Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМНО-ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМНО-ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Фролова Г. А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 3 города Петровска Саратовской области,

кандидат филологических наук

Бабаханова О. А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 3 города Петровска Саратовской области

Использование системно-знаковых моделейсвязано с развитием внутренней мотивации к повышению уровня функциональной грамотности учащихся. Использованиесхем, таблиц помогает школьникам самостоятельно формулировать образовательные задачи и решать их с опорой на заданный алгоритм.  Важно при этом, чтобы они не только имели возможность действовать в рамках заданного алгоритма, но и овладели умением самостоятельно составлять план деятельности. О психологическом значении такого подхода специалисты говорят давно, подчёркивая открывающиеся с его помощью возможности «овладения общим способом решения широкого класса задач, благодаря чему повышается эффективность обучения» [Фридман Л. Ф., Кулагина И. Ю. 1998: 358]. Механизмы же реализации удобно рассмотреть на основе анализа практического опыта.

Правописание суффиксов и окончаний слов разных частей речи учащимся обычно «даётся» трудно (о массовости явления свидетельствуют результаты ЕГЭ). Причина этого кроется часто в том, что школьники затрудняются определять части речи и применяют «не те» правила орфографии. В самом деле, части речи изучаются на уроках русского языка и в 5, и в 6, и в 7 классах, и новая информацияпри её получении зачастую оказывается не «сцеплена» в сознании с ранее полученной. Решить проблему помогает построение памятки-таблицы «Части речи», заполняемой на протяжении трёх лет: в пятом классе необходимо определиться с колонками этой таблицы, то есть выработать алгоритм характеристики слова как части речи, используя материалы учебника (вступление к разделу «Морфология», образцы морфологического разбора, в «Содержании» - последовательность параграфов, посвящённых той или иной части речи), а далее можно заполнять таблицу по мере изучения частей речи.

Использование кратких схем внутри колонок таблицы позволяет ещё более чётко выстраивать системные связи. Если, например, при заполнении колонки «Постоянные морфологические признаки имён прилагательных» построить схему (три «стрелочки» соответствуют трём разрядам), то к записи о краткой форме и степенях сравнения в следующей колонке таблицы можно привести стрелку от записи «качественные прилагательные», что поможет кодировать информацию: «Только качественные прилагательные образуют краткую форму и степени сравнения». Аналогичная стрелка от записи «краткая форма» к записи «сказуемое», появляющейся далее в последней колонке таблицы, помогает запомнить, что типичная синтаксическая роль кратких прилагательных – сказуемое.

Дети легко усваивают предложенный им способ действия и, как правило, уверенно справляются в дальнейшем с самостоятельным заполнением таблицы.

Включение новых правил в уже существующие таблицы, схемы позволяет детям уловить принципы, воспринять системные связи, понять то или иное правило и научиться применять его, а не просто зазубрить и забыть через некоторое время. Если в пятом классе начать записывать правила, касающиеся слитного, раздельного и дефисного написания слов разных частей речи, в сжатом виде в таблицу, где всего два столбика («Слитно» и «Раздельно»), то в шестом с радостью дети обнаружат, что у деепричастий правило такое же, как у глаголов, в седьмом увидят, что у наречий на –о, -е – как у прилагательных, на основе сопоставления будут выявлены особенности.

Для систематического ведения подобной работы удобно использовать пластиковый конверт с карточками-памятками, оформленными на картоне. Такой конверт нетяжёл, легко помещается в дневник или учебник, но прочен, позволяет обращаться к памяткам неоднократно, работать с таблицами и схемами, дополнять и корректировать записи на протяжении ряда лет. Таким образом, использование системно-знаковых моделей на уроках русского языка способствует повышению уровня функциональной грамотности и помогает учителю и ученику освоить нормы правописания.      

 

Библиографический список

 

Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения-М.: «Просвещение», 1990

Фридман Л. Ф., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя - М.: «Совершенство», 1998

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.