Раннее детство. Детство
Работу выполнил: студент 2 курса
ПО(русский; литература) Макаров Максим
Задание 1. Заполнить таблицу по познавательным психическим процессам:
1) познавательный процесс (восприятие, воображение, внимание);
2) определение;
3) виды (каждому дать определение)
4) свойства (каждому дать определение)
Познаватель-ный процесс
| Определение
| Виды
| Свойства
| Восприятие
| Целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
| а) Восприятие времени - образное отражение таких характеристик явлений и процессов внешней действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность
б)Восприятие пространства -чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей, их пространственных отношений и движений.
в)Восприятие движения -способность отражать положения и перемещения различных предметов во времени.
г) Восприятие формы- одна из важнейших функций зрительного анализатора. Оно позволяет оценить разные геометрические особенности воспринимаемого объекта.
д) Восприятие величины- предметы воспринимаются нами на основе комбинации двух механизмов: аккомодации и конвергенции.
Аккомодация –это изменение преломляющей способности хрусталика путём изменения его кривизны.
Конвергенция – сведение зрительных осей на воспринимаемом предмете.
е) Восприятие глубины и удалённости-зрительная способность воспринимать действительность в её трёхизмерениях, воспринимать расстояние до объекта.
Классификация восприятия по направленности:
Внешненаправленное – восприятие предметов и явлений внешнего мира.
Внутренненаправленное – восприятие собственных мыслей и чувств.
Классификация восприятия по времени:
а) Актуальное;
б)Неактуальное.
| Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.
Целостность восприятия – это создание цельного образа предмета. Это свойство восприятия не является врождённым, а формируется в процессе жизни и практической деятельности человека.
Структурность восприятия– восприятие не отвечает нашим мгновенным ощущениям, т. е. не является их простой суммой. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека, с другой
Избирательность– выделение каких-либо объектов или их частей, находящихся в сенсорном поле (в зоне восприятия). Избирательность восприятия проявляется во внимании. Выделяемы и поэтому отчётливо отражаемый объект восприятия выступает как фигура, а остальные объекты – как фон. При прочих равных условиях избирательность восприятия определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор.
Константность – способность перцептивной системы компенсировать изменения облика предметов из-за многообразия условий их проявления и положения. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. д. Константность восприятия – не врождённое, а приобретённое свойство.
Осмысленность – это создание осмысленных образов в восприятии, придание перцептивным образам определённого смыслового значения.
| Воображение
| Психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых, отражение действительности в новых непривычных сочетаниях и связях.
| Творческое – возникает в процессе труда и предлагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Творческое активное– возникает в процессе труда и предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Воссоздающее активное воображение – имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию (например, при чтении литературного произведения мы представляем героев).
Пассивное воображения – имеет в своей основе создание тех или иных образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение бывает: преднамеренным и непреднамеренным.
| Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими – воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному - воплощению.
Регулирование эмоциональных состояний — это адаптация эмоций к контексту или удовлетворению личных целей. Оно включает внешние и внутренние процессы, связанные с мониторингом, оценкой и изменением эмоциональных реакций, особенно их интенсивности и продолжительности.
Формирование внутреннего плана действий - способность выполнять действия в уме, является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собой ключевое условие для развития интеллекта
Планирование и программирование деятельности — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.
Управление психофизическим состоянием организма — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием.
| Внимание
| Направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте.
| Непроизвольное внимание - возникает под влиянием сильного раздражителя, без волевого влияния человека.
Есть 3 подвида:
вынужденное – трудноуправляемое, например, на сверхстимулы;
невольное – к объектам, удовлетворяющим потребности;
привычное – на основах деятельности человека.
Произвольное внимание - возникает под действием воли человека, когда человек концентрируется на достижении какой-либо цели.
Выделяют: волевое; выжидательное; спонтанное.
Послепроизвольное внимание - носит целенаправленный характер, однако волевых усилий требует только в начале, а затем человек заинтересовывается процессом, и воля уже не требуется.
| Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определённых объектах окружающей действительности. Т. е. устойчивость проявляется во времени, в течении которого человек может быть непрерывно сосредоточен на одном объекте. Отвлекаемость – свойство, противоположное устойчивости.
Распределение внимания – это способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для длительной деятельности.
Сосредоточеннымназывается внимание, направленное на какой-либо объект или действие. Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью интенсивности, что делает его необходимым условием успешности выполнения отдельных важных для человека видов деятельности.
Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.
Устойчивость внимания – это длительность сосредоточения на объекте или явлении или удержание требуемой интенсивности внимания в течении длительного времени.
|
Задание 2. Используя рекомендуемую литературу заполнить таблицу «Развитие познавательной сферы детей в онтогенезе». Таблицы заполняются тезисно, кратко, вносится основная информация.
Эпоха
| Стадия
| Восприятие
| Мышление
| Воображение
| Память
| Внимание
| Речь(словарный запас)
|
Раннее детство
| Младенчество
0-1 год
| Развивается зрительное сосредоточение, становится возможным прослеживание движущихся предметов. Восприятие формы, света, предметов. Развивается пространственное восприятие, восприятие глубины. Воспринимаются не отдельные свойства объектов, а объекты в целом (ребенок создает образы предметов). На развитие восприятия влияет разнообразие окружающей ребенка обстановки. Восприятие и действие — основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. Повышена чувствительность сенсорного восприятия.
| Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.
|
| Функционирует «внутри» ощущений и восприятий. Проявляется в форме запечатления, узнавания. Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.
| Первоначально внимание выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительные признаки, а также предметы и действия с ними. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.
| Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1, 5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.
К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.
Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.
| Ранний
возраст
1-3 года
| Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом. Развивается зрительное и слуховое восприятие. Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.
| Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами). Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т. е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули). У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).
| Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.
| Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодичес-кую структуру слова, а на его значение. Появляется новый процесс памяти — воспроизведение.
| В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется крут предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.
| В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям: · совершенствуется понимание речи взрослых; · формируется собственная активная речь. Особенности развития речи в раннем возрасте. Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками. Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования. Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь. Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный. Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.
|
Детство
| Дошкольный возраст
3-6(7) лет
| Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними. В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее: восприятие превращается в особую познавательную деятельность; зрительное восприятие становится одним из ведущих; » воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов); совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.
| Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.
| Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом.
| Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.
| В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте: значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; внимание становится опосредованным; внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания.
| Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас ребенка. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.
| Младший школьный возраст
6(7)–11(12) лет
| Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.
Происходит интеллектуализация восприятия, которая зависит от усложняющегося обучения.
| Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от нагляднообразного к словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники). В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления). Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.
| Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой — воссоздающее (репродуктивное), на второй — продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии [11. С. 314]. 7-8 лет — сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).
| Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.
Происходит интеллектуализация памяти. Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. Подростком активно осваиваются мнемические приемы.
| Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
| Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь — показатель уровня развития ребенка. В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).
Более контролируемой и управляемой становится речь. Расширяется богатство словаря. Легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи. Обнаруживает нарушение правил письменной и устной речи. Интересуется значением незнакомых слов. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростка важен авторитет культурного носителя языка.
Понимание подростком значения и смыслов языка, индивидуализирует самосознание подростка.
В подростковых субкультурах особый смысл имеет сленг. В подростковом возрасте развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.
|
|