|
|||
История иконопочитания ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 История иконопочитания весьма противоречива и драматична. К сожалению, с использованием икон в христианской жизни и поклонением им в истории христианской церкви связано множество раздоров и разделений. Иконоборцы (так исторически называли противников иконопочитания), относящиеся с подозрением к любому виду религиозного искусства, связанного с изображением человека или Бога, требовали уничтожения икон. С другой стороны, ревнители иконопочитания яростно защищали место иконы в жизни Церкви. Борьба была не просто конфликтом между двумя представлениями о христианском искусстве. С ней были связаны серьезные богословские вопросы: о характере человеческой природы Христа, христианское отношение к материи, подлинный смысл христианского искупления. Иконоборцы, возможно, находились под влиянием еврейских и мусульманских представлений о практике культовых изображений. Интересно отметить, что за три года до первой вспышки иконоборчества в Византийской империи мусульманский халиф Езид приказал удалить все иконы в своих владениях. Но иконоборничество пришло не только извне; в пределах самого христианства всегда существовали те, кто осуждал иконы, так как усматривали в поклонении изображениям скрытое идолопоклонство. Когда императоры династии Исавров боролись с иконопочитанием, они нашли огромную поддержку внутри Церкви. «Итак, будучи твердо наставлены из богодухновенных Писаний и отцов, а также утвердив свои ноги на камне божественного служения духом, мы все, облеченные саном священства, во имя Святой Троицы пришли к одному убеждению и единогласно определяем, что всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, а равно и писанная красками при помощи нечестивого искусства живописцев, должна быть извергаема из христианских церквей. Она чужда им и заслуживает презрения… Никакой человек да не дерзает заниматься таким нечестивым и неблагоприличным делом. Если же кто-нибудь с этого времени дерзнет устроить икону, или будет поклоняться ей, или поставит её в церкви, или в собственном доме, или же будет скрывать её, таковой, если это будет епископ или пресвитер, или диакон, да будет низложен, а если монах или мирянин, то да будет предан анафеме, и да будет он виновен перед царскими законами, так как он противник Божьих предписаний и враг отеческих догматов»[1]. В параграфе 7 соборных определений было подчеркнуто: «Употребление икон воспрещено Священным Писанием (Ин. 4: 24; 1: 18; 5: 37; 20: 29; Втор. 5: 8; Рим. 1: 23-24; 10: 17; 2 Кор. 5: 16) и Отцами церкви». Далее следуют ссылки на таких известных святых, как Епифаний Кипрский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Афанасий Великий, Амфилий Иконийский, Феодот Анкирский и Евсевий Кесарийский. Византийское общество оказалось расколотым. Противостояние между иконопочитателями и иконоборцами вылилось практически в политическую борьбу. Императоры династии Исавров, пытаясь не обострять отношений с мусульманами, поддерживали иконоборцев. Однако когда в 780 году к власти пришла императрица Ирина, ситуация изменилась. С царствованием Ирины связан второй этап в истории утверждения практики иконопочитания. На соборе в 787 г. (православные считают его VII Вселенским собором), начавшемся в Никее и закончившемся в Константинополе, иконоборничество было побеждено. Хотя собор и назывался Вселенским, на нем отсутствовали представители целого ряда европейских стран. Около 350 участников приняли участие в соборе, однако 131 из них были монахи без права голосования. Понимая, что для легитимности решений собора число голосов должно превосходить число голосов по сравнению с предыдущим иконоборническим собором в 754 г., организаторы собора разрешили монахам голосовать. Это было новым в практике Вселенских соборов, поскольку только епископы имели право голоса во всех предыдущих соборах. Участниками собора было принято следующее решение: «... шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: Так была выражена позиция участников собора, который считается в православии последним Вселенским собором. Иконы, как провозгласил собор, должны остаться в Церкви и заслуживать того же почитания, какое оказывалось и другим символам, таким как крест и святое Евангелие. Нельзя сказать, что после такого решения практика иконопочитания установилась повсеместно. Так, например, собор, состоявшийся в 794 году во Франкфурте (Германия), осудил почитание икон. Парижский собор, созванный в 825 году, также назван иконоборческим. Новую атаку на иконопочитание начал Лев V Армянский в 815 году, и эти гонения продолжались до 843 года, когда статус иконы был вновь восстановлен, на этот раз навсегда, императрицей Феодорой. Окончательная победа иконопочитания в 843 году получила название «Торжество православия», и с тех пор она отмечается в специальной службе, проводимой в первое воскресенье Великого поста накануне Пасхи.
Теология иконопочитания 1. Иоанн Дамаскин начал свою апологетику опровержением обвинений, что почитание икон нарушает запрет Ветхого Завета на идолопоклонство (Исх. 20: 4; Втор. 4: 15-18; 5: 7-9). Он признает, что тогда это была попытка дьявола привнести язычество в среду избранного народа. Однако, считает Иоанн, иконоборцы неправильно применяют запреты, описанные в Ветхом Завете. Языческие идолы это одно, а христианская икона совсем другое. 2. Иоанн признавал, что создание образа невидимого Бога было бы невозможно или кощунственно во время Ветхого Завета. Тем не менее, даже в тот период запрещение изображений являлось относительным, а не абсолютным. Например, Бог давал повеления создавать видимые материальные образы, которые бы содействовали акту поклонения. Таковыми были херувимы над крышкой ковчега Завета, медный змий, богодухновенные художественные творения Веселиила (Исх. 31: 1-11) и так далее. Таким образом, считает Иоанн, практика «обожения материи» существовала даже во времена Ветхого Завета. Другой защитник почитания икон Феодор Студит подчеркивал важность аналогии: если Бог решил представить Себя в образе змея, «как могло быть, что Ему не угодно и является неуместным создание Его образа в виде человека с тех пор, как Он воплотился, приняв на Себя человеческую плоть? »[3] 3. Самым важным аргументом в этом противостоянии был, однако, христологический аргумент. Все изображения, встречающиеся в Ветхом Завете, служили лишь прообразами, были своего рода «тенью», которая соответствовала эпохе закона (Гал. 3: 24-25). В то время Бог говорил к людям на определенном языке, присущем эпохе закона, в эпоху же благодати Он обращается к людям в новом, совершенно ином образе (Евр. 1: 1-2). Доселе невидимый Бог приобрел человеческое тело и тем самым стал изображаемым. Дамаскин рассуждает следующим образом: «Очевидно, что, когда вы размышляете о Боге, ставшем человеком, то вы представляете Его в человеческом облике. Когда невидимый становится видимым во плоти, то вы можете изобразить Его подобие... В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался, теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, изображаем видимое Бога. Я не поклоняюсь творению, я поклоняюсь Творцу, который совершил мое спасение через человеческую плоть»[4]. Реализуя Свой спасительный план, невидимый Бог воспринял человеческую плоть и, следовательно, стал изображаемым. 4. Наконец, Иоанн Дамаскин обратил внимание на тот факт, что в этой эпохе видимого воплощения не каждое предписание Ветхого Завета является обязательным для этики Нового Завета. Христиане, замечает он, больше не соблюдают ветхозаветние законы о пище и требование обрезания. Подобным же образом заповедь против истуканов была истолкована как временная, не являясь при этом универсальным запретом, и то, что было актуальным в эпоху поклонения языческим идолам, потеряло свою актуальность в связи с воплощением Самого Бога. Иоанн Дамаскин и Феодор Студит добавили еще один аргумент в защиту почитания икон. Они провели онтологическое различие между природой образа и природой Первообраза. Чтобы показать, что обвинения в идолопоклонстве являются недействительными, Феодор Студит писал: «Не сущность образа мы чтим, но почитаем Прообраз, который изображен на нем, поскольку сущности изображения поклоняться не можем. Мы поклоняемся не самому изображению и не сущности его, но Прообразу»[5]. Оба защитника почитания икон неоднократно ссылаются на авторитетный принцип в этом отношении: «Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».
Анализ и оценка практики иконопочитания 1. Первый довод, безусловно, исторический. Общеизвестен факт, что в христианской литературе первых трех столетий не встречается практически ни одного текста, который бы утверждал почитание икон. Г. Флоровский, известный православный историк, пишет: «Почитание икон установилось в церкви не сразу. В первые века, во всяком случае, оно не занимало заметного места в христианском благочестии. Даже у писателей IV века мы находим только редкие случайные упоминания о священных изображениях, - и то были библейские эпизоды, либо изображения мученических подвигов. В древнейших известных нам росписях нет «икон» в собственном смысле слова. Отчасти то были символические знаки (якорь, голубь, рыба) и аллегории, - чаще всего евангельские притчи»[6]. С другой стороны, можно привести множество текстов ранних апологетов, равно как и соборных постановлений, которые приравнивали использование изображений и поклонение им к греческим языческим культам. Например, 36 правило Поместного собора в Эльвире (Испания, около 305 г. ) гласит: «Для нашего же блага не следует хранить никаких изображений в церкви, и то, чему поклоняются, не должно быть изображаемо на стенах храма»[7]. Епифаний (315 – 403 гг. ), епископ Кипрский и ревностный защитник ортодоксии, приравнивает изображения к языческому идолопоклонству. Он даже предавал анафеме тех, кто обращался к идее воплощения, чтобы оправдать почитание икон, «нарисованных земными красками»[8]. В своем «Завещании» он заповедует не вносить икон ни в церкви, ни в усыпальницы; воспоминания нужно хранить в сердце, а не закреплять их в чувственных образах[9]. Историк А. В. Карташев описывает следующий случай: «Святой Епифаний Кипрский в Анаблате (Палестина) не в своей епархии увидел в церкви завесу с изображением человека. Епифаний разорвал эту завесу и отдал ее на покрытие гроба какого-то нищего, а в церковь подарил новый кусок материи»[10]. Имея «такое огромное количество очевидных свидетельств», иконоборцы в будущем имели явное преимущество перед защитниками почитания икон[11]. 2. Отсутствие какой бы то ни было библейской поддержки в защиту иконопочитания. Как известно, иудейской традиции подобная практика была совершенно чуждой. Здесь будет уместным привести рассуждения известного православного автора архиепископа Михаила (Мудьюгина): «Категорический запрет не только почитания, но даже создания каких-либо изображений, преподанный Израильскому народу в тексте второй заповеди, навсегда предопределил отсутствие чего-либо, напоминающего иконопочитание, в Израиле, в иудаизме, а позднее – в исламе. Целенаправленность этого запрета ясна: единобожию Израиля предстояло в течение многих столетий подвергаться столь могучему влиянию со стороны языческой идололатрии окружающих народов, что надо было устранить возможность возникновения любых, даже мельчайших поводов для отклонения от почитания истинного Бога, а таким поводом легко могло стать любое изображение человека, животного, даже растения и т. п. »[12] Автор признает, что «ни в Ветхом, ни в Новом Заветах практически невозможно обнаружить какое-либо обоснование иконопочитания»[13]. Библейские тексты, приводимые защитниками почитания икон, вряд ли могут служить серьезной поддержкой данной практике. Например, Исх. 25: 18-21, где описывается Божье повеление изготовить фигуры херувимов. Никто и никогда этим изображениям не поклонялся. Скорее всего, считает упомянутый выше автор, эти фигуры, сокрытые для любопытного глаза (ибо только первосвященник один раз в год при вхождении во святое святых скинии и позже храма мог созерцать их), «должны были напоминать рядовому израильтянину недопустимость создания чего-либо, предназначенного для постоянного сакрального созерцания»[14]. Неубедительной является и ссылка на медного змея, изготовленного в пустыне по Божьему повелению (Чис. 21: 9). Известно, что Христос ссылался на этот эпизод из истории Израиля, указывая на спасительный характер Своей крестной смерти: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 14-15). Эти слова помогают увязать истинный источник спасительного исцеления с Сыном Божьим, а не с предметом, изготовленным руками человеческими. Следует также заметить, что благочестивый царь израильский Езекия оставил о себе память тем, что «истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4 Цар. 18: 4). Из контекста видно, что подобная практика была равнозначна языческому поклонению и потому поступок Езекии назван «угодное в очах Господних» (4 Цар. 18: 3). 3. Неправомерность уравнивания второй заповеди Закона Божьего с другими постановлениями, имеющими временный характер. Вряд ли оправдано ограничение действия этой заповеди только эпохой современного для Древнего Израиля язычества. Пришествие Христа мало что изменило в этом отношении. Языческое сознание, к сожалению, продолжает определять мировоззрение многих людей и сегодня. Поэтому вторая заповедь Божьего Закона, равно как и все остальные, не перестает быть актуальной. Не следует забывать, что Десятисловие представляет собой свод нравственных норм, и они, в отличие от многих культовых и обрядовых практик, имеют непреходящее значение для человека. 4. Отсутствие библейского обоснования под так называемым христологическим аргументом в защиту почитания икон. Как уже было сказано выше, защитники иконопочитания аргументировали свою позицию боговоплощением: изображение Сына Божьего возможно, поскольку Он явился в человеческой плоти. Это суть так называемого христологического аргумента. Однако справедливым будет задать вопрос: а изменило ли пришествие Сына Божьего во плоти основополагающий принцип Божьего Закона? Скорее всего, нет. Новозаветные авторы совершенно игнорируют аспект «внешности» Спасителя, даже не упоминая каких-либо деталей Его лика. В центре внимания апостолов – передача воли Божьей, Его учения, Его слов, Его спасительной активности. Нет даже малейшего намека на необходимость поклонения Его изображению последующими поколениями верующих. И это свидетельство того, что вторая заповедь Закона Божьего остается неизменной и в эпоху Нового Завета. Слабость христологического аргумента можно усмотреть и в том, что Бог никогда ранее не изображался, несмотря на многократные теофании (богоявления) в Ветхом Завете. Если следовать логике Иоанна Дамаскина, Бога можно было изображать и в Ветхом Завете, поскольку Он являлся отдельным людям в реальном опыте общения, например Аврааму, Моисею, Иисусу Навину, Гедеону, Маною и др. Однако теофании не оправдывали практики изготовления изображений божества и поклонения ему. В этом отношении боговоплощение вряд ли могло изменить что-либо. 5. Искусственный характер различения двух модусов поклонения: latreia - служение и proskynesis – почтительное поклонение. Напомним, что согласно решению VII Вселенского собора latreia надлежит воздавать только Богу, в то время как перед иконой совершается почтительное поклонение. Тем самым поклоняющийся иконе как бы снимает с себя все обвинения в идолопоклонстве. Следует заметить, однако, что подобное различение двух понятий было создано искусственно. В Библии оно просто отсутствует. И «поклонение», и «служение» - явления одного и того же порядка. Оба понятия используются и по отношению к Богу, и по отношению к языческим богам, и по отношению к людям. Вот несколько библейских примеров: «…Саул оглянулся назад, и Давид пал лицом на землю и поклонился ему» (1 Цар. 24: 9); «Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им и не служи им…» (Исх. 20: 4-5); «Не поклоняйся богам их, и не служи им… Служите Господу, Богу Вашему» (Исх. 23: 24-25); «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи» (Втор. 6: 13); «Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”» (Лук. 4: 8); «Рабы, повинуйтесь господам своим… служа с усердием, как Господу» (Еф. 6: 5, 7). Даже этих нескольких текстов достаточно, чтобы увидеть искусственный характер различения понятий «служение» и «поклонение». Оба понятия, часто взаимозаменяемо, используются и по отношению к Богу, и по отношению к людям. В данном случае уместнее проводить различие не между понятиями, а между теми, кому человек поклоняется. Естественно, Бог заслуживает большего поклонения и служения, чем какое-либо тварное существо. Самое прискорбное в этой «искусственной» теологии - то, что человек, стоящий перед иконой, оказывается в противоречивой ситуации, так как вынужден одновременно нарушать и вторую заповедь, и решение Вселенского собора. Особенно ярко это видно на примере иконы, изображающей Иисуса Христа. Перед иконой следует совершать «почтительное поклонение». Однако собор постановляет, что «честь, воздаваемая образу, должна восходить к Первообразу, и поклоняющийся иконе должен поклоняться ипостаси изображенного на ней». Получается, что совершающий «почтительное поклонение» не воздает Богу той чести, которая Ему подобает. Богу, как известно, подобает воздавать «служение». С другой стороны, если стоящий перед иконой совершает «служение», он фактически нарушает вторую заповедь, запрещающую поклонение и служение перед изображением. Получается, что в одном и том же акте поклонения перед иконой невозможно совместить дозволенное «почтительное поклонение» и недозволенное «служение». 6. Сложившаяся в православии практика почитания икон фактически расходится с теологией иконопочитания. Речь идет о различной степени почитания святых икон, изображающих одно и то же лицо. Ряд икон считаются в православии особо чтимыми. Часто они называются чудотворными. Важно подчеркнуть, что свойства чудотворения приписываются не только изображенному на иконе лицу, но и самой иконе, чем она собственно и выделяется среди множества других, изображающих то же самое лицо. Особое почитание таких икон, неизбежно сопровождаемое сравнительно низкой оценкой других, обычных икон, иногда даже пренебрежением к ним, находится в явном противоречии с неоднократно упоминавшимся выше каноном VII Вселенского собора, допускающего почитание иконы лишь с условием, чтобы честь, оказываемая иконе, восходила бы к Первообразу, т. е. к тому, кто на ней изображен. В заключение этого раздела следует отметить, что не все православные христиане испытывают потребность в иконах как в молитвенном пособии. Многие древние и современные отшельники не использовали изображения. Так, например, преподобный Серафим Саровский, известный русский святой XIX века, рекомендовал молиться с закрытыми глазами, отстраняясь, таким образом, от всех внешних впечатлений[15].
[1] А. В. Карташов. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994. С. 461.
[2] Там же. С. 501. [3] Феодор Студит. О святых иконах 1. 6. [4] Цит. по: Флоровский Г. Восточные Отцы V-VIII веков. М.: МП «Паломник», 1992. С. 252. [5] Феодор Студит. О святых иконах. 1. 6. [6] Флоровский Г. Там же. С. 247-248. [7] Карташев А. В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994. С. 457. [8] Pelikan J. The Spirit of Eastern Christendom (600-1700). Chicago: University of Chicago Press, 1974. С. 102. [9] Флоровский Г. Там же. С. 199. [10] Карташев А. В. Там же. [11] Pelikan J. Там же. С. 97-99. Запрет на изображения, действовавший и в современной Христу Иудее, заставляет многих православных признать апокрифичность широко распространенного предания об изображении евангелистом Лукой Пресвятой Девы Марии. Так, М. Мудьюгин признает, что «любая попытка создать нечто подобное в иудаистской среде либо была бы отвергнута изначально самим художником как нечестивое нарушение Закона Божьего, либо привела бы к негодованию его соплеменников, негодованию, опасному по своим последствиям» (Мудьюгин М. Русскаяправославная церковь: вторая половина XX века. М.: ББИ, 1995. С. 90-91). Автор сокрушается, что «этот апокриф преподносится со многих амвонов священниками, которым лень и равнодушие к духовному состоянию паствы позволяют насыщать проповедь не Словом Божьим, не нравственным поучением, не правилами и установлениями Святой Церкви, а подобного рода измышлениями» (там же). [12] Мудьюгин М. Там же. С. 90. [13] Там же. С. 92. [14] Там же. [15] Там же. С. 105.
|
|||
|