Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дмитрий Сергеевич Лихачев



Дмитрий Сергеевич Лихачев

1906-1999

… Человек должен жить в сфере добра.

Эта сфера добра в значительной степени

создается им самим.

Она создается из его добрых дел,

добрых чувств,

добрых воздействий на окружающую среду,

памяти на добро.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв - крупнейший ученый и защитник русской культуры. Он прожил очень длинную жизнь, в которой были лишения, гонения, а также грандиозные свершения на научной ниве, признание не только на родине, но и по всему миру. Когда Дмитрия Сергеевича не стало, в один голос заговорили: он был совестью нации. И в этом высокопарном определении нет натяжки. Действительно, Лихачёв являл собой пример самоотверженного и неотступного служения Родине.

 «… Я родился в среднеинтеллигентской семье. Мой отец был инженер-электрик, добившийся высшего электротехнического образования только благодаря своей энергии и работоспособности…. »

Так писал Дмитрий Сергеевич о своей семье. Семья жила в Санкт-Петербурге. Жили Лихачёвы скромно, но находили возможности не отказываться от своего увлечения - регулярных посещений Мариинского театра, вернее, именно балетных спектаклей. А летом снимали дачу в Куоккале, где Дмитрий приобщился к среде артистической молодежи.

 С 1914 года Дмитрий учился в гимназии Императорского Человеколюбивого общества, а с 1916 г. посещал реальное училище К. И. Мая.

«… Школа К. И. Мая наложила сильный отпечаток и на мои интересы. И на мой жизненный, я бы сказал мировоззренческий, опыт. Я вспоминаю те несколько лет, которые я провел у Мая, с великой благодарностью».

Впоследствии Дмитрий сменил несколько школ, так как система образования менялась в связи с событиями революции и Гражданской войны. В 1923 году Лихачев поступил на этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук Петроградского университета. Он учился на двух отделениях: романо-германском и славяно-русском (языкознание и литература). Университет окончил в 1928 году. Написал две дипломные работы: о переводах Шекспира в России конца XVIII - начала XIX вв. и о древнерусских повестях (о патриархе Никоне). В какой-то момент вошел в студенческий кружок под шуточным названием «Космическая академия наук». Участники этого кружка регулярно собирались, читали и обсуждали доклады друг друга. В феврале 1928-го Дмитрий Лихачёв был арестован за участие в кружке и осужден на 5 лет «за контрреволюционную деятельность». Следствие длилось полгода, после чего Лихачёв был отправлен в Соловецкий лагерь.

Опыт жизни в лагере Лихачёв назвал потом своим «вторым и главным университетом». Он сменил на Соловках несколько видов деятельности. «Из всей этой передряги я вышел с новым знанием жизни и с новым душевным состоянием. То добро, которое мне удалось сделать сотням подростков, сохранив им жизнь, да и многим другим людям, добро, полученное от самих солагерников, опыт всего виденного создали во мне какое-то очень глубоко залегшее во мне спокойствие и душевное здоровье».

Лихачёв был освобожден досрочно, в 1932 году, причем «с красной полосой» - то есть с удостоверением о том, что он - ударник строительства Беломорско-Балтийского канала, что давало ему право проживать где угодно. Он вернулся в Ленинград, работал корректором в издательстве Академии наук (получить более серьезную работу мешало наличие судимости). В 1938-м стараниями руководителей Академии наук СССР с Лихачёва была снята судимость. Тогда Дмитрий Сергеевич поступил на работу в Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). В июне 1941-го защитил кандидатскую диссертацию по теме «Новгородские летописные своды XII века». Докторскую диссертацию ученый защитил после войны, в 1947-м. Войну Лихачёвы (к тому времени Дмитрий Сергеевич был женат, у него было две дочери) пережили частично в блокадном Ленинграде.

Главной темой Лихачёва-ученого стала древнерусская литература. В 1950 году под его научным руководством были подготовлены к изданию в серии «Литературные памятники» Повесть временных лет и «Слово о полку Игореве». С 1954-го года до конца жизни Дмитрий Сергеевич возглавлял сектор древнерусской литературы Пушкинского Дома. Лихачёв во многом открыл широкому кругу читателей древнерусскую литературу, сделал все, чтобы она «ожила», стала интересной не только специалистам-филологам.

Во второй половине 80-х и в 90-е авторитет Дмитрия Сергеевича был невероятно велик не только в академических кругах, его почитали люди самых разных профессий, политических взглядов. Он выступал как пропагандист охраны памятников - как материальных, так и нематериальных.

Дмитрий Сергеевич прожил 92 года, в течение его земного пути в России несколько раз сменились политические режимы. Он родился в Санкт-Петербурге и умер в нем же, но жил и в Петрограде, и в Ленинграде… Выдающийся ученый через все испытания пронес веру (причем его родители были из старообрядческих семей) и выдержку, всегда оставался верен своей миссии - хранить память, историю, культуру. Дмитрий Сергеевич пострадал от советской власти, но не стал диссидентом, всегда находил разумный компромисс в отношениях с вышестоящими, чтобы иметь возможность делать свое дело. Совесть его не была замарана ни одним неблаговидным поступком. Как-то он написал о своем опыте отбывания срока на Соловках: «Я понял следующее: каждый день - подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете». В жизни было много-много дней, каждый из которых он наполнял трудом по преумножению культурного богатства России.

Выдающимся трудом Дмитрия Сергеевича стала совсем небольшая книга «Раздумья». Неслучайно книга выпущена именно в издательстве " Детская литература", ибо её содержание обращено к тем, кто делает ещё неуверенные шаги на пути длинною в жизнь.

Книга, точнее небольшая книжка, которую Вы открываете, не только взывает к совести, но очень простыми и доходчивыми словами объясняет, что может дать человеку культура, что скрывается за понятиями патриотизм и национализм. Д. С. Лихачев, познавший в своей жизни все, тем не менее отмечает, что «жизнь человека - это не отдельные события, связывающиеся в незакономерную последовательность, а своего рода организм, биографическое целое».

Книга «Раздумья» начинается с обращения «К моим читателям», в которой Дмитрий Сергеевич утверждает, что «человек должен жить в сфере добра». Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории - своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, с ценностями гуманитарными в первую очередь.

Читая книгу, испытываешь несравненное удовольствие от мастерского слога, от простоты изложения, но в то же время, глубины рассуждений автора. Погружаешься в историю, наслаждаешься описанием старой, еще дореволюционной жизни. Совсем другой, неведомой нам, той жизни, которая знакома из художественных книг. А здесь автор правдиво рассказывает о повседневной жизни, о своих встречах с известными людьми, с интереснейшими личностями. Легко представить себе скромный быт семьи. Жизнь в съемных квартирах и лето, проведенное на даче в финской Куоокале. Именно там, на даче, судьба свела еще подростка Диму с Чуковским, с Анненковыми, с семейством Пуни, с Репиным и гостями его «Пенат». «Вот в этой обстановке и расцветали озорная живопись, озорное сочинительство (пьес и стихов), по преимуществу для детей. Без этого детского и юношеского озорства нельзя понять многое в Чуковском, в Репине, в Пуни и в Анненкове».

«Люди искусства стали для нас всех если не знакомыми, то легко узнаваемыми, близкими, встречаемыми»

И если описания детства автора - это история страны, то его размышления о нравственности, культуре, человечности - это уже некая философия. Но философия увлекательная, познавательная. Это мысли-рассуждения, мыслеобразы, написанные специально для молодежи, понятные без объяснений.

Память культуры. Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг и перед потомками. «Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии - это одно из важнейших " наглядных пособий" морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к могилам предков. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. И подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким - родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, - так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ».

Лихачев вывел свои Десять заповедей человечности

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Следуя этим заповедям можно легко идти по жизни, преодолевать сложности жизненных перипетий. Главное не забывать о культуре, о совести, о доброте. Не забывайте о самопознании, о патриотизме, о нравственности. Имейте книгу «Раздумья» у себя на столе и вы всегда найдете в ней рекомендации и  совет. Совет старшего и опытного друга.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.