Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ



АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ

 

Аргументация – это способ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.

Аргументы – это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент.

Поясним сказанное на примере.

 

Тезис Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.
Аргумент 1 Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше,  чем лицо, одежда и многое другое.
Иллюстрация к аргументу 1 Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несёт в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух?
Аргумент 2 Моя позиция подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики.
Иллюстрация к аргументу 2 Вспомним хотя бы Порфирия Головлёва – героя романа Салтыкова –Щедрина «Господа Головлевы» Иудушка (таково его прозвище! ) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами ( «капустка», «лампадка», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.
Вывод Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.

 

 

ВИДЫ АРГУМЕНТОВ

Существует различная классификация аргументов. Например, различают логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму, и психологические аргументы – доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.

Существуют также и другие классификации аргументов, например, такая:

 

Аргументы

                                 

 

Рациональные (логические) Иллюстративные Ссылки на авторитет
  • Реальные факты
  • Статистика
  • Законы природы
  • Положения официальных документов
  • Конкретные примеры из жизни
  • Примеры из художественных произведений
  • Предположительные примеры
  • Мнения выдающихся людей
  • Цитаты из авторитетных источников
  • Мнение очевидцев
  • Общественное мнение

 

Возможны также различные способы аргументации: поддерживающая и опровергающая.

При поддерживающей аргументации ученик, соглашаясь с мнением автора, приводит доводы, подтверждающие авторский тезис. Например:

 

ТЕЗИС «Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство»

 

Аргумент 1 Связь языка и культуры очевидна для каждого мыслящего человека. Не случайно Д. С. Лихачёв в книге очерков «Земля родная» назвал язык главным богатством нации. В самом деле, вся духовная культура немыслима без языка и речи, которые не только создают особый « культурный слой», но и отражают нравственное состояние народа. Аргумент 2 Нельзя забывать о том, что в переломные моменты истории именно родная речь, родной язык становится той духовной опорой, которая обеспечивает единство нации. Именно об этом писал И. С. Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык» («НЕ будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома»). Вспомните также знаменитые строки стихотворения А. Ахматовой «Мужество», написанного в страшные годы Великой Отечественной войны: «Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово» мне кажется, в этом произведении особенно ярко звучит мысль о значимости русского языка для каждого россиянина.

 

ВЫВОД Да, русский язык богат и великолепен, и задача каждого из нас – приобщиться к этому богатству и приумножить его.

 

 

При опровергающей аргументации учащийся не соглашается с автором и, формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигает контртезис (тезис, противоположный авторскому), истинность которого доказывает  двумя аргументами. Например:

 

ТЕЗИС «На войне осознается ценность человеческой жизни»

 

КОНТРТЕЗИС

 Я не могу согласиться с автором: очень часто люди, оказавшиеся в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь как безусловную ценность.

 
Аргумент 1 В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» - так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами, независимо от страны, которую они защищали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Также их называют «неучтёнными жертвами войны» вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормально. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и не достойным внимания.

Аргумент 2

Подтверждение моей мысли можно найти в художественной литературе. В 1930-31 годах немецкий писатель Эрих Ремарк создает роман «Возвращение». В этом произведении автор рассказывает о возвращении на родину после Первой мировой войны молодых солдат, которые уже не могут жить нормально. Ремарк описывает положение этих людей. Возвратившись, многие из них нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряли своих родных и друзей. Война сделала их жестокими и циничными, уничтожила всё, во что они прежде верили.

     

 

ВЫВОД Таким образом, любая война скорее разрушает все нравственные ценности, чем позволяет осознать их значимость. История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что война – это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.