|
|||
1. ЭкспозицияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема (от греч. thema) – то, что кладется в основу, основная проблема и основной круг жизненных событий, изображенных писателем. Тема произведения неразрывно связана с его идеей. Отбор материала, постановка проблем (выбор темы) диктуется теми идеями, которые хотел бы выразить в произведении автор. Именно о такой связи темы и идеи произведения писал М. Горький: «Тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления». Наряду с термином «тема» нередко употребляется и близкий к нему по смыслу термин « тематика ». Его применение указывает на то, что в произведение включает в себя не только основную, но и целый ряд вспомогательных тем и тематических линий; или темы многих произведений находятся в тесной связи с одной, или набором нескольких родственных тем, образуя обширную тематику одного класса.
Основной тезис высказываний об искусстве В. Г. Плеханова – «без идеи искусство жить не может» - и эту мысль он повторяет неоднократно, разбирая то или иное художественное произведение. «Достоинство художественного произведения, - пишет Плеханов, - определяется в последнем счете удельным весом того чувства, глубиной той идеи, которые оно выражает».
Однако в литературоведении нет единого определения этого термина. Существуют три основных подхода: 1) сюжет – это способ развертывания темы или изложения фабулы; 2) фабула – это способ развертывания темы или изложения сюжета; 3) сюжет и фабула не имеют принципиального различия. Сюжет основывается на конфликте (столкновении интересов и характеров) между действующими лицами. Именно поэтому там, где нет повествования (лирика), там нет и сюжета. Термин «сюжет» был введен в ХУ11 в. классицистами П. Корнелем и Н. Буало, но они были последователями Аристотеля. Аристотель же то, что именуется «сюжетом», называл «сказанием». Отсюда и «ход повествования». Фабула - – это то что произошло, события в хронологической последовательности. Композиция (от лат. compositio – составление, связывание) – построение, расположение всех элементов формы художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие зрителем, читателем, слушателем. Если ещё короче, то композиция – это: -последовательность событий и действий; -движение произведения от завязки к развязке; -последовательность частей и элементов произведения. Композицию выстраивает писатель, а вот как он это делает, зависит от его умений и целей.
Композиция бывает внутренней и внешней. К сфере внутренней композиции относятся все статические элементы произведения: портрет, пейзаж, интерьер, а также внесюжетные элементы – экспозицию (пролог, вступление, предыстория), эпилог, вставные эпизоды, новеллы; отступления (лирические, философские, публицистические); мотивировки повествования и описания; формы речи героев (монолог, диалог, переписка, дневник, записки; формы повествования (пространственно-временную, психологическую, идеологическую, фразеологическую. К внешней композиции относят деление эпического произведения на книги, части и главы; лирического – на части и строфы; лиро-эпического – на песни; драматического – на акты и картины. О композиции, как и о других элементах сюжета художественного произведения, известно сегодня многое, но составить идеальную композицию удается далеко не каждому автору. Дело, очевидно, заключается не столько в том, чтобы «знать» как это делать, сколько в наличии таланта, вкуса и чувства меры художника.
Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка). Существует несколько традиционных сюжетных схем. Рассмотрим три схемы: 1) Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.
2) Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает: 1. Стазис, т. е. начальное состояние, что было ДО старта событий. 2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели. 3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней. 4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь). 5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности. 6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора. 7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает. 8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.
1. Экспозиция Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О'Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже. А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе. Дадим только парочку советов авторам: – Автор должен знать о герое всё. – Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию. – Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя. Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать? Рекомендации по работе над завязкой: – Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени. – Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.
|
|||
|