Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





- Ваше исследование носит, больше, экономический, или социальный, культурный характер?



- Ваше исследование носит, больше, экономический, или социальный, культурный характер?

 

- В первую очередь, конечно, это социокультурный аспект, какое влияние купечество оказывало и какую роль играло именно в формировании культуры местного населения.

 

- В вашем исследовании есть то, что по-настоящему вас поразило: яркие примеры судеб, событий?

 

- Я хотела бы сосредоточиться на таком практическом, очень важном для широкой читающей публики проекте, как подготовка и издание «Энциклопедического словаря по истории купечества и коммерции Сибири». На сегодня это самое полное издание, в котором собрана информация о купцах, которые когда-либо жили от Урала и до Тихого океана. На Дальнем Востоке так же издана «Энциклопедия по истории предпринимательства Дальнего Востока», но туда, в основном, входят люди второй половины 19-го, начала 20-го веков. Кроме того, в некоторых городах изданы биобиблиографические справочники. Эти издания пользуются большой популярностью и спросом. Люди ищут там свои генеалогические корни и просто интересуются историей. Вся информация в нашем словаре собрана по крупицам, из самых разных архивных источников. Порой перечитаешь груды справочников, отчетов, каких-то бухгалтерских книг, прежде чем отыщешь крупицу золота, в виде информации о том, например, что в таком-то году купец такой-то объявлял капитал по третьей гильдии. А о ком-то можно писать большие литературные произведения. И примеров очень много. Огромный вклад в культуру региона внес томский купец Петр Иванович Макушин, имя которого сегодня носит Томская городская библиотека. Этот человек считал, что просвещение народа – прежде всего! Этот девиз он сделал делом всей своей жизни: создал общество попечения о начальном образовании. Это первое культурно-просветительское общество на территории Сибири, которое играло роль культурного центра в Томске. Петр Иванович открывал школы, библиотеки, - в общем, сыграл очень важную роль в развитии культуры и просвещения Томска. Он был родом из семьи псаломщика, окончил духовную семинарию, потом – духовную академию. По поручению Синода Русской Православной Церкви приехал на Алтай в составе Алтайской духовной миссии, преподавать грамоту. Позже он поселился в Томске и занялся предпринимательством, вступил во вторую гильдию томского купечества. Несмотря на это, свою миссионерскую задачу этот человек пронес через всю жизнь (пусть и не через проповедь), помогая своим согражданам приобретать знания, и был известен как очень щедрый благотворитель. И таких людей в каждом городе можно найти очень много.

Известно такое имя, как Иннокентий Михайлович Сибиряков. Этот купец первой гильдии, происходил из очень влиятельной семьи иркутских купцов, обладал многомиллионным состоянием и был глубоко религиозным человеком. Он нередко восклицал: «Помогите, я страшно богат! ». Иннокентий Михайлович решил евангельские заповеди взять за основу своей жизни. Он считал, что богатому человеку не дано наследовать Царствие Божие, а потому занимался щедрыми благотворительными пожертвованиями на самые разные нужды: и в пользу православных храмов, и в пользу учебных заведений Сибири и центральной России, на которые он потратил более четырех миллионов рублей. Полиция много раз приводила к нему врачей-психиатров, чтобы те освидетельствовали купца на предмет наличия душевных болезней. Поскольку считалось, что нормальный человек не может так транжирить состояние, которое десятилетиями копила вся семья. Всякий раз комиссия выносила вердикт: здоров! История этого человека завершилась на горе Афон, где Иннокентий Михайлович Сибиряков принял монашеский постриг и завершил свои земные дни.

Есть еще одна судьба. Имя красноярского купца Михаила Константиновича Сидорова связано с открытием Северного морского пути, соединившего устья Печоры, Оби и Енисея. Долгие столетия, начиная с эпохи Петра I, люди пытались пройти через северные моря, но предприятия эти были весьма рискованными и часто заканчивались гибелью очередной экспедиции. Только в 70-х годах 19-го века, благодаря средствам и чаяниям Михаила Константиновича, путь этот удалось проложить. Этот купец был фанатом северной тематики. Ему посчастливилось в Туруханском крае обнаружить богатые залежи графита. Короткий (а, значит, дешевый) путь транспортировки графита на предприятия был остро необходим. Многолетние изыскания Сидорова оставили нам в наследство не только Северный морской путь, но и множество трудов по флоре, фауне северной природы, по краеведению. Он участвовал во многих других благотворительных акциях: выставках, сборе средств на знаменитый памятник Ломоносову в Архангельске (малой родине Михаила Константиновича). Не знаю, можно ли назвать этого человека несчастным, учитывая тот факт, что умер он в нищете. Пожертвования на изыскания Северного морского пути и другие благотворительные нужды изрядно истощили его капитал. Тем не менее, жизнь его никак нельзя назвать бесцельной, и, когда наступил момент собирать камни, Михаилу Константиновичу Сидорову было, что вспомнить, и чему радоваться.

  

- Больше бы нам сегодня таких «душевнобольных», бескорыстных, увлеченных большой красивой идеей благотворителей. Многие современные бизнесмены занимаются благотворительностью только потому, что это модно. Нынешний купец изрядно похудел, помельчал, и говорить о баснословных вливаниях в социальную и культурную жизнь страны приходится довольно редко, не так ли?  

 

- Поэтому сейчас на государственном уровне провозглашен проект по изучению истории российского предпринимательства, для того, чтобы современные предприниматели учились не только тому, как вести бизнес, но и перенимали какие-то духовные качества коллег по цеху. Тогда жертвовали все, без исключения, это было нормой, которую стимулировали и церковь, и государство. В результате, купец зарабатывал имя, авторитет, его уважали сограждане. При этом, купцы были людьми разными: и скупыми, и прижимистыми, но пожертвования были просто колоссальные.

 

- Евгения Владиславовна, я знаю, что вы не только ученый, но и учитель. Как случилось, что вы, помимо всех ваших изысканий, еще и историю преподаете в православной гимназии? Делитесь ли вы со своими учениками тем, что изучаете в вашем институте?

 

- Да, с гимназией, во имя преподобного Сергия Радонежского, которая находится в Новосибирском Академгородке, меня связывают долгие годы отношений. Сразу по окончании университета, в 1998 году я поступила в аспирантуру и одновременно начала преподавать в этой гимназии. Сначала английский, а затем историю, в том числе, и историю церкви. Конечно, я делюсь с моими детьми своими наработками, ставя воспитательный компонент на первое место, чтобы показать ученикам, как нужно себя вести в обществе и что ставить в жизни во главу угла. Обладание любыми знаниями, без наличия души и соблюдения норм морали ни к чему хорошему не ведет.

 

- Евгения Владиславовна, я знаю, что вы глубоко верующий человек. Тем не менее, почему - гимназия, почему именно дети? Ведь на это нужно невероятно много душевных сил и просто - времени.

 

- Практически все мои коллеги преподают, но, чаще всего, они работают в ВУЗах. Я считаю, самое большое, что может сделать ученый (научный сотрудник), это – поделиться своими знаниями именно с детьми-школьниками. Потому что в университете педагог это, в первую очередь, поставщик информации. А в школе – воспитатель, который, по моему глубокому убеждению, несмотря на нынешнюю официальную политику в общеобразовательных школах, обязан вырастить чистого, светлого, пытливого, гармоничного человека. А для этого ты должен уметь включать творческую жилку, быть не только ученым, но и артистом, и психологом, который легко находит подход к каждому ребенку. И такую свою работу я ни на что не променяю.

 

Беседовала Ангелика Вольф.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.