|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА
МОСКВА 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Соотношение понятий государства и права 1. 1 Государство: понятие и основные признаки………………………. 5 2. Правовое государство 2. 1 Понятие и признаки правового государства………………………16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 23 Список использованных источников…………………………………….. 25
ВВЕДЕНИЕ «Родовой строй подходил к концу. Общество с каждым днём всё более вырастало из его рамок; даже худшие из зол, возникавшие на глазах у всех, он не мог ни ограничить, ни устранить»[1]. Так Фридрих Энгельс описывал состояние родового общества в предшествующий явлению государства период. Пришедшее на смену устаревшему порядку существования родового общества, призванное на службу человечеству для разрешения разросшихся в обществе противоречий государство - явление многовековое и сложное. Недаром у термина «государство» нет как общепринятого определения, так и единого мнения по его происхождению. В соотношении с правом, в своей взаимно определяющей с ним связи, государство эволюционировало через отмену рабства, крепостного права, принятие конституции, моратория на смертную казнь и другие позитивные явления для общества в целом. В тоже время, призванное на службу обществу, оно же проходило через потрясения как в виде революций и гражданских войн, так и через масштабные, смертоносные войны между государствами. В Новое время, именно в этот период истории человеческого развития, впервые стали говорить о том, что государство - это не божественное и не независящее от воли и сознания людей явление, что государственная власть вполне себе рукотворная сила, создаваемая государствообразующим обществом для обслуживания его интересов. Идея о том, что люди сами создают государственную власть для обслуживания своих же потребностей, а отсюда, что государственная власть может быть ими изменена, усовершенствована, явились начальным периодом возникновения параметров правового государства[2]. Концепция правового государства предстаёт как либеральный идеал, к созданию которого устремлено свободолюбивое общество, так как правовое государство своими параметрами отвечает его требованиям соблюдения прав и свобод гражданина, оптимально сочетая права с конституционными обязанностями самих граждан, удовлетворяет потребности этого общества в его сохранности и развитии. Становление же правового государства зависит от развития гражданского общества, так как по своей сути оно является институтом гражданского общества. Сложность его становления видится в том, что внутренний суверенитет государства, в виде монополии законотворчества и верховенства его законов внутри страны, находиться в какой-то степени в обратной зависимости от суверенитета народа, т. е. от проявления воли устремлённого к большей свободе и саморегуляции гражданского общества. Чем больше доверено самоуправления и принятия решений гражданскому обществу, тем меньше объёма суверенитета государства в его аппарате, в самостоятельности его элит, в их независимости во внутренней и внешней политике. Неопровержимо и то, что власть имущие, избегая социальных взрывов и опасаясь утраты своего привилегированного положения, часто вынуждены считаться с волей и интересами подвластных. Целью работы является выявить роль гражданского общества в процессе становления правового государства и определить формы влияния на него. Для достижения цели в пяти параграфах работы были проведены: - теоретический анализ государства, рассмотрены его понятия и основные признаки, - теоретический анализ права, рассмотрены его понятия и основные характеристики - рассмотрено соотношение государства и права, их взаимное влияние - рассмотрены понятие и основные признаки правового государства - рассмотрен процесс становления правового государства и влияния на него гражданского общества.
1. Соотношение понятий государства и права 1. 1 Государство: понятие и основные признаки Государство пришло на смену власти первобытного строя после того, как общественная власть в виде советов родов, племён, фратрий, а так же в лице вождей, старейшин и других избираемых авторитетных членов объединений, больше не могло управлять обществом, разросшимся, расколовшемся и расслоившемся в первую очередь по материальному, а так же другим социальным признакам. Возникла необходимость в новом обустройстве. Энгельс писал об этом: «Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общества в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка»»[3]. Общественная власть уступила место публичной, а само общество обрело новую форму организации. Государству давалось множество определений, и мыслители прошлого не всегда сходились в понимании этого явления. В какой-то момент определение понятия государствоведы даже обходили стороной, но тем не менее оно является необходимостью для научности исследования. Фридрих Энгельс считал, что государство - это господствующая сила, происшедшая из общества, стоящая над взаимно борющимися классами, подавляющая их открытые столкновения и допускающая непрекращающейся классовую борьбу самое большее только в экономической области, в так называемой законной форме на стороне господствующего класса. [4] Людвиг Гумплович, один из авторов теории насилия, согласно которой образование государства являлось следствием завоеваний одних народов и племён другими, определял его как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определённого правопорядка»[5]. Гербер же считал, что государство – это хранитель и разоблачитель всего на пути к совершенной силе народа, правовая форма совместной народной жизни, принадлежащая к первоначальным и вечным типам нравственного устройства человечества, в строении которой народ обретает существенные средства для охраны и успешной постановки своих общих интересов, а так же возможность применения нравственной силы для всеобщего блага. [6] По Жану Жаку Руссо, одному из авторов договорной теории, государство - это юридическое лицо, политический организм, образованный в результате акта объединения отдельных лиц для передачи ими своей воли и своих сил под общее управление, объединение усилий с целью сохранения имущества, самосохранения и общего развития. [7] Хотя представленные описания авторов различных теорий возникновения государства соответственно и различны, тем не менее, они всё же имеют существенное сходство в наличии стремления общества к завоеванию или сохранению от кого-либо чего-либо материального (имущества), как внутри организации, так и во внешних её взаимоотношениях. Это в свою очередь свидетельствует о расслоении общества по экономическому признаку и о разном уровне успешности производства и присвоения материальных благ как граждан, так и государств. Таким образом, в процессе формирования понятия государства, классовое расслоение непременно находит себя во всех остальных теориях, но эти теории, например договорная, позволяют дополнительно взглянуть на государство, под другим углом. Этот взгляд формирует общественные устремления к правовому государству. Более глубоким понимание государства становиться при рассмотрении его основных и отличительных от догосударственной организации признаков. - Прежде всего это публичная власть. Из общества выделяется и стоит над ним аппарат власти и управления. Теперь государственная служба – это профессиональный род деятельности. Составляющими частями аппарата государственной власти являются органы законодательной власти, исполнительной власти и аппарат принуждения, состоящий из вооруженных подразделений и системы тюрем. При этом государство занимает центральное (основное) место в политической системе и выступает в качестве единственного официального представителя общества. Соответственно, государственные органы действуют от лица всего общества. - Законотворчество и суверенитет. Государство обладает монополией на правотворчество. Суверенитет государства представляет собой верховенство государственной власти внутри страны, и независимость её на международной арене. Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных и общественных организаций, независимо от других органов, организаций и учреждений гражданского общества либо других государств. В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. - Территория государства. Чётко определённое пространство и обозначенные границы, в пределах которых осуществляется государственная власть. Так же это материальная база, природные ресурсы как естественное условие для существования государства. На своей территории государство обладает всей полнотой власти, в границах собственной территории его законы и акты обязательны к исполнению всеми. Суверенитет исключает какое бы то ни было вмешательство иностранных властей в дела «своего» общества. Более того, в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности государств. [8] Для организации государственной власти и управления на занимаемой им территории, в большей степени в зависимости от её размера, происходит деление населения на ряд административно-территориальных единиц, что влечёт создание на этих территориях представительств, в свою очередь увеличивающих концентрацию этой власти. - Налоги и сборы. Без налогов не обходится ни одно современное государство, находящееся всем своим аппаратом на содержании общества. Заявляется, что их регулирование происходит таким образом, чтобы не страдали интересы государства при формировании собственных финансовых ресурсов, производителей материальных благ и интересы остального населения, чтобы предприятия продолжали быть заинтересованными в улучшении результатов хозяйственной деятельности и расширении своего производства, а не были задавлены непосильными налогами. На основе представленных понятий, сфокусировавшись на основных признаках государства, можно сказать, что государство – это выделенная из общества единая суверенная организация публичной власти, действующая от лица всего общества; устанавливает обязательные для всех правила поведения, обладая монополией на производство обязательных к исполнению актов; обеспечивает исполнение этих актов содержащимся на налоги аппаратом управления и принуждения, применяемым для охраны правопорядка, для сохранения мира, подавления открытых социальных конфликтов и разрешения этих конфликтов исключительно в законной, экономической форме. Согласно классовой теории - на стороне правящего класса, согласно, например, теории общественного договора - в интересах всего общества.
1. 2 Право: понятие и основные характеристики Как с государством, так же и с правом - до сих пор никому не удалось создать безупречное его определение, которое устраивало бы всех, признавалось всеми и не подвергалось критике. С этим согласны правоведы как на Западе, так и в России. Выделяя два основных подхода к пониманию права, две школы - естественного и позитивного права, держа при этом в уме правовое государство, не стоит концентрироваться исключительно на юридическом аспекте. Более того, стоит отметить, что естественное и позитивное право взаимодействуют: например, естественное право на жизнь находит закрепление в позитивных нормах (в нормах Конституции, где провозглашается это право[9], в нормах уголовного права, где это право охраняется[10]). В данном контексте можно сказать, что естественное право может быть основой для права позитивного. Зарождение же теории естественного права несколько веков назад, непосредственно связано с поиском правового идеала. С одной стороны, опора концепций естественного права на этическую философию позволила создать весьма привлекательную в социокультурном плане систему, которая на протяжении длительного времени затрагивает умы и проникает в духовную сферу множества людей, становится им эмоционально и нравственно близкой. С другой стороны, те идеалы и социальные ориентиры, которые были взяты за основу при построении концепции естественного права, оказались мало достижимыми в обыденной жизни. Как правило, институт государства в значительной мере отдалялся от реализации идей естественного права в направлении достижения более приемлемых, сугубо практических целей. Именно в этом аспекте слабое место концепции естественного права. [11] О позитивном праве, о его нормах, многое может сказать их сравнение с остальными нормами. Право, как и другие социальные нормы, представляет собой совокупность, систему правил поведения. В отличие от морали, обычаев, традиций, религиозных и иных социальные норм, существующих только в сознании людей, по-разному понимаемых и применяемых ими, право - конкретно, устремлено к однозначности, системно, требует согласованности его норм друг с другом для достижения эффективности в управлении обществом. Социальные нормы даже отдельных социальных групп могут настолько существенно отличаться друг от друга, что при своём обобщении представляются весьма разнообразным и внутренне противоречивым целым. Нарушение норм морали, обычаев, корпоративных и прочих социальных неюридических норм не влечет каких либо именно правовых последствий. Почувствовавший себя потерпевшим не может требовать исполнения этих социальных норм с помощью органов государства. Право, например, нейтрально к вопросам, связанным с частными отношениями, основанными на дружбе, соседстве, любви, родственных связях, относя подобное к нормам морали и обычаев. Принуждение к исполнению таких норм целиком и полностью лежит на самом «потерпевшем», который их сам для себя сформулировал, хоть и под воздействием общественного мнения. Право же устанавливается государством. Его нормы призваны обеспечивать полное и последовательное регулирование общественных отношений, за их неисполнением следует принуждение государством к их исполнению. Более того, ни кто не может оправдывать неисполнение норм права тем, что не знал их или не считал нужным применять в конкретной ситуации. Dura lex, sed lex[12]. Государство публикует свои нормативно правовые акты в печати и осуществляет их пропаганду с помощью средств массовой информации. Нормы права – официальны. Во всём этом видится принципиальное отличие права от всех остальных социальных норм. Может показаться, что социальные нормы и нормы права действуют как будто бы автономно и независимо друг от друга, но это не так. В силу тесного взаимодействия права и морали, определенную часть норм права можно понимать и применять лишь с учетом соответствующих социальных норм. Только мораль позволяет раскрыть понятие действий, порочащих честь и достоинство человека, охраняемых нормами гражданского и уголовного законодательства. Моральные оценки явного неуважения к общественному порядку являются основанием для квалификации аморальных действий как хулиганства[13]. При этом именно право устанавливает пределы действия социальных норм без какого либо постороннего контроля и вмешательства в дела индивида, выход за которые уже порождает реакцию - юридически значимые действия. Такова же ситуация с нормами общественных и политических объединений, имеющих свой устав и внутренний распорядок. Так, например, профсоюзы обладают довольно обширными правами на самостоятельную деятельность, и даже органам государственной власти запрещено вмешиваться в их внутренние дела[15]. Но стоит профсоюзу нарушить свои обязательства по коллективному договору или организовать и провести забастовку незаконным путём, как наступает юридическая ответственность согласно федеральному законодательству[16]. Или же религиозная организация, имеющая права и свободы, связанные с вероисповеданием и внутренним устройством согласно конфессии, в случае проявления экстремизма, после предупреждения подлежит ликвидации, а её деятельность - запрету[17]. Так же дело обстоит и с политическими партиями. Стоит отметить, что именно в политической и в экономической областях правовых отношений, наиболее явно выражается устремление государства к суверенитету, как проявление интересов господствующих кругов. Исходя из вышеописанного, определением права может служить следующее: право - это система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятой в данном обществе экономической формацией, с общественным строем, с устоями в социальной, политической и духовной жизни. 1. 3 Взаимное влияние государства и права При рассмотрении взаимного влияния государства и права, необходимо задаться следующими вопросами: Смысл второго подхода заключается в том, что государство и государственная власть должны иметь правовой характер. В основе государственной власти «должен лежать не факт, а право». Государство, хотя и издает правовые акты, не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права. Это утверждение находит себя, например, в конституционном праве. То есть, над государством находится право, которое определяет, сдерживает и ограничивает государство. В практическом плане может и бессмысленно заострять внимание и вести спор о том, что из двух явлений исторически первично - государство или право, однако когда речь идет об установлении характера взаимоотношений государства и права, определении закономерностей их соотношения, действует ли государственная власть в рамках закона и является ли «законной властью», или же она нарушает ею же установленные правовые требования и, что вполне логично, ставит себя таким образом в положение незаконной (нелегитимной) – данное занятие всё же имеет смысл. Людвиг Гумплович, последовательно отстаивая мнение о том, что «с высшей исторической точки зрения право и правопорядок являются для государства лишь средством» решения стоящих перед ним задач, в то же время считал, что «праву присуща тенденция всё больше и больше эмансипироваться от своего творца, от государства, тенденция освобождаться от его влияний и выступать против него в виде самостоятельной силы, в виде правовой идеи». Окончательный вывод, который делал Гумплович, заключается в следующем: «Природа отношения права к государству основывается на том, что государство силою своей определенной деятельности […] создает всё новые и новые сферы нравственности, из которых вытекает право. Но это последнее стремится к самостоятельности и независимости от государства. И вот, достигнув этого, данное стремление идёт ещё дальше. Оно направляется к господствованию над государством. Право хочет стать выше государства»[21]. Лев Петражицкий, признавая чрезвычайно важную роль государства в создании и реализации норм прав, тем не менее исходили из того, что государственная власть не есть «воля», могущая делать что угодно и как угодно, опираясь на силу, а что «важнейшим служением общему благу со стороны государственной власти… является служение праву»[22]. Немецкий юрист, профессор гейдельбергского университета Георг Еллинек, свою позицию изложил следующим образом: «Издавая закон, государство юридически связывает его нормами не только индивидов, но и свою собственную деятельность. Законом оно обязывает и тех лиц, которые служат его органами, сообразовывать их волю с велениями государства. Но так как воля органа есть воля государства, то государство, обязывая свои органы, связывает само себя. Государство едино, и потому законность органов исполнительной власти и суда отражается в то же время и на единой государственной власти. Эта связанность имеет не этический, а правовой характер [... ]. Обязывание собственной волей служит юридическим признаком государства»[23]. Если исходить из мирового опыта существования и функционирования государства и права, как и упоминалось ранее, в праве выражается прежде всего воля властвующих элит. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что эти элиты, опасаясь утраты своего привилегированного положения в следствии социальных взрывов, зачастую вынуждены считаться с волей и интересами подвластных. Как же соотносится их воля? Как она отражается в государственной воле и в праве? Довольно обстоятельный ответ на эти вопросы, опять же, дал Габриэль Шершеневич: «Если государственная власть есть основанная на силе воля властвующих, то выдвигаемые ею нормы права должны прежде всего отражать интересы самих властвующих. Те, в чьих руках власть, вводят поведение подвластных в те нормы, которые наиболее отвечают интересам властвующих. Нормами права поведение подвластных приспосабливается к интересам властвующих. Чем уже круг властвующих, тем резче выступает противоположность интересов властвующих интересам остальной части государства. Чем шире этот круг, например, в республике, тем сильнее затушевывается это значение права»[24]. Воля и интересы властвующих групп, слоев или классов, однако, не являются безграничными. Их эгоизм должен подсказывать им «благоразумие и умеренность в правовом творчестве». Помимо использования силовых средств они могут охранять свои интересы также с помощью права, «тесно сплетая» свои интересы с интересами подвластных, «по возможности, не доводя последних до сознания противоположности»[25].
2. Правовое государство Правовое государство - это не какой-то особый тип государства, а определенный, весьма высокий уровень его развития, особая разновидность государства. При этом правовое государство – это лишь некий представляемый в идеализированном виде эталон, в направлении к которому, согласно либерально–демократическим воззрениям, должны следовать все государства[26]. В соответствии со сложившимся представлением о правовом государстве в числе его черт и особенностей в научной литературе выделяют в основном следующие признаки, или принципы: 1) Принцип верховенства права над иными социальными нормами и его общеобязательность. Согласно данному принципу, ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакие государственные или общественные организации, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону, а именно акту, исходящему от высшего представительного органа государственной власти и обладающего высшей юридической силой. Все лица, кого касаются нормы права, обязаны их неукоснительно соблюдать или исполнять. 2) Принцип признания и гарантии соблюдения (незыблемости) основных прав и свобод человека и гражданина со стороны государства. Основные права и свободы разнообразны и носят личный, политический, социальный, экономический и культурный характер. Гарантией их соблюдения государством является отражение данных прав и свобод в конституции этого государства. 3) Принцип верховенства конституции, т. е. связанности законодательства конституционным строем, а исполнительной власти и правосудия законом и правом. Это один из основных принципов правового государства. Конституция любого государства носит для него учредительный характер, закладывает основы общественных отношений и захватывает все сферы жизни общества. Часто конституцию рассматривают как воплощение общественного договора, отсюда предполагается, что конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли, а гуманизм – главный принцип конституционного строя. Так же, конституция рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти широкие, во избежание произвола, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции. Важнейшей необходимостью является подчинение государства праву на стадии правотворчества, подготовки и принятия законов и иных нормативно-правовых актов. Государство должно: - осуществлять правотворческую деятельность в порядке, установленном конституцией и иными актами; - не нарушать прав и свобод граждан, не возводить в закон произвол и насилие; Даже законодатель, который правомочен изменять конституцию, не вправе действовать по произволу: в конституцию нельзя вносить такие изменения, которые устраняют основы конституционного строя (например, сводят на нет права человека и гражданина, ликвидируют или искажают принцип разделения властей и т. п. ). Правовое государство предполагает общедемократическую сущность конституции, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать и отстаивать свои взгляды. 4) Принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Предполагается, что этот фундаментальный теоретический принцип правового государства должен неуклонно соблюдаться как гражданином, так и государством. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами. Однако практика дает множество примеров, расходящихся с теорией. В отношениях «государство — гражданин» нет равного партнерства на практике. А следовательно, нет и равной ответственности их друг перед другом. 5) Принцип разделения властей. Это важная особенность правового государства, состоящая в том, чтобы не допустить узурпации власти, её сосредоточения в одних руках или руках небольшой группы лиц, и тем самым предотвратить возможность её использования одними классами или группами. Для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нём должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. 6) Принцип политического плюрализма (множественность идеологических позиций, течений и взглядов). Государством обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения. Примером политического плюрализма принято считать возможность создания и деятельности политических партий, организаций, общественных объединений, реальное осуществление свободы слова, митингов и собраний. 7) Касаемо судебной власти, к основным принципам относят презумпцию невиновности, принцип осуществления правосудия только судом и принцип права каждого человека на судебную защиту. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Например, в России эта защита обеспечивается наличием в Конституции общего положения[27], и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод - права на личную и семейную тайну[28], тайну переписки и других коммуникаций[29], неприкосновенность жилища[30] и т. д. Более того, Конституция гарантирует и международно-правовую защиту прав и свобод человека путем обеспечения гражданам возможности обращаться, в случае необходимости, в межгосударственные правозащитные органы[31]. На основании вышеописанного, можно сказать, что правовое государство – это основанное на конституционном строе демократическое государство, где обеспечивается верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Законотворческая деятельность парламента связана с конституционным строем, а исполнительная власть и правосудие – с законом и правом. Необходимо отметить, что принципиально важным для правового государства является то, что оно существует и развивается не иначе как на базе гражданского общества, где права и свободы граждан не только формально провозглашаются, но и реально обеспечиваются. Для этого должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.
Суть правового государства состоит не только и не столько в том, что в нём признается верховенство права над государством. Реальность такова, что невозможно эффективно рассматривать вопрос о соотношении государства и права, исключительно противопоставляя эти явления друг другу. Рассматривая процесс становления правового государства, наиболее рациональным видится подход в рассмотрении государства и права с позиций взаимовыгодного сотрудничества, сквозь призму их единства, находящегося в движении, в прагматическом взаимодействии государства и права. В конце концов, роль государства состоит и в том, что бы пресекать и подавлять негативные и деструктивные проявления как в обществе, так и в собственном аппарате. Государство должно созревать до степени справедливого, выражающего подлинные интересы общества. Только став таким, оно может называться правовым и создавать справедливые законы. «Правовое государство – настолько цивилизованное государство, что оно само себя ограничивает общечеловеческим правом, признает и гарантирует верховенство в обществе установленных им же правовых требований, в том числе и для государственных органов, должностных лиц[…]. Оно, государство, становится учреждаемой гражданским обществом властью и в этом качестве больше заботится о правах и свободах граждан, ограничивает легитимными законами деятельность своих органов, должностных лиц. Другими словами, государство становится правовым не за счёт возвышения права над ним (это практически нереализуемое положение), а за счет его цивилизованности как политической власти общества»[32]. Правовое государство имеет те же специфические признаки что и государство. Право в нем так же нормативно определено, системно и общеобязательно, но отличается от права «неправового» государства своей сущностью, соответствующим времени гуманистическим содержанием, гарантиями идругими признаками. К тому же и само государство, только тогда и может называться правовым, если принимает только легитимные законы и строго соблюдает их, именно этим оно будет существенно отличаться от государства еще не доросшего до его уровня. При этом целью взаимодействия государства и права является их взаимное укрепление и повышение эффективности функционирования. Важны и нужны оба эти института: один – как организация силы, другой – как форма выражения воли. Правотворческая деятельность самого государства должна быть направлена на совершенствование правовой системы, приведение её в соответствие с социально-экономическими потребностями общества, на что нужна воля правящих элит. Приняв неразрывность государства и права и необходимость их развития в связке, необходимо выделить в этом процессе особую и важную роль гражданского общества, как института правового государства. Механизмы воздействия на государство со стороны субъектов гражданского общества могут формироваться в различных правовых формах, но все они должны широко использовать доступные демократические процедуры и обеспечивать максимальное участие в этих процедурах населения страны. - Механизм референдума. Как правило, референдум закрепляется в конституциях высшей формой непосредственного правового выражения своей власти народом. В то же время, это право может ограничиваться другими законами государства, вплоть до уровня тяжело достижимого для гражданского общества. - Механизм ответственности выборного лица перед избирателями, с возможностью его досрочного отзыва. Данный механизм весьма действенен и способствует укреплению общественного контроля за действиями выборных органов, особенно если применяется на регулярной основе. - Механизм народного вето (аброгативный референдум) для частичной или полной отмены уже принятого закона. Данный механизм принят в 24 штатах США, в ряде земель Швейцарии и Германии, в Конституциях Дании и Италии. В последней он находит наиболее частое практическое применение, при чем в виде частичной отмены. Все перечисленные механизмы доступны при условии достаточного уровня правосознания в обществе и открытости государства, непременно считающего эти механизмы приемлемым для себя правом и устремлённого к усовершенствованию законодательства. Таким образом, правовое государство может стать реальностью в той мере, в какой гражданское общество и органы государства смогут покончить с остатками правового нигилизма, неуважением действующих законов, грубейшим нарушением прав и свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное действие законов. Чем выше уровень правосознания гражданского общества, тем действеннее его влияния на правовое государство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1) Государство – это выделенная из общества единая суверенная организация публичной власти, обладающая монополией на производство права, и имеющая ряд друг важных признаков, отличающих его от гораздо более узкого и простого общинного обустройства. Согласно классовой теории, находящей себя в той или иной степени в остальных теориях - для подавления открытых социальных конфликтов и разрешения этих конфликтов исключительно в законной, экономической форме на стороне правящего класса. Но, например, договорная теория, обобщая усилия всех, независимо от отношения к средствам производства, для достижения общих целей, даёт государству идеал для устремлений – правовое государство. 2) Право - это управленческий инструмент государства в виде системы общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятой в данном обществе экономической формацией, с устоями в социальной, политической и духовной жизни. Правом же и структурируется функционирование самого государства и легитимизируется его власть. 3) Соотношение государства и права – это неразрывная связь. Государство не может существовать без права, как и право без государства. При всей своей сложной взаимообусловленности, и вне зависимости от определённой постановки одного выше другого - это всегда процесс, подверженный влиянию волеизъявлений как правящих элит, так и их подвластных. 4) Правовое государство – это не какой-то особый тип государства, так как право существует в любом государстве согласно своей неразрывности с ним, а определенный, весьма высокий уровень его развития, особая разновидность государства. При этом правовое государство – это лишь некий представляемый в идеализированном виде эталон, в направлении к которому, согласно либерально–демократическим воззрениям, должны следовать все государства 5) Становление правового государства происходит на базе гражданского общества, при условии достижения этим обществом высокого уровня самоорганизации и саморегуляции. Правовое государство может стать реальностью в той мере, в какой гражданское общество и органы государства смогут покончить с остатками правового нигилизма, неуважением действующих законов, грубейшим нарушением прав и свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное действие законов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВОННЫХ ИСТОЧНИКОВ Нормативно-правовые акты 1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12. 12. 1993, с изменениями, одобренными в ходе всероссийского голосования 01. 07. 2020. СПС Консультант Плюс 2. Уголовный кодекс РФ гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья» 3. Устав Организации Объединенных Наций, (Принят 26. 06. 1945г, с поправками 17. 12. 1963г, 20. 12. 1965г. и 20. 12. 1971г. ), СПС Консультант Плюс 4. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» №10-ФЗ, со всеми изменениями до 11. 06. 2021. СПС Консультант Плюс 5. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ, со всеми изменениями до 08. 12. 2020. СПС Консультант Плюс Научная и учебная литература 6. Беляева О. М. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие. Мск., Эксмо, 2008 7. Грачев В. С. «Правовые формы воздействия на государство субъектов гражданского общества»; Закон и право. 02-2020. 8. Гумплович Л. «Общее учение о государстве». СПб., ЮКМ, 1910. 9. Еллинек Г. В. «Общее учение о государстве», СПб, ЮКМ, 1908 10. Еллинек Г. В. «Социально-этическое назначение права, неправды и наказания», Мск, Книга по Требованию, 2013 11. Карнаушенко Л. В. «Естественное и позитивное право: объективные и субъективные аспекты функционирования»; Общество и право. №3(69) 2019 12. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. «Теория государства и права: учебник для бакалавров», Мск., Проспект, 2015 13. Роянов Ф. М. «Доктрина правового государства: истоки, распространённость, проблемы в России»; Правовое государство: теория и практика. №3(29), 2012 14. Руссо Ж. Ж. «Об общественном договоре или Принципы политического Права», Мск., Юрайт, 2019 15. Салихов М. М. «Взаимодействие государства и права в правовом государстве»; Законность и правопорядок в современном обществе, 2013 16. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов. — 6-е изд., перераб. и доп., Мск.: ЗАО Юстицинформ, 2012 17. Шершеневич Г. Ф. «Общая теория права», 1910 18. Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства», Мск, АСТ, 2020
[1] Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства», C. 197 [17] [2] Роянов Ф. М. «Доктрина правового государства: истоки, распространённость, проблемы в России»; Правовое государство: теория и практика. №3(29), 2012, С. 9 [3] [17, С. 301] [4] [17, С. 299] [5] Гумплович Л. «Общее учение о государстве», 1910, С. 36 [6] Гербер К. «Grundzü ge eines Systems des deutschen Staatsrechts», 1865, С. 1-2 [7] Руссо Ж. Ж. «Об общественном договоре или Принципы политического Права», гл. VI [8] Устав Организации Объединенных Наций. Ст. 2, п. 3, п. 4 и п. 7 [9] Конституция Российской Федерации, ст. 20 [10] Уголовный кодекс РФ, гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья» [11] Карнаушенко Л. В. «Естественное и позитивное право: объективные и субъективные аспекты функционирования»; Общество и право. №3(69) 2019. С. 141 [12] Закон суров, но это закон (перевод с лат. ) [13] [15, C. 107] [14] Еллинек Г. В. «Социально-этическое назначение права, неправды и наказания», Мск, 2013, С. 48 [15] Федеральный закон №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 5 [16] Федеральный закон №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 31 [17] Федеральный закон №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ст. 7 [18] Еллинек Г. В. «Социально-этическое назначение права, неправды и наказания», Мск, 2013, С. 49
[19] [11, C. 168] [20] Шершеневич Г. Ф. «Общая теория права». 1910, С. 300. [21] Гумплович Л. «Общее учение о государстве». СПб., 1910. С. 445–448. [22] Петражицкий Л. И. «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Спб, 2000, С. 181 [23] Еллинек Г. В. «Общее учение о государстве», Спб, 2004 [24] Шершеневич Г. Ф. «Общая теория права», 1910, С. 300 [25] Шершеневич Г. Ф. Там же. С. 300 [26] [11, С. 107] [27] Конституция РФ, ст. 46, п. 1 [28] Конституция РФ, ст. 23, п. 1 [29] Конституция РФ, ст. 23, п. 2 [30] Конституция РФ. ст. 25 [31] Конституция РФ, ст. 46, п. 3 [32] Салихов М. М. «Взаимодействие государства и права в правовом государстве»; Законность и правопорядок в современном обществе, 2013. С. 190 [33] Грачев В. С. «Правовые формы воздействия на государство субъектов гражданского общества»; Закон и право. 02-2020. С. 23-24
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|