|
|||
РАБОТА НАД СВЯЗНЫМ ТЕКСТОМ. при подготовке к итоговому собеседованию
Фролова Г. А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г. Петровска Саратовской области
РАБОТА НАД СВЯЗНЫМ ТЕКСТОМ при подготовке к итоговому собеседованию
Важность вырабатываемых в ходе работы с текстом умений определяется их метапредметным характером. Известно, например, что при решении любой задачиученик прежде всего должен прочитать и понять ее условие. Широкие возможности для формирования таких умений представляются в ходе подготовки к итоговому собеседованию, включающему, как известно, разные виды работы с текстом (чтение, пересказ с включением цитаты, монологическое высказывание. При работе с готовым текстом (чтение, пересказ) ученики часто допускают следующие ошибки: неоправданно длинные паузы в речи, пропуски важных микротем текста. Поэтому важно учить выделять главную и второстепенную информацию, находить опорные слова, анализировать их связи. Кроме того, нужно постоянно отрабатывать умение членить текст на смысловые части, т. е. определять микротемы. Самые значительные трудности при подготовке к итоговому собеседованию вызывает необходимость составления собственного текста – монолога. К числу типичных ошибокздесь относится прежде всего маленький объём монологического высказывания. Эффективная подготовка в этом случае – это длительная подготовка. Начинать её нужно как можно раньше. Уже в пятом классе уместны такие задания, которые объединяют чтение, пересказ и составление собственного высказывания по теме. Вот некоторые из них. " Реклама книги". Ученик в свободной форме представляет книгу (из списка, предложенного учителем за некоторое время до этого), которая произвела на его сильное впечатление. Он объясняет, чем именно эта книга ему понравилась, пересказывает некоторые эпизоды. " Любимая детская книга мамы (папы, бабушки, дедушки)" . В процессе подготовки к развёрнутому высказыванию по теме ученик не только читает, пересказывает, но и общается со старшими членами семьи, узнаёт от них много нового о том, как жили дети раньше, чем интересовались. Монолог создаётся при участии старших членов семьи. Нравятся школьникам и выставки иллюстраций к любимым литературным произведениям. Иллюстрации следует комментировать, включая в комментарий пересказ проиллюстрированного эпизода. Перечисленные формы работы помогают незаметно, но эффективно подготовить учеников к успешному прохождению итогового собеседования, способствуют саморазвитию школьников через стимулирование интереса к самостоятельному чтению. Литература
1. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2004. 2. Лукин В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории
|
|||
|