![]()
|
|||
Дмитрий Сергеевич ЛихачевДмитрий Сергеевич Лихачев 1906-1999 … Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Дмитрий Сергеевич Лихачёв - крупнейший ученый и защитник русской культуры. Он прожил очень длинную жизнь, в которой были лишения, гонения, а также грандиозные свершения на научной ниве, признание не только на родине, но и по всему миру. Когда Дмитрия Сергеевича не стало, в один голос заговорили: он был совестью нации. И в этом высокопарном определении нет натяжки. Действительно, Лихачёв являл собой пример самоотверженного и неотступного служения Родине.
С 1914 года Дмитрий учился в гимназии Императорского Человеколюбивого общества, а с 1916 г. посещал реальное училище К. И. Мая. «… Школа К. И. Мая наложила сильный отпечаток и на мои интересы. И на мой жизненный, я бы сказал мировоззренческий, опыт. Я вспоминаю те несколько лет, которые я провел у Мая, с великой благодарностью».
Во второй половине 80-х и в 90-е авторитет Дмитрия Сергеевича был невероятно велик не только в академических кругах, его почитали люди самых разных профессий, политических взглядов. Он выступал как пропагандист охраны памятников - как материальных, так и нематериальных. Дмитрий Сергеевич прожил 92 года, в течение его земного пути в России несколько раз сменились политические режимы. Он родился в Санкт-Петербурге и умер в нем же, но жил и в Петрограде, и в Ленинграде… Выдающийся ученый через все испытания пронес веру (причем его родители были из старообрядческих семей) и выдержку, всегда оставался верен своей миссии - хранить память, историю, культуру. Дмитрий Сергеевич пострадал от советской власти, но не стал диссидентом, всегда находил разумный компромисс в отношениях с вышестоящими, чтобы иметь возможность делать свое дело. Совесть его не была замарана ни одним неблаговидным поступком. Как-то он написал о своем опыте отбывания срока на Соловках: «Я понял следующее: каждый день - подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете». В жизни было много-много дней, каждый из которых он наполнял трудом по преумножению культурного богатства России.
Книга, точнее небольшая книжка, которую Вы открываете, не только взывает к совести, но очень простыми и доходчивыми словами объясняет, что может дать человеку культура, что скрывается за понятиями патриотизм и национализм. Д. С. Лихачев, познавший в своей жизни все, тем не менее отмечает, что «жизнь человека - это не отдельные события, связывающиеся в незакономерную последовательность, а своего рода организм, биографическое целое».
Читая книгу, испытываешь несравненное удовольствие от мастерского слога, от простоты изложения, но в то же время, глубины рассуждений автора. Погружаешься в историю, наслаждаешься описанием старой, еще дореволюционной жизни. Совсем другой, неведомой нам, той жизни, которая знакома из художественных книг. А здесь автор правдиво рассказывает о повседневной жизни, о своих встречах с известными людьми, с интереснейшими личностями. Легко представить себе скромный быт семьи. Жизнь в съемных квартирах и лето, проведенное на даче в финской Куоокале. Именно там, на даче, судьба свела еще подростка Диму с Чуковским, с Анненковыми, с семейством Пуни, с Репиным и гостями его «Пенат». «Вот в этой обстановке и расцветали озорная живопись, озорное сочинительство (пьес и стихов), по преимуществу для детей. Без этого детского и юношеского озорства нельзя понять многое в Чуковском, в Репине, в Пуни и в Анненкове». «Люди искусства стали для нас всех если не знакомыми, то легко узнаваемыми, близкими, встречаемыми» И если описания детства автора - это история страны, то его размышления о нравственности, культуре, человечности - это уже некая философия. Но философия увлекательная, познавательная. Это мысли-рассуждения, мыслеобразы, написанные специально для молодежи, понятные без объяснений.
Вот почему так важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии - это одно из важнейших " наглядных пособий" морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к могилам предков. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. И подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким - родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, - так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ». Лихачев вывел свои Десять заповедей человечности 1. Не убий и не начинай войны. 2. Не помысли народ свой врагом других народов. 3. Не укради и не присваивай труда брата своего. 4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. 5. Уважай мысли и чувства братьев своих. 6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. 7. Чти природу как матерь свою и помощницу. 8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. 9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. 10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. Следуя этим заповедям можно легко идти по жизни, преодолевать сложности жизненных перипетий. Главное не забывать о культуре, о совести, о доброте. Не забывайте о самопознании, о патриотизме, о нравственности. Имейте книгу «Раздумья» у себя на столе и вы всегда найдете в ней рекомендации и совет. Совет старшего и опытного друга.
|
|||
|