|
|||
ЗАДАНИЕ 21. ДВОЕТОЧИЕЗАДАНИЕ 21 Новое задание, требующее объяснения постановки знаков препинания. Знаки препинания в русском языке выполняют только две функции: они либо разделяют, либо выделяют. Разделяют части сложно предложения и однородные члены предложения. Выделяют обособленные второстепенные члены предложения, а также обращения и вводные слова. ДВОЕТОЧИЕ Двоеточие ставится: 1. Перед однородными членами предложения после обобщающих слов: Нас было двое: брат и я. (П. ) Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки. (Акс. )
2. В бессоюзном сложном предложении: Сержусь-то я на самого себя: сам кругом виноват. (П. ) Я знаю: в вашем сердце есть и гордости и прямая честь. (П. )
3. В предложениях с прямой речью: Швейцар поразил его словами: „Не приказано принимать". (Г. ) В марте 1820 года поэт Жуковский подарил А. С. Пушкину портрет с надписью: „Победитрлю-ученику от побеждённого учителя", ТИРЕ Тире ставится: 1. Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое выражено именем существительным, числительным, неопределённой формой глагола и связка. отсутствует: Книга—источник знания. Трижды три — девять. Пахать — не руками махать. (Поел. ) Наша задача— учиться. Поэзия — это огненный взор юноши, кипящего избытком сил. (Бел. ) Романтизм — вот первое слово, огласившее пушкинский период. (Бел. ) 2. После однородных членов предложения перед обобщающим словом: Надежду и пловца — всё море поглотило. (Кр. ) В поле, роще, в воздухе — всюду царствовало безмолвие.
3. Для выделения вводных слов и предложений, " вставляемых в середину предложения с целью пояснения или дополнения его: Как вдруг — о чудо, о позор! — заговорил оракул вздор. (Кр. ) Тут делать нечего — друзья поцеловались. (Кр. ) Я слышал — правда ль? — будто встарь судей ' таких видали. (Кр. )
4. В бессоюзном сложном предложении: Проснулся — пять станций убежало назад. (Г. ) Ввысь взлетает Сокол — жмётся Уж к земле. (М. Г. ) Лес рубят — щепки летят. (Поел. ) Молвит слово — соловей поёт. Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (Кр. )
7. В предложениях с прямой речью: „Выслушайте меня, — сказала Надя, — когда-нибудь до конца". (Ч. ) „Что вы тут делаете? " — промолвил Базаров, садясь около Фенечки. (Т. )
8. Между репликами диалога: „Но ведать я желаю: вы сколько пользы принесли? " — „Да наши предки Рим спасли. " —„Всё так, да вы что сделали такое? " — „Мы? Ничего! " —„Так что ж и доброго в вас есть? " (Кр. )
9. Между двумя словами, обозначающими место, время, количество. Здесь тире обозначает „от.., до“: На линии Горький — Москва ходят хорошо оборудованные теплоходы.
10. В неполных предложениях: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я - довольно плохо (Тургенев) Земля внизу казалась морем, а горы - громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). ЗАПЯТАЯ Запятая ставится: 1. Для разделения однородных членов предложения: Степь застонала под звоном шашек, под свистом пуль, под раскатами орудийного грома. (Фурм. ) Стал накрапывать редкий, мелкий дождь. (Ч. ) Она говорила мало, но толково. (Т. )
2. Для выделения обращений: Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? (Кр. ) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (П. )
3. Для выделения вводных слов и вводных предложений: Это показалось ему, по-видимому, странным. (П. ) Гора хоть не гора, но, право, будет с дом. (Кр. )
4. Для выделения слов да, нет, конечно, ладно и т. п., обозначающих подтверждение, согласие, и слова что, употребляемого для вопроса, например: Да, были люди в наше время. (Л. ) Нет, рано чувства в нём остыли. (П. )
5. Для выделения обособленных второстепенных членов: а) определений, особенно причастных оборотов: Мазепа, в думу погружённый, взирал на битву, окружённый толпой мятежных казаков. (П. ) Небо, золотое и багровое, отражалось в воде. (Ч. ) Я погрузился в размышления, большей частью печальные. (П. ) Усталая, она замолчала. (М. Г. ) Ободрённый знаками всеобщего удовольствия, рядчик совсем завихрился. (Т. ) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (Т. ) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из ворот ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид. (Ч. ); б) приложений: Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. (Кр. ) Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренне полюбил Лаврецкого. (Т. ); в) деепричастий и деепричастных оборотов: Закаркав, отлетела ватага чёрная ворон. (П. ) Я выехал из Симбирска, не простясь с моим учителем. (П. ) Его лошадка, снег почуя, плетётся рысью как-нибудь. (П. ); г) распространённых обстоятельств: Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. (Т. ) Старый и седобородый Яйуш, за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор. ); д) уточняющих членов предложения: Недалеко от нас, выстрела за два, был аул Хунзах. (Л. Т. ) Однажды в субботу, рано утром, я ушёл в огород Петровны ловить снегирей. (М. Г. ); е) дополнений, вводимых предлогами кроме, помимо, вместо, сверх, за исключением и др.: Все, кроме матери, отправились на тоню. (Акс. ) Кроме Веленчука, около костра грелись ещё пять человек солдат моего взвода. (Л. Т. ) Лекарь второпях, вместо двенадцати капель, налил целых сорок. (Т. )
7. Для разделения сложносочинённых предложений с союзами: Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали во тьме ночной перекликался часовой. (П. )
8. Для отделения придаточных предложений от главного: Нужно такую жизнь строить, чтобы в ней всем было просторно. (М. Г. ) Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизны своей. (Н. ) Тому, что было, уж не бывать. (П. )
9. Для разделения предложений, входящих в состав бессоюзного сложного предложения: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (П. )
|
|||
|