Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАДАНИЕ 21. ДВОЕТОЧИЕ



ЗАДАНИЕ 21

Новое задание, требующее объяснения постановки знаков препинания. Знаки препинания в русском языке выполняют только две функции: они либо разделяют, либо выделяют. Разделяют части сложно предложения и однородные члены предложения. Выделяют обособленные второстепенные члены предложения, а также обращения и вводные слова.

ДВОЕТОЧИЕ

Двоеточие ставится:

1. Перед однородными членами предложения после обобщающих слов:

Нас было двое: брат и я. (П. )

Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки. (Акс. )

 

2. В бессоюзном сложном предложении:

Сержусь-то я на самого себя: сам кругом виноват. (П. )

Я знаю: в вашем сердце есть и гордости и прямая честь. (П. )

 

3. В предложениях с прямой речью:

Швейцар поразил его словами: „Не приказано принимать". (Г. )

В марте 1820 года поэт Жуковский подарил А. С. Пушкину портрет с надписью: „Победитрлю-ученику от побеждённого учителя",

ТИРЕ

Тире ставится:

1. Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое выражено именем существительным, числительным, неопределённой формой глагола и связка. отсутствует:

Книга—источник знания.

Трижды три — девять.

Пахать — не руками махать. (Поел. )

Наша задача— учиться.

Поэзия — это огненный взор юноши, кипящего избытком сил. (Бел. )

Романтизм — вот первое слово, огласившее пушкинский период. (Бел. )

2. После однородных членов предложения перед обобщающим словом: Надежду и пловца — всё море поглотило. (Кр. )

В поле, роще, в воздухе — всюду царствовало безмолвие.

 

3. Для выделения вводных слов и предложений, " вставляемых в се­редину предложения с целью пояснения или дополнения его:

Как вдруг — о чудо, о позор! — заговорил оракул вздор. (Кр. )

Тут делать нечего — друзья поцеловались. (Кр. )

Я слышал — правда ль? — будто встарь судей ' таких видали. (Кр. )

 

4. В бессоюзном сложном предложении:

Проснулся — пять станций убежало назад. (Г. )

Ввысь взлетает Сокол — жмётся Уж к земле. (М. Г. )

Лес рубят — щепки летят. (Поел. )

Молвит слово — соловей поёт.

Хвалы приманчивы — как их не поже­лать? (Кр. )

 

7. В предложениях с прямой речью:

„Выслушайте меня, — сказала Надя, — когда-нибудь до конца". (Ч. )

„Что вы тут делаете? " — промолвил Базаров, садясь около Фенечки. (Т. )

 

8. Между репликами диалога:

„Но ведать я желаю: вы сколько пользы при­несли? " — „Да наши предки Рим спасли. " —„Всё так, да вы что сделали такое? " — „Мы? Ничего! " —„Так что ж и доброго в вас есть? " (Кр. )

 

9. Между двумя словами, обозначающими место, время, количество. Здесь тире обозначает „от.., до“: На линии Горький — Москва ходят хорошо оборудованные теплоходы.

 

10. В неполных предложениях:

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я - довольно плохо (Тургенев)

Земля внизу казалась морем, а горы - громадными окаменевшими волнами (Арсеньев).

ЗАПЯТАЯ

Запятая ставится:

1. Для разделения однородных членов предложения:

Степь застонала под звоном шашек, под свистом пуль, под раскатами орудийного грома. (Фурм. )

Стал накрапы­вать редкий, мелкий дождь. (Ч. )

Она говорила мало, но толково. (Т. )

 

2. Для выделения обращений:

Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? (Кр. )

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (П. )

 

3. Для выделения вводных слов и вводных предложений:

Это показа­лось ему, по-видимому, странным. (П. )

Гора хоть не гора, но, право, будет с дом. (Кр. )

 

4. Для выделения слов да, нет, конечно, ладно и т. п., обозначающих подтверждение, согласие, и слова что, употребляемого для вопроса, напри­мер:

Да, были люди в наше время. (Л. )

Нет, рано чувства в нём остыли. (П. )

 

5. Для выделения обособленных второстепенных членов:

а) определений, особенно причастных оборотов:

Мазепа, в думу погру­жённый, взирал на битву, окружённый толпой мятежных казаков. (П. )

Небо, золотое и багровое, отражалось в воде. (Ч. )

Я погрузился в размышле­ния, большей частью печальные. (П. )

Усталая, она замолчала. (М. Г. )

Обод­рённый знаками всеобщего удовольствия, рядчик совсем завихрился. (Т. ) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (Т. )

Вся дере­вушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из ворот ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид. (Ч. );

б) приложений:

Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. (Кр. )

Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренне полюбил Лаврецкого. (Т. );

в) деепричастий и деепричастных оборотов:

Закаркав, отлетела ватага чёрная ворон. (П. )

Я выехал из Симбирска, не простясь с моим учителем. (П. )

Его лошадка, снег почуя, плетётся рысью как-нибудь. (П. );

г) распространённых обстоятельств:

Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. (Т. )

Старый и седобородый Яйуш, за неимением квар­тиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор. );

д) уточняющих членов предложения:

Недалеко от нас, выстрела за два, был аул Хунзах. (Л. Т. )

Однажды в субботу, рано утром, я ушёл в огород Петровны ловить снегирей. (М. Г. );

е) дополнений, вводимых предлогами кроме, помимо, вместо, сверх, за исключением и др.:

Все, кроме матери, отправились на тоню. (Акс. )

Кроме Веленчука, около костра грелись ещё пять человек солдат моего взвода. (Л. Т. )

Лекарь второпях, вместо двенадцати капель, налил целых сорок. (Т. )

 

7. Для разделения сложносочинённых предложений с союзами:

Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали во тьме ночной перекликался часовой. (П. )

 

8. Для отделения придаточных предложений от главного:

Нужно такую жизнь строить, чтобы в ней всем было просторно. (М. Г. )

Кто живёт без пе­чали и гнева, тот не любит отчизны своей. (Н. )

Тому, что было, уж не бывать. (П. )

 

9. Для разделения предложений, входящих в состав бессоюзного сложного предложения:

Лошади тро­нулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (П. )

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.