ Евгения? 5. Какие черты типа «маленького человека» раскрываются в данном фрагменте? ОЛЕСЯ 5. Какую роль в поэме играет данный фрагмент? 6. В каких произведениях русской литературы представлены герои, мечтающие о семейном счастье, и в чем они сопоставимы с Евгением? 6. В каких произведениях русской литературы представлены типы «маленьких людей» и в чем они сопоставимы с Евгением? ОЛЕСЯ 5. Какие черты типа «маленького человека» раскрываются в данном фрагменте? ОЛЕСЯ Герой поэмы «Медный всадник» Евгений имеет некоторые типические черты «маленького человека». К данному типу относят героев, занимающих невысокое социальное положение. Из приведённого фрагмента мы узнаём, что Евгений «где-то служит» и что он беден, а значит, образ фактически лишается индивидуальных черт. Мир героя ограничен заботами о деньгах, печалями о своём бедственном положении, что говорит о заурядности личности. («Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь…). Как правило, образ «маленького человека» связан с мотивом мечты. Предаваясь размышлениям, Евгений рисует в своём воображении семейную идиллию, не исключает возможности получить место на службе и препоручить воспитание детей Параше. Однако герой ограничивается единственной скромной мечтой, испытывая неуверенность в себе и предполагая свой тихий и незаметный уход из жизни. Также стоит отметить, что взгляды Евгения не устремлены к проблемам философского и исторического характера, а замыкаются узким кругом своих интересов и личностной пассивностью, герой ощущает страх, прислушиваясь к шуму за окном и осознавая своё бессилие перед стихией.
6. В каких произведениях русской литературы представлены типы «маленьких людей» и в чем они сопоставимы с Евгением? ОЛЕСЯ
Для сопоставления с Евгением, героем поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», обратимся к образу Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Н. В. Гоголя «Шинель». Оба героя живут в своем примитивном микромире, полном ограничений. Если Евгений ограничивается мечтами о незначительном месте на службе и семейном счастье с Парашей, то Башмачкин ограничен главным делом своей жизни - переписыванием («Мало сказать, что он служил ревностно, - нет, он служил с любовью»), а впоследствии и мечтой о новой шинели, ради которой герой прибегнет к чрезмерной экономии (приучился голодать по вечерам, не использовать лишних свечей). Как и Евгений, так и Башмачкин являются участниками традиционного конфликта – частный человек и государство. Личному счастью Евгения не суждено было сбыться, так как простому человеку противостоит великий правитель, действия которого предопределили будущее героя (разбушевавшаяся стихия, унёсшая жизнь возлюбленной Евгения и разрушившая надежды, является олицетворением власти). Воплощением злой судьбы для Акакия Акакиевича является «значительное лицо», не откликнувшееся на просьбу героя. Это не конкретный персонаж, а олицетворение власти денег, бездушной системы. Оба героя в столкновении с действительностью проигрывают и умирают, оставшись так и неуслышанными. Однако если Евгений был способен на некий бунт («Ужоль тебе? - грозит герой памятнику ), то Башмачкин не смог возразить «значительному лицу». А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь неоднозначно оценивают тип «маленького человека»: А. С.
|
|||||||
|