СОЧИНЕНИЕ №1
Постановка проблемы
| В предложенном для анализа тексте С. С. Качалков ставит проблему совести. За что людям бывает стыдно? Почему иногда молчит совесть? Перед кем мы несём ответственность за свои поступки?
| Первый пример-иллюстрация + пояснение
| Писатель Качалков С. С. рассматривает данную проблему на примерах из жизни Сергея Николаевича Плетёнкина, который поведал читателю несколько эпизодов из своей жизни. Автор обращает внимание читателей на то, что сначала герой, вернувшись с работы довольный и радостный, не задумался над тем, почему так легко заработал пятьсот рублей. Автор обращает на внутренне состояние героя: «душа от радости пела», «даже не помыв руки, помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии», то есть Сергей Николаевич хотел поделиться с домашними своей радостью, своей удачей– «сегодня ему несказанно повезло».
| Связка
| Но постепенно автор заостряет внимание читателей на том, что рассказчик начинает вспоминать эпизоды из своей школьной жизни. Почему?
| Второй пример-иллюстрация + пояснение
| Да потому, что совесть, которая когда-то крепко спала, молчала, сейчас начинаетволновать и мучить героя. Ониспытывает чувство неловкости, потому что в школьные годы нечестным путём занял в городском конкурсе сочинений первое место и получил за это путёвку в Петербург. Ведь помогла ему написать сочинение та самая Наташа Абросимова, с которой теперь он так легко взял пятьсот рублей. Слова Наташи: «Разве ты меня обманул? » –вызвали когда-то у Плетёнкина глупую ухмылку. Но сейчас, когда он вновь вспомнилнечаянную встречу, почувствовал разоблачающий взгляд, его радость как рукой сняло. Значит, совесть рассказчика начала просыпаться. Автор считает, что герой потерпел нравственное поражение. Это передано с помощью контраста настроения героя в начале текста и в конце. Метафора «душа от радости пела»передает радостное состояние героя от мелкого обмана попутчицы. В конце средства выразительности «хмуро», «поплелся», с «отчаянием» передают уже угнетенное состояние героя.
| Позиция автора
| Авторская позиция понятна. С. С. Качалков считает, что совесть – это судья наших поступков, и рано или поздно человек расплачивается за то, что он совершил. За совершенные поступки каждый ответственен прежде всего перед самим собой, перед своей совестью.
| Моя позиция
| Трудно не согласиться с автором. Действительно, среди наших нравственных ориентиров совесть занимает одно из ведущих мест. Она может давать оценку всем нашим поступкам, чувствам, решениям. Совесть помогает принять верное решение или предостеречь от неверного поступка. Бесспорно, человек несёт ответственность за свои поступки прежде всего перед самим собой. Обратимся к страницам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», гдеВоланд говорит, что «каждому будет дано по его вере». Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат две тысячи лет испытывает страшные муки совести за то, что струсил, несправедливо отправил на казнь Иешуа. За то, что пошли против совести, наказаны и Берлиоз, и АлоизийМогарыч, и многие другие герои романа.
[Я согласна с мнением автора. Не всегда в человеке может проснуться внутренний голос. Очень часто это происходит через определенное время, а иногда даже этому может потребоваться много лет. Вспомним произведение Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников нисколько не сожалеет о своем преступлении. Он погрузился в свою теорию и был уверен, что поступает правильно. Но постепенно герой начинает анализировать свои действия и смотреть на существующую реальность по-иному. Раскольников понимает, что нарушил самый главный закон – закон природы, после чего наступает духовная тяжесть и начинает мучить совесть. Так Родион приходит к переосмыслению своей теории. Важно помнить, что человек, поступающий подло с другими людьми, поступает подло в первую очередь со своей совестью].
| Выводы
| Прочитав этот текст, я задумалась над вопросом: как преодолеть искушение материальными благами и развить в себе духовные начала, чтобы стать порядочным человеком, чтобы совесть была моим нравственным ориентиром.
|
|