Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Медный всадник». Фрагменты и вопросы к ним. (отработка 5, 6 заданий). 6. В каких произведениях русской литературы представлены лирические отступления и в чем они сопоставимы с поэмой Пушкина? КРИСТИНА



«Медный всадник»

Фрагменты и вопросы к ним

(отработка 5, 6 заданий)

 

 

Вступление

 

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно, 1
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

 

5. Каким предстает во фрагменте образ Петра? ПОЛИНА РОТАРУ

5. Каким представлен Петербург во фрагменте?

5. Как в приведенном фрагменте раскрывается авторская позиция? КРИСТИНА

5. Какую роль в поэме играет вступление?

6. В каких произведениях русской литературы представлены лирические отступления и в чем они сопоставимы с поэмой Пушкина? КРИСТИНА

6. В каких произведениях русской литературы представлены образы Петербурга и в чем они сопоставимы с поэмой Пушкина? ПОЛИНА РОТАРУ

6. В каких произведениях русской литературы авторы открыто выражают свою позицию и в чем они сопоставимы с данным фрагментом?

6. В каких произведениях русской литературы образы героев изображались двояко и в чем они сопоставимы с поэмой Пушкина?

 

Итак, домой пришед, Евгений

Стряхнул шинель, разделся, лег.

Но долго он заснуть не мог

В волненье разных размышлений.

О чем же думал он? о том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость и честь;

Что мог бы бог ему прибавить

Ума и денег. Что ведь есть

Такие праздные счастливцы,

Ума недальнего, ленивцы,

Которым жизнь куда легка!

Что служит он всего два года;

Он также думал, что погода

Не унималась; что река

Всё прибывала; что едва ли

С Невы мостов уже не сняли

И что с Парашей будет он

Дни на два, на три разлучен.

Евгений тут вздохнул сердечно

И размечтался, как поэт:

 

«Жениться? Мне? зачем же нет?

Оно и тяжело, конечно;

Но что ж, я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

Пройдет, быть может, год-другой —

Местечко получу, Параше

Препоручу семейство наше

И воспитание ребят...

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой дойдем мы оба,

И внуки нас похоронят... »

 

Так он мечтал…

 

5. Каким предстает во фрагменте образ Евгения?

5. Какие черты типа «маленького человека» раскрываются в данном фрагменте? ОЛЕСЯ

5. Какую роль в поэме играет данный фрагмент?

6. В каких произведениях русской литературы представлены герои, мечтающие о семейном счастье, и в чем они сопоставимы с Евгением?

6. В каких произведениях русской литературы представлены типы «маленьких людей» и в чем они сопоставимы с Евгением? ОЛЕСЯ

5. Какие черты типа «маленького человека» раскрываются в данном фрагменте? ОЛЕСЯ

Герой поэмы «Медный всадник» Евгений имеет некоторые типические черты «маленького человека». К данному типу относят героев, занимающих невысокое социальное положение. Из приведённого фрагмента мы узнаём, что Евгений «где-то служит» и что он беден, а значит, образ фактически лишается индивидуальных черт. Мир героя ограничен заботами о деньгах, печалями о своём бедственном положении, что говорит о заурядности личности. («Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь…). Как правило, образ «маленького человека» связан с мотивом мечты. Предаваясь размышлениям, Евгений рисует в своём воображении семейную идиллию, не исключает возможности получить место на службе и препоручить воспитание детей Параше. Однако герой ограничивается единственной скромной мечтой, испытывая неуверенность в себе и предполагая свой тихий и незаметный уход из жизни. Также стоит отметить, что взгляды Евгения не устремлены к проблемам философского и исторического характера, а замыкаются узким кругом своих интересов и личностной пассивностью, герой ощущает страх, прислушиваясь к шуму за окном и осознавая своё бессилие перед стихией.

 

6. В каких произведениях русской литературы представлены типы «маленьких людей» и в чем они сопоставимы с Евгением? ОЛЕСЯ

 

Для сопоставления с Евгением, героем поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», обратимся к образу Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Н. В. Гоголя «Шинель». Оба героя живут в своем примитивном микромире, полном ограничений. Если Евгений ограничивается мечтами о незначительном месте на службе и семейном счастье с Парашей, то Башмачкин ограничен главным делом своей жизни - переписыванием («Мало сказать, что он служил ревностно, - нет, он служил с любовью»), а впоследствии и мечтой о новой шинели, ради которой герой прибегнет к чрезмерной экономии (приучился голодать по вечерам, не использовать лишних свечей). Как и Евгений, так и Башмачкин являются участниками традиционного конфликта – частный человек и государство. Личному счастью Евгения не суждено было сбыться, так как простому человеку противостоит великий правитель, действия которого предопределили будущее героя (разбушевавшаяся стихия, унёсшая жизнь возлюбленной Евгения и разрушившая надежды, является олицетворением власти). Воплощением злой судьбы для Акакия Акакиевича является «значительное лицо», не откликнувшееся на просьбу героя. Это не конкретный персонаж, а олицетворение власти денег, бездушной системы. Оба героя в столкновении с действительностью проигрывают и умирают, оставшись так и неуслышанными. Однако если Евгений был способен на некий бунт («Ужоль тебе? - грозит герой памятнику ), то Башмачкин не смог возразить «значительному лицу». А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь неоднозначно оценивают тип «маленького человека»: А. С.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.