Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дуэт человека и легенды



 

Публика в Великом Новгороде ведет себя часто странно, если не глупо. На протяжении уже более, чем 150 лет звучат стоны о том, что местная культура не мила, а высокое искусство добирается сюда с оказией по случаю больших государственных праздников. Это если обобщать. И часть правды в этом есть. Но, кажется, всё дело лишь в типичном провинциальном массовом сознании, которое покупает громкие имена и вкладывает личные сбережения в агрессивную и пеструю рекламу. А жизнь и интересные события тем временем проходят мимо нытиков.

 

Так, широко известный в узких кругах Центр музыкальной культуры им. С. В. Рахманинова является не только организатором Международного фестиваля и конкурса юных пианистов имени С. В. Рахманинова, а также Дней памяти композитора, но и предлагает разнообразную и редкую концертную программу. Например, только в течение нынешней осени концертный зал посетили Сюзанна фон Лаун (она изучает старинные клавишные инструменты и пытается восстановить их звучание в произведениях известных композиторов) и Алла фон Бух (профессор Мюнхенской консерватории), а также мастера отечественной академической музыкальной культуры. Но всегда пустые места крошечного уютного помещения Центра красноречиво говорили о заинтересованности новгородцев в оказанной им чести.

 

Стоит ли удивляться, что и моноспектакль Александра Гутеля «Владимир Высоцкий» 11 декабря остался без должного внимания? Наверно, впервые эти стены услышали голос авторской песни, и это тоже само по себе значительное событие, прорыв в музыкальном общении с публикой. Тем более, что работа гостей из Апатит (Мурманская область) заслуживает отдельного рассказа.

 

Александр Гутель с семилетнего возраста был увлечен творчеством Высоцкого, а в семнадцать сам взял в руки гитару, чтобы поделиться своим голосом. И получилось не домашнее музицирование, а серьезное изучение феномена авторской песни. Такие произведения, как «Владимир Высоцкий» появляются, когда одна личность берется рассказать о другой личности и поднимается до эпохи, принадлежащей целому народу. В нем нет биографических фактов, но есть биография мировоззрения и творческой судьбы.

 

Хоть форма заявлена как моноспектакль, на самом деле зрители видят дуэт человека с гитарой и легенды. Есть экран, на который проецируются архивные фотографии Высоцкого, кадры хроник и кинофильмов (монтаж и ведение Данилы Пиункова), звучит фонограмма, в которой сохранены шумы грампластинок и магнитофонных пленок – голос легенды звучит сквозь время так, как его еще помнят некоторые из присутствующих. А рядом, когда замолкает голос из прошлого, возникает живой человек (свет Светланы Гутель). Он не играет Владимира Высоцкого, и даже не пытается подражать его манере. Он связывает свой личный внутренний мир с великим певцом и его временем. Их общим временем. Через ассоциативную связь песен Высоцкого и собственных (на стихи Ю. Федорова), музыки и декламации (стихи Высоцкого, Есенина, Гудзенко) открывается трагический и победоносный путь поэта, барда, пророка. Свидетелям этого действа не обязательно знать фактов и обстоятельств жизни, которые стали культовыми. Автобиографические стихи и высокая степень эмоционального созвучия исполнителя с их смыслом и силой рисуют в воображении впечатляющие и убеждающие картины борьбы. По-мужски жесткой, благородной, непримиримой.

 

С чем? Конечно, с властью, проведшей страну от войны до войны. На экране возникают кадры хроники вакханалии времен гражданской войны, украшенные наивными и самоуверенными «красными» лозунгами. А спустя время, под голос Высоцкого зрители видят и обреченное сражение с вражескими танками. От этих картин и песен жутко и больно. Но звенит голос и самого Гутеля, успокаивающий боль и оставляющий взамен светлую память и благодарность неизвестным людям, принявшим на себя смерть. «Песня летчика-истребителя» в наше время звучит не так вызывающе, а скорее романтично. И мы уверены, что двоих ее героев обязательно запишут в хранители в «каком-нибудь ангельском полку».

 

Может, даже более интересна борьба за свободу самовыражения, за неординарность и смелость вырваться за флажки в любую эпоху. Безусловно, право на такую свободу надо заслужить. И Александр Гутель своим исполнением всячески подчеркивает необходимость этого права. Он стоит рядом с легендой и ему принадлежит авторство удивительной композиции, в которой ни разу не упоминается имя, ни разу не произносятся пошлые в таких случаях эпитеты вроде «великий», «гениальный», «бессмертный». Всю эту мишуру заменяет красивый объемный голос и гордый блеск умных глаз. Для каждого стихотворения или песни Гутель находит особую интонацию, настроение, амплитуду лирического, трагического, иронического переживания. Программа будто составлена из одних монологов, а каждый монолог – это всегда мощное и глубокое высказывание героя.

 

Но случился в моноспектакле и диалог. Гутель насыщает звучащую в оригинале песню «Охота на волков» вставками, которыми он как бы заключает весь объем наследия Высоцкого, вписанного в эпоху. Исполнитель отваживается даже на монолог Гамлета в переводе Пастернака. Избитые и вывернутые сотни раз на театральных сценах строчки «Быть или не быть? » вдруг звучат так, как прочел бы их поэт. Влюбленный в ритм, захваченный публичным одиночеством, он несет подтекст, в котором звучит тревога за память, за сохранение бешеной энергии и жизни на разрыв аорты в последующих поколениях. Незатейливый мотив на стихи Пастернака «Гамлет» еще раз, более определенно, обозначает тревогу. И она останется звенеть, бередить душу и требовать не оставаться равнодушным.

 

Нам и сейчас приходится бороться. Но наше время еще не породила другого Гамлета-Высоцкого, каким он был в спектакле Юрия Любимова. К счастью, еще живы люди, которые получили то послание и которые несут его сейчас. Есть и творцы, которые вдруг и непривычно связывают разные вкусы, умы и поколения одним именем и одной личностью.

 

Возможно, Александр Гутель и его «Владимир Высоцкий» еще вернутся в Великий Новгород, и кому-то не придется жалеть об упущенной возможности. Но еще хотелось, чтобы новгородцы сами, без наглядной агитации и доставки на дом интересовались, чем насыщается культурная жизнь их города.

 

Декабрь 2010 года

 

Сергей Козлов



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.