|
||||||||||||
Президент Республики Казахстан
Закон О бухгалтерском учете и финансовой отчетности (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26. 11. 2012 г. )
См. о внесении изменений в настоящий Закон: Закон РК от 4 декабря 2008 г. № 97-IV (вводятся в действие с 1 января 2013 г. ); Закон РК от 30 июня 2010 г. № 297-IV (вводятся в действие с 1 января 2013 г. ).
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан, устанавливает принципы, основные качественные характеристики и правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Глава 1. Общие положения
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28. 12. 11 г. № 524-IV (см. стар ред. ) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: 1) аккредитация - признание уполномоченным органом правомочий профессиональных организаций бухгалтеров и организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров, предусмотренных настоящим Законом, подтвержденных свидетельством по форме, установленной уполномоченным органом; 2) первичные учетные документы (далее - первичные документы) - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет; 3) аккредитованная организация по профессиональной сертификации бухгалтеров (далее - организация по сертификации) - юридическое лицо, осуществляющее сертификацию кандидатов в профессиональные бухгалтеры, аккредитованное в порядке, установленном уполномоченным органом; См. Список аккредитованных организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров по состоянию на 1 января 2011 года 4) аккредитованная профессиональная организация бухгалтеров (далее - профессиональная организация) - некоммерческая организация, являющаяся объединением бухгалтеров и или бухгалтерских организаций, аккредитованная в порядке, установленном уполномоченным органом; См. Список аккредитованных профессиональных организаций бухгалтеров по состоянию на 1 января 2011 года 5) регистры бухгалтерского учета - формы для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для ее отражения в системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности; 6) бухгалтерская организация - организация, предоставляющая услуги в сфере бухгалтерского учета, являющаяся членом профессиональной организации; 7) организации публичного интереса - финансовые организации (за исключением юридических лиц, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой), акционерные общества (за исключением некоммерческих), организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые) и организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, а также государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; См.: Письмо Министерства экономического развития и торговли РК от 7 апреля 2010 года 8) профессиональный бухгалтер - физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера; 9) сертификат профессионального бухгалтера (далее - сертификат) - документ, выданный организацией по сертификации, удостоверяющий профессиональную квалификацию бухгалтера; См. Ответ Министра финансов РК от 3 марта 2011 года на вопрос от 9 февраля 2011 года № 68132 (e. gov. kz) 10) депозитарий финансовой отчетности (далее - депозитарий) - электронная база данных, содержащая годовую финансовую отчетность и аудиторские отчеты, ежегодно сдаваемые организациями, а также информацию о корпоративных событиях акционерных обществ, с открытым для пользователей доступом; 11) стандарт финансовой отчетности - документ, устанавливающий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; 12) национальные стандарты финансовой отчетности (далее - национальные стандарты) - стандарты финансовой отчетности, утвержденные уполномоченным органом; 13) международные стандарты финансовой отчетности (далее - международные стандарты) - стандарты финансовой отчетности, утвержденные Фондом Комитета международных стандартов финансовой отчетности; 14) уполномоченный орган - центральный государственный орган, осуществляющий регулирование деятельности в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10. 12. 08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г. ) (см. стар. ред. ) 1. Действие настоящего Закона распространяется на: индивидуальных предпринимателей; юридические лица, филиалы, представительства и постоянные учреждения иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее - организации). В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21. 07. 11 г. № 467-IV (введены в действие с 1 января 2012 г. ) (см. стар. ред. ) 2. Индивидуальные предприниматели, применяющие в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе разового талона или патента, вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности. Положение настоящего пункта не распространяется на индивидуальных предпринимателей, применяющих одновременно специальный налоговый режим на основе разового талона и иные режимы налогообложения, кроме специального налогового режима на основе патента, в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. 3. Индивидуальные предприниматели и организации, за исключением государственных учреждений, субъектов крупного предпринимательства и организаций публичного интереса, осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальными стандартами в зависимости от их принадлежности к следующим категориям: 1) субъектам малого предпринимательства, применяющим в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств, юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, а также на основе упрощенной декларации; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10. 12. 08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г. ) (см. стар. ред. ) 2) субъектам малого предпринимательства, за исключением перечисленных в подпункте 1) настоящего пункта, а также некоммерческим организациям, филиалам, представительствам и постоянным учреждениям иностранных юридических лиц, зарегистрированным на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 3) субъектам среднего предпринимательства, а также государственным предприятиям, основанным на праве оперативного управления (казенные предприятия). См. Ответ Министра финансов РК от 29 марта 2012 года на вопрос от 25 марта 2012 года № 133741 (e. gov. kz) 4. Субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами. 5. Организации, указанные в пункте 3 настоящей статьи, вправе по решению их руководящих органов, утвердивших учетную политику, составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности 1. Законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2. Система бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Статья 4. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.
Статья 5. Принципы и основные качественные характеристики бухгалтерского учета и финансовой отчетности 1. Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность. 2. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.
Статья 6. Система бухгалтерского учета 1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой. 2. Учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности. 3. Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться: 1) адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий; 2) хронологическая и своевременная регистрация операций и событий; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 05. 07. 12 г. № 30-V (см. стар. ред. ) 3) приведение в соответствие синтетического (итогового) учета с аналитическим (детальным). 4. Операции и события отражаются на синтетических счетах способом двойной записи на основании типового плана счетов бухгалтерского учета организаций, соответствующего требованиям, установленным уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан. Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица (далее - руководство), которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации. 5. Индивидуальные предприниматели и организации обеспечивают ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности на государственном и (или) русском языках.
До 1 января 2013 года по тексту статьи 7 слова «идентификационный номер» считать словами «регистрационный номер налогоплательщика» в соответствии с Законом РК от 05. 07. 12 г. № 30-V Статья 7. Бухгалтерская документация 1. Бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. См. Ответ Председателя НК МФ РК от 1 апреля 2010 года на вопрос от 8 марта 2010 года № 33936 (e. gov. kz) 2. Формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. См. Ответ Министра финансов РК от 1 апреля 2009 года на вопрос от 25 марта 2009 года № 5850 (e. gov. kz) «Об акте сверки взаиморасчетов между двумя юридическими лицами»; Письмо НК МФ РК от 22 июня 2009 года № НК-06-19/5910 3. Первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, разрабатываются индивидуальными предпринимателями и организациями самостоятельно и должны содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа (формы); 2) дату составления; 3) наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ; 4) содержание операции или события; 5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении); 6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления; Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 05. 07. 12 г. № 30-V (см. стар. ред. ) 7) идентификационный номер. В зависимости от характера операции или события, требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и способа обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. 4. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания. 5. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, формы которых или требования к которым утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность. 6. При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях индивидуальные предприниматели и организации должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 7. Внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.
Статья 8. Организация бухгалтерского учета 1. Руководство или индивидуальный предприниматель: 1) согласовывает и (или) утверждает учетную политику; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 05. 07. 12 г. № 30-V (см. стар. ред. ) 2) обеспечивает организацию бухгалтерского учета, в том числе наличие утвержденных внутренних документов, регламентирующих порядок отражения в бухгалтерском учете всех совершаемых организацией операций. Учетная политика утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и уставом (положением) организации. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05. 07. 12 г. № 30-V (см. стар. ред. ) 2. Руководство или индивидуальный предприниматель может в зависимости от объема учетной работы: 1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; 2) ввести в штат должность главного бухгалтера; 3) передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру; 4) вести бухгалтерский учет лично. На ведомства Национального Банка Республики Казахстан действие подпунктов 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта не распространяется. На организации публичного интереса действие подпунктов 3) и 4) настоящего пункта не распространяется. К бухгалтерской организации приравнивается организация - член иностранного института, являющегося действительным членом Международной федерации бухгалтеров.
Статья 9. Руководитель бухгалтерской службы Руководителем бухгалтерской службы (далее - главный бухгалтер) является главный бухгалтер или другое должностное лицо, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета, составление и представление финансовой отчетности, формирование учетной политики. Часть вторая статьи 9 введена в действие с 1 января 2012 года На должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессиональный бухгалтер. См. Ответ МФ РК от 31 мая 2011 года на вопрос от 6 мая 2011 года № 79574 (e. gov. kz)
Статья 10. Право подписи бухгалтерских документов 1. Руководство или индивидуальный предприниматель определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом может быть установлена иерархия права подписи в зависимости от занимаемой лицом должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции. 2. Индивидуальные предприниматели или организации, использующие электронные подписи, должны установить надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Хранение бухгалтерской документации Индивидуальные предприниматели и организации обязаны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета на бумажных и (или) электронных носителях, финансовую отчетность, учетную политику, программы электронной обработки учетных данных в течение периода, установленного законодательством Республики Казахстан.
Статья 12. Тайна бухгалтерской информации 1. Содержание первичных документов и регистров бухгалтерского учета является информацией, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой предоставляется лишь лицам, которые имеют разрешение руководства или индивидуального предпринимателя, а также должностным лицам государственных органов в соответствии с законами Республики Казахстан. 2. Лица, имеющие доступ к указанным документам, обязаны не разглашать содержащуюся в них информацию без согласия их владельца и не имеют права использовать ее в личных интересах. Лица, имеющие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут ответственность за ее разглашение в соответствии с законами Республики Казахстан.
Глава 3. Финансовая отчетность
Статья 13. Элементы финансовой отчетности 1. Элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и капитал. Активы - ресурсы, контролируемые индивидуальным предпринимателем или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод. Обязательство - существующая обязанность индивидуального предпринимателя или организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды. Капитал - доля в активах индивидуального предпринимателя или организации, остающаяся после вычета всех обязательств. 2. Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы. Доходы - увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале. Расходы - уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале. См. Письмо НК МФ РК от 27 января 2010 года № НК-21-54/845
Статья 14. Оценка и учет элементов финансовой отчетности 1. Оценка элементов финансовой отчетности - определение денежных сумм, по которым данные элементы признаются и фиксируются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Методы и порядок применения оценок устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. 2. Методы учета и порядок признания элементов финансовой отчетности устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. См. Письмо Национального Банка РК от 13. 09. 10 г. № 24408/746
Статья 15. Финансовая отчетность 1. Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации. 2. Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя: 1) бухгалтерский баланс; 2) отчет о прибылях и убытках; 3) отчет о движении денежных средств; 4) отчет об изменениях в капитале; 5) пояснительную записку. Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. 3. Объем, формы и порядок составления финансовой отчетности государственных учреждений определяются уполномоченным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан. 4. Финансовая отчетность подписывается руководством и главным бухгалтером организации, индивидуальным предпринимателем. Финансовая отчетность организации, в которой бухгалтерский учет ведется бухгалтерской организацией или профессиональным бухгалтером, подписывается руководством, а также руководителем бухгалтерской организации или профессиональным бухгалтером. См. Письмо территориального НК № 1362
В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28. 12. 11 г. № 524-IV (см. стар ред. ) Статья 16. Международные стандарты финансовой отчетности Составление финансовой отчетности осуществляется организациями в соответствии с международными стандартами, опубликованными на казахском и русском языках организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод и (или) публикацию в Республике Казахстан от Фонда Комитета международных стандартов финансовой отчетности.
Статья 17. Консолидированная финансовая отчетность Организации, имеющие дочерние организации, кроме финансовой отчетности по деятельности основной организации, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Статья 18. Отчетный период 1. Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря. 2. Первый отчетный год для вновь созданной организации начинается с момента ее государственной регистрации по 31 декабря того же года.
В статью 19 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19. 03. 10 г. № 258-IV (см. стар. ред. ); Законом РК от 28. 12. 11 г. № 524-IV (см. стар ред. ); Законом РК от 12. 01. 12 г. № 539-IV (см. стар. ред. ) Статья 19. Представление финансовой отчетности 1. Организации представляют финансовую отчетность: 1) учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами; 2) уполномоченному органу в области государственной статистики по месту государственной регистрации; 3) органам государственного контроля и надзора Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией. См. Ответ Председателя НК МФ РК от 14 сентября 2010 года на вопрос от 15 апреля 2010 г. № 37110 (e. gov. kz) 2. Финансовая отчетность представляется в национальной валюте Республики Казахстан. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26. 11. 12 г. № 57-V (см. стар. ред. ) 3. Организации (кроме финансовых организаций, микрофинансовых организаций, специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, и исламских специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг) представляют годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. В пункт 3-1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26. 11. 12 г. № 57-V (см. стар. ред. ) 3-1. Финансовые организации, микрофинансовые организации, специальные финансовые компании, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, и исламские специальные финансовые компании, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, представляют годовые финансовые отчеты в сроки, установленные Национальным Банком Республики Казахстан. 4. В пределах срока, указанного в статье 18, учредители (участники) вправе определять сроки представления промежуточной финансовой отчетности и устанавливать иную периодичность, но не реже одного раза в год. 5. Представление консолидированной финансовой отчетности производится в соответствии с пунктами 1, 2, 3 и 3-1 настоящей статьи. 6. Финансовые организации, специальные финансовые компании, исламские специальные финансовые компании, государственные предприятия и юридические лица, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) или контрольный пакет акций которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан, публикуют годовую финансовую отчетность в порядке, установленном законами Республики Казахстан. Финансовые организации публикуют годовую финансовую отчетность в порядке, установленном законами Республики Казахстан. В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05. 07. 11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред. ) 7. По решению Правительства Республики Казахстан создается депозитарий для организаций публичного интереса, которые обязаны сдавать в него финансовую отчетность в порядке, установленном уполномоченным органом.
Глава 4. Регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Статья 20. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05. 07. 11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред. ) 1. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан осуществляется Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и уполномоченным органом. Статья дополнена пунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 05. 07. 11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) 1-1. Правительство Республики Казахстан: 1) утверждает порядок ведения бухгалтерского учета; 2) утверждает порядок представления финансовой отчетности в депозитарий; 3) утверждает правила аккредитации профессиональных организаций, организаций по сертификации; 4) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 05. 07. 12 г. № 30-V (см. стар. ред. ) 2. Особенности государственного регулирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственных учреждениях, кроме Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств, устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Казахстан по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности для государственных учреждений уполномоченным органом. Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 05. 07. 12 г. № 30-V (см. стар. ред. ) 3. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Национальном Банке Республики Казахстан и его ведомствах осуществляется Советом директоров (Директоратом) Национального Банка Республики Казахстан. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28. 12. 11 г. № 524-IV (см. стар ред. ); Законом РК от 12. 01. 12 г. № 539-IV (см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 05. 07. 12 г. № 30-V (см. стар. ред. ); Закона РК от 26. 11. 12 г. № 57-V (см. стар. ред. ) 4. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в финансовых организациях, микрофинансовых организациях, специальных финансовых компаниях, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, исламских специальных финансовых компаниях, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах и Банке Развития Казахстана, осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан посредством принятия нормативных правовых актов и методических рекомендаций к ним. 5. Уполномоченный орган: 1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05. 07. 11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред. ) 2) разрабатывает порядок ведения бухгалтерского учета; 3) принимает нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности; 4) разрабатывает и утверждает национальные стандарты и методические рекомендации к ним; 5) обеспечивает с учетом предложений консультативного органа в случае наличия противоречий законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности требованиям международных стандартов внесение соответствующих изменений в законодательство Республики Казахстан; 6) разрабатывает и утверждает типовой план счетов бухгалтерского учета; 7) публикует в периодических печатных изданиях национальные стандарты в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 8) взаимодействует по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности с иными государственными органами и профессиональными организациями; 9) рассматривает предложения консультативного органа о разработке проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности; 10) проводит аккредитацию профессиональных организаций, организаций по сертификации; В подпункт 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05. 07. 11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред. ) 11) разрабатывает правила аккредитации профессиональных организаций, организаций по сертификации; 12) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к профессиональным бухгалтерам, с учетом рекомендаций консультативного органа; 13) выносит предупреждение профессиональным организациям, организациям по сертификации в случае фактов несоблюдения правил аккредитации; 14) принимает решение о лишении свидетельства об аккредитации профессиональной организации, организации по сертификации; 15) определяет перечень, формы и периодичность представления отчетности профессиональными организациями, организациями по сертификации; 16) публикует в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, получивших в установленном порядке право официального опубликования нормативных правовых актов, на государственном и русском языках перечень профессиональных организаций, организаций по сертификации; 17) утверждает положение о консультативном органе; В подпункт 18 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05. 07. 11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред. ) 18) разрабатывает порядок представления финансовой отчетности в депозитарий; 19) согласовывает форму сертификата. Пункт 5 дополнен подпунктом 20 в соответствии с Законом РК от 17. 07. 09 г. № 188-IV 20) осуществляет государственный контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности; Пункт 5 дополнен подпунктом 21 в соответствии с Законом РК от 17. 07. 09 г. № 188-IV; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19. 03. 10 г. № 258-IV (см. стар. ред. ); 3аконом РК от 06. 01. 11 г. № 378-IV (см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 10. 07. 12 г. № 36-V (см. стар. ред. ) 21) разрабатывает и утверждает формы обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, полугодовые планы проведения проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»; Пункт дополнен подпунктом 22 в соответствии с Законом РК от 05. 07. 11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) 22) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28. 12. 11 г. № 524-IV (см. стар ред. ); Законом РК от 12. 01. 12 г. № 539-IV (см. стар. ред. ) 6. Национальный Банк Республики Казахстан: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26. 11. 12 г. № 57-V (см. стар. ред. ) 1) для финансовых организаций и микрофинансовых организаций: разрабатывает и утверждает по согласованию с уполномоченным органом стандарты финансовой отчетности по вопросам, не урегулированным международными стандартами, а также методические рекомендации к ним; разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета; 2) для государственных предприятий и юридических лиц, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) или контрольный пакет акций которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан: устанавливает перечни и формы, соответствующие международным стандартам финансовой отчетности, а также сроки и порядок представления финансовой отчетности; утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета; 3) для специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации: разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета; 3-1) для исламских специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета; Пункт дополнен подпунктом 3-2 в соответствии с Законом РК от 05. 07. 12 г. № 30-V 3-2) для инвестиционных фондов и Банка Развития Казахстана разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета; Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 05. 07. 12 г. № 30-V (см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26. 11. 12 г. № 57-V (см. стар. ред. ) 4) осуществляет контроль за соблюдением финансовыми организациями, микрофинансовыми организациями, специальными финансовыми компаниями, исламскими специальными финансовыми компаниями, инвестиционными фондами и Банком Развития Казахстана требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов; Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 05. 07. 11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) 5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Закон дополнен статьей 20-1 в соответствии с Законом РК от 17. 07. 09 г. № 188-IV Статья 20-1. Государственный контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности 1. Государственный контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется в форме проверки и иных формах. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с 3аконом РК от 06. 01. 11 г. № 378-IV (см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 05. 07. 12 г. № 30-V (см. стар. ред. ) 2. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» и иными законами Республики Казахстан. Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
Статья 21. Негосударственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности 1. Консультативный орган создается в форме консультативно-совещательного органа, состав которого утверждается уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, и действует на основе положения о нем. 2. В состав консультативного органа входят представители государственных органов, некоммерческих организаций, субъектов частного предпринимательства, организаций с долей участия государства, государственных предприятий. 3. Консультативный орган вправе: 1) вносить уполномоченному органу предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности; 2) вносить уполномоченному органу предложения по пересмотру и разработке методических рекомендаций по применению стандартов финансовой отчетности; 3) участвовать в разработке национальных стандартов и методических рекомендаций к ним; 4) осуществлять взаимодействие с международными организациями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности. 4. Консультативный орган обязан: 1) проводить анализ на наличие противоречий законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности требованиям международных стандартов и вносить соответствующие предложения уполномоченному органу; 2) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности. 5. Профессиональная организация должна отвечать следующим требованиям: 1) наличие в составе профессиональной организации не менее трехсот членов, имеющих подтвержденный опыт работы не менее двух лет в сфере бухгалтерского учета или аудита; 2) наличие утвержденного в соответствии с уставом организации Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, соответствующего международной практике и являющегося обязательным для всех ее членов; 3) наличие системы повышения квалификации своих членов; 4) соответствие правилам аккредитации. С момента выдачи профессиональной организации свидетельства об аккредитации ее состав по истечении одного года должен составлять не менее пятидесяти профессиональных бухгалтеров. 6. Структура и рабочие органы профессиональной организации определяются ее уставом и должны соответствовать правилам аккредитации. 7. Руководитель профессиональной организации избирается на срок не более четырех лет и не может быть переизбран на два срока подряд. 8. Профессиональная организация вправе: 1) осуществлять в отношении своих членов предусмотренные ее уставом и не противоречащие настоящему Закону функции; 2) участвовать в разработке национальных стандартов и методических рекомендаций к ним; 3) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности; 4) анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт работы в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности; Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 05. 07. 11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) 5) участвовать в рассмотрении материалов по аккредитации организаций по сертификации. 9. Профессиональная организация обязана: 1) соблюдать законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности; 2) делегировать членов профессиональной организации в состав консультативного органа в количестве, установленном правилами аккредитации, и обеспечивать их полноценную работу; 3) представлять в уполномоченный орган отчетность о своей деятельности в установленном им порядке; 4) рассматривать запросы по применению международных и национальных стандартов; Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 28. 12. 11 г. № 524-IV 5) заключить соглашения о взаимодействии с одной или несколькими организациями по сертификации.
Статья 22. Условия сертификации кандидатов в профессиональные бухгалтеры 1. Сертификация кандидатов в профессиональные бухгалтеры осуществляется организацией по сертификации. 2. Организация по сертификации осуществляет разработку, издание и распространение материалов по программам сертификации кандидатов в профессиональные бухгалтеры, организует экзаменационный процесс. 3. Организация по сертификации должна отвечать следующим требованиям: 1) наличие не зависимой от обучения экзаменационной системы; 2) наличие экзаменационных модулей, включающих обзор законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, системы их обновления; 3) наличие соглашения о взаимодействии с одной или несколькими профессиональными организациями; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05. 07. 11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред. ) 4) соответствие правилам аккредитации, утвержденным Правительством Республики Казахстан. Соблюдение требования о наличии соглашения о взаимодействии с одной или несколькими профессиональными организациями обязательно по истечении шести месяцев с момента выдачи свидетельства об аккредитации. 4. Допуск кандидатов в профессиональные бухгалтеры к участию на экзаменах для получения сертификата осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам. 5. Лица, сдавшие экзамены, получают сертификат единого образца по форме, согласованной с уполномоченным органом. Срок действия сертификата не ограничен. Наравне с сертификатом, выданным организацией по сертификации, признаются квалификационные свидетельства профессионального бухгалтера, выданные иностранными институтами, являющимися действительными членами Международной федерации бухгалтеров. См. ответ Министра финансов РК от 1 апреля 2010 года; см. ответ Министра финансов РК от 14 июня 2011 года
Статья 23. Лишение свидетельства об аккредитации 1. Уполномоченный орган принимает решение о лишении свидетельства об аккредитации профессиональной организации, организации по сертификации в случае, если: 1) в течение установленного правилами аккредитации срока профессиональная организация не делегировала своих представителей в состав консультативного органа; 2) систематически (более трех раз) в течение последних трех лет нарушала правила аккредитации; 3) предоставила заведомо ложную информацию в уполномоченный орган о себе и своей деятельности; 4) не устранила в течение двух месяцев причин, по которым вынесено предупреждение уполномоченного органа или наложены административные взыскания. 2. Профессиональная организация, организация по сертификации вправе обжаловать решение уполномоченного органа в судебном порядке.
Статья 24. Внутренний контроль 1. Организации для обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, учетной политики, эффективного проведения операций, включая меры по сохранности активов, предотвращению и выявлению случаев хищения и ошибок при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, вправе организовывать внутренний контроль. 2. Организацию внутреннего контроля обеспечивает руководство. 3. Контроль государственных учреждений проводится государственными органами в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
Статья 26. Переходные положения В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23. 10. 08 г. № 72-IV ( см. стар. ред. ) 1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением части второй статьи 9, которая вводится в действие с 1 января 2012 года. 2. Документы, подтверждающие квалификацию профессионального бухгалтера и признанные уполномоченным органом, выданные до введения в действие настоящего Закона, действительны. 3. Индивидуальными предпринимателями и организациями, указанными в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона, стандарты бухгалтерского учета применяются до введения в действие национальных стандартов. 4. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 24, ст. 171; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 13-14, ст. 205; 1999 г., № 20, ст. 727; 2001 г., № 24, ст. 338; 2002 г., № 12, ст. 116; 2003 г., № 15, ст. 139; 2004 г., № 11-12, ст. 66; 2006 г., № 4, ст. 24; № 8, ст. 45). Президент Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ Астана, Акорда, 28 февраля 2007 года № 234-III ЗРК
|
||||||||||||
|