Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство образования Саратовской области



Министерство образования Саратовской области

ГАУ ДПО «СОИРО»

 

Семинар " Лучшие практики формирования функциональной грамотности школьников"

 

Доклад «Формирование читательской грамотности на уроках родного языка в 9 классе»

 

 

Автор доклада:

Нестеренко Светлана Жамиловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 1 г. Новоузенска
Саратовской области»

 

 

 

Саратов

В современной школе приоритетной целью является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к саморазвитию исамообразованию. Таким образом, формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием для успешного функционирования в современном мире.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г.: «Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»[Борщенко 2016: 1].

Один из основных критериев уровня навыка чтения — пол­нота понимания текста. О полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:

- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей це­ли или назначения текста; умение выбрать из текста или при­думать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предла­гаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сфор­мулированной вопросом, и т. д. );

-нахождение информации (беглое чтение, определение основных элементов и поискнеобходимой информации);

-интерпретация текста (умение сравнить и противопоста­вить заключённую в нём информацию разного характера, об­наружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести за­ключение о намерении автора или главной мысли текста);

-рефлексия содержания текста (умение связать информа­цию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источ­ников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся);

-рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие кри­тичности мышления и самостоятельности эстетических суж­дений) [Асмолов 2010: 92].

К основнымнавыкам читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика являются:

- 1-6 классы – выделение основной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;

-7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;

- 9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов [Бойко: 3]

Использование компьютерных технологий сегодня повышает эффективность работы по формированию читательской компетентности. Учащимся можно предложить создание презентаций, как по теме урока, так и по их личным читательским интересам. Можно обмениваться мнениями о прочитанном на страничке Интернета.

На уроках родного языка в 9 классе ребята учатся передавать схематически представленную информацию в виде связного текста, отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Например, при изучении в 9 классе темы «Активные процессы в современном русском языке» учащиеся сначала прорабатываютпредложенную текстовую информацию: прослушиваниеили чтение текста, определение темы текста и основной мысли. Затем проводится работа по составлению схемы развития русского языка. В завершении работы ребята в группах анализируют составленные схемы.

При изучении темы «Ключевые слова русской культуры и их национально-историческая значимость» учащимся были предложены схемы, на основе которых они должны были составить определения, в данном случае «Что такое ключевые слова русской культуры и их основные разряды? » Таким образом, ребята должны были составить монологическое высказывание.

Также на уроках родного языка проводится работа с текстами различных стилей. Изучая активные процессы русского языка, учащиеся знакомятся с текстами, в которых встречаются устаревшие слова, а также неологизмы в современном русском языке. Ребятаконспектируют информацию о развитии русского языка от древности до наших дней (или составляют тезисный план), затем предлагается обсуждение, где ребята на основе конспекта, а также знаний, полученных ранее на уроках русского языка, истории, аргументируют собственную позицию.

В учебнике «Родной русский язык» под редакцией О. М. Александровой и др. также содержится множество интересных текстов из рубрики «Лингвистические заметки», «Из истории языка», «Диалог культур».

Тексты данных рубрик были проанализированы учащимися самостоятельно, на уроках были сделаны выводы, в ходе которых каждый учащийся имел возможность высказать свою точку зрения.

Также на уроках родного языка проводится работа по нахождению информации в разных источниках при помощи гаджетов. Например, упражнение на определение источника крылатой фразы или в определении значения устаревшего слова.

Обучение любому предмету должно включать обучение приёмам чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разно жанровых текстах, что будет активизировать творческую, познавательную, критическую и коммуникативную деятельность и тем самым будет соответствовать понятию целостности образовательного процесса [Бродникова 2018: 1].  

В ходе работы с текстами обучающиеся учатся понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников: учебно-научных текстов, текстов СМИ, том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, а также высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Учащиеся смогут создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения [Грибанова 2019: 1].

В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, ак­тивного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения [Асмолов 2010: 92].

 

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. - М., 2010.  

2. Бойко О. И. Формирование читательской грамотности на уроках физики. [сайт]. URL: https: //go. mail. ru/redir? type=sr& redir=eJzLKCkpKLbS10_LTyrSKyrVLy_QTc7PK0nNK9EvLcjJT0wp1jcyMLTUNzTST8qvzM7XzdfN1E3OyCzRTS9KzNXNS9QtLcrPTtRNy6zKzM7UKygoqWBgMDQzNDI3NLMwNWJgP_GC5xyHRfeVvZ4-Wvu3HwQAmeAnjA& src=f401c4& via_page=1& user_type=4d& oqid=07b26c89ff35d811(дата обращения 06. 02. 2021 г. )

3. Борщенко И. Г. Тексты для формирования читательской грамотности. 2016: [сайт]. URL: https: //multiurok. ru/files/tieksty-dlia-formirovaniia-chitatiel-skoi-ghramotnosti. html(дата обращения 15. 01. 2021 г. )

4. Бродникова С. М. Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы. 2018: [сайт]. URL: https: //portalobrazovaniya. ru/servisy/publik/publ? id=6267 (дата обращения 06. 02. 2021 г. )

5. Грибанова М. В. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 9 класса. 2019: [сайт]. URL: http: //umoslovo. ru/index. php/rodnoj-yazyk/396-o-prepodavanii-rodnogo-yazyka-russkogo-v-9-klasse(дата обращения 27. 12. 2020г. )

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.