|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание метода
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….. 3 1. Исходные данные……………………………………………………5 2. Структурный и кинематический анализ механизма………………6 2. 1. Структурный анализ механизма…………………………….. 6 2. 2. Кинематический анализ механизма…………………………8 2. 2. 1. Графический метод…………………………………………... 8 2. 2. 2. Графоаналитический метод анализа с применением численного дифференцирования………………………………………9 3. Синтез зубчатого механизма…………………………………….... 13 3. 1 Кинетический расчет трансмиссии привода ………………... 13 3. 2 Расчет элементов зубчатой пары …………………………….. 15 3. 3 Качественные показатели зацепления ………………………. 18 4. Синтез кулачкового механизма ……………………………………. 20 Литература……………………………………………………………... 24
Введение Одной из ведущих отраслей современной техники является машиностроение. По уровню развития машиностроения судят о развитии производительных сил в целом. Прогресс машиностроения в свою очередь определяется созданием новых высокопроизводительных и надёжных машин. Решение этой важнейшей проблемы основывается на комплексном использовании результатов многих дисциплин и, в первую очередь, теории механизмов и машин. Теория механизмов и машин - наука об общих методах исследования свойств механизмов и машин и проектировании их схем. Качество создаваемых машин и механизмов в значительной мере определяется полнотой разработки и использования методов ТММ. Чем более полно будут учтены при построении механизмов и машин критерии производительности, надёжности, точности и экономичности, тем совершеннее будут получаемые конструкции. В данном курсовом проекте требуется спроектировать и произвести кинематический и кинетостатический расчёт поперечно-строгального станка. Рационально спроектированная машина должна удовлетворять социальным требованиям - безопасности обслуживания и создания наилучших условий для обслуживающего персонала, а также эксплуатационным, экономическим, технологическим и производственным требованиям. Эти требования представляют собой сложный комплекс задач, которые должны быть решены в процессе проектирования нового механизма. Решение этих задач на начальной стадии проектирования состоит в выполнении анализа и синтеза проектируемого механизма, а также в разработке его кинематической схемы, обеспечивающей с достаточным приближением воспроизведение требуемого закона движения. В первом разделе исследуется кинематика кулисного механизма. Строится план механизма, планы скоростей, планы ускорений, диаграммы перемещения, скорости и ускорения ползуна. Во втором разделе проводится синтез зубчатого механизма. Определяются параметры зубчатого зацепления и производится его вычерчивание В третьем разделе производится силовой анализ механизма. Строятся силовые многоугольники. Определяются силы, действующие на механизм по методу последовательного рассмотрения групп Ассура и по методу рычага Жуковского. В четвертом разделе проводится синтез кулачкового механизма. По диаграмме S(t) определяются основные законы движения кулачка, строится диаграмма теоретического профиля. В пятом разделе производится расчет маховика.
1. Исходные данные
1. Структурный и кинематический анализ механизма
1. 1. Структурный анализ механизма
Условные обозначения звеньев механизма: 0 – стойка 1 – кривошип ОА 2 – шатун АВ 3 – кривошип ВС 4 – шатун ВD 5 – ползун D Степень подвижности механизма определяется по формуле:
,
где n – количество подвижных звеньев; p5 – количество кинематических пар 5-го класса; p4 – количество кинематических пар 4-го класса. В данном механизме: n=5; p5=7; p4=0. Кинематические пары: 0-1; 1-2; 2-3; 3-0; 3-4; 4-5; 5-0,
Это подтверждает, что в нашем случае одно ведущее звено. Относительная степень подвижности присоединяемой группы звеньев к ведущему звену определяется без учета главного звена:
Классификация кинематических пар и групп звеньев в механизме сведены в две таблицы Таблица 1. - Классификация кинематических пар.
Таблица 2. - Классификация групп звеньев
На основании таблиц 1 и 2 структурная формула механизма будет выглядеть:
I(0 – 1) – II(2 – 3) – II(4 – 5)
1. 2. Кинематический анализ механизма 1. 2. 1. Графический метод В масштабе μ =0, 005 м/мм строим план механизма, начиная с построения ведущего звена – кривошипа О1А. Кривошип изображаем в 12-ти положениях через каждые 300, начиная с нулевого положения (т. е. при котором образуется угол 180º между кривошипом ВС и шатуном BD). Для каждого положения кривошипа методом засечек определяем положение всех остальных звеньев механизма. Планы скоростей будем строить для выбранных произвольно положений механизма. Последовательность построения плана скоростей и ускорений данного механизма рассмотрим на примере построения этих планов для 1-го положения. Рис. 2. 1. - Кинематическая схема механизма, изображенная в 12 положениях 1. 2. 2. Графоаналитический метод анализа с применением численного дифференцирования Исходные данные: j1=0, 5236(30°) – угол поворота начального звена; =22, 5– передаточное отношение многозвенной зубчатой передачи; =1125 об/мин – частота вращения электродвигателя. Описание метода Графоаналитическое исследование перемещений, скоростей и ускорений ведется для ряда положений механизма, достаточно близко отстоящих друг от друга. В нашем случае механизм изображаем в 12 положениях. Строятся эти положения в результате деления одного оборота главного звена на 12 равных частей, что показано на чертеже. Построение ведется в заданном масштабе. , где ω 1=π · nОА/30=3, 14·50/30=5, 23м/с² - угловая скорость начального звена; nОА=nдв/U1-5=1125/22, 5=50 об/мин - частота вращения начального звена. ∆ t=0, 5236/5, 23=0, 1c Полученные показания перемещения, снятые с чертежа и умноженные на соответствующий масштаб, заносим в пятый столбец таблицы. В девятом и одиннадцатом столбце вводим формулы соответственно для вычисления скорости и ускорения. Эти формулы основаны на дифференцировании перемещения по времени: ; . По полученной таблице строим диаграммы зависимостей Sв(t); Vв(t); aв(t). Все измерения и полученные результаты сводятся в таблицу 3.
Таблица 3. Результат графоаналитического метода анализа
Рис. 2. 2. - Диаграмма зависимости Sв(t); Рис. 2. 3. - Диаграмма зависимости Vв(t); Рис. 2. 4. - Диаграмма зависимости aв(t)
Выводы по результатам кинематического анализа:
Анализируя два, выше разобранных метода, приходим к выводу, что наиболее быстрый и удобный из этих методов – графо – аналитический. Метод имеет незначительную трудоемкость, но вносит в результаты расчетов погрешности, поэтому его можно рекомендовать к использованию только в приближенных расчетах. Графический метод – неточный и неудобный, потому что планы скоростей и ускорений нужно строить на большом формате для уменьшения погрешности.
3. Синтез зубчатого механизма 3. 1Кинематический расчет трансмиссии привода Рис. 3. – Кинематическая схема U1-5=U1-3·U4-5 Отсюда передаточное отношение между первым колесом и третьим: U1-3= U1-5/ U4-5 U1-5=22, 5 U4-5=Z5/ Z4=45/13=3, 46 U1-3 = 22, 5/3, 46 = 6, 5 Условия для проверки количества зубьев колес планетарного редуктора: 1. . 2. Соотношения между числами зубьев сателлита исходя из динамических характеристик передачи можно брать равным: . 3. Из равенства межцентровых расстояний получаем: или .
4. Для того чтобы передачу можно было собрать должно выполняться следующее условие сборки:
, где a - целое число. 5. Для уменьшения габаритов редуктора желательно иметь минимальное значение =min, > 85. 6. Условие соседства: Подбор количества зубьев производится с помощью программы «Project. exe» с учетом условий 1-6. Вследствие чего получаем: Z1=20, Z2=52, Z3=124, Z2’=52. Проверка: 1. 2. Z2/Z2'=1 3. 20+52=124-52; 72 = 72 4. =(20+52)/2, - целое 5. 124> 85 6. 2(10+26)> 54, 72> 54 72> 54. Почти все условия выполняются (кроме 2), значит подбор числа зубьев осуществлен верно.
3. 2 Расчёт элементов зубчатой пары Исходные данные: m=11, Z4=13, Z5=45, β =0. h*а =1, с*=0, 25, α =20°, , где h*а - коэффициент высоты головки; с* - коэффициент радиального зазора; α - угол профиля; - коэффициент радиуса кривизны переходной кривой. По таблицам 5 и 6 гл. IV (Кореняко А. С. ) находим для данной зубчатой пары 4-5 коэффициенты смещения x4 и : x4 = 0, 8 и = 0, 635. α t = 0, 364 Расчет элементов зубчатой пары 4-5. 1. Делительные диаметры: d4=mz4/cos β =11*13=143 мм; d5=mz5/ β =11*45=495 мм. 2. Основные диаметры: db4=d4·cosα =143* cos20º =134, 37 мм db5=d5·cosα = 495* cos20º =465, 15 мм 3. Окружной и основной шаги: P = π *m = 11π = 34, 55 Pb = P*cosα = 32, 47 4. Окружные толщины зубьев (по делительной окружности): S4=0, 5P+2x4*m*tgα =23, 68 S5=0, 5P+2x5*m*tgα =22, 36 5. Угол зацепления определится из формулы: іnvα tw=(2(x4+x5)tgα ) / (z4+z5)+ іnvα =((2*1, 758*0, 364)/76)+0, 0149=0, 0329 α tw=25º, 45' 6. Начальные диаметры: dw4=db4/cosα w=210, 491/ cosα w =142, 9 мм dw5=db5/cosα w=789, 342/ cosα w =516, 11 мм 7. Межосевое расстояние: aw=0, 5(dw1+dw2)=318, 95 мм 8. Диаметры впадин: df4=d4-2(ha*+c*-x4)m=139, 1мм df5=d5-2(ha*+c*- x5)m=481, 47мм 9. Делительное межосевое расстояние: а= (z4+z5 )m/2=319 10. Коэффициент воспринимаемого и уравнительного смещения: y= (aw-a)/m= 1, 24 ∆ y= z4+z5 –y=0, 2 11. Диаметры вершин зубьев: da4=d4+2(ha*+x4-∆ y)m=178, 23 мм da5 = d5+2(ha*+x5-∆ y)m=526, 6 мм 12. Проверка на заострение (по толщине зубьев на поверхности вершин): Sa4=da4(S4/ d4+ іnvα - іnvα a4)=133, 1 мм Sa5=da5(S5/ d5+ іnvα - іnvα a5)=481, 47 мм Углы α a4 и α a5 определяются из формул: cos α a4=db4/da4=0, 7538, α a4=4104’ cos α a5=db5/da5=0, 8832, α a5=27050’ 13. Длина общей нормали для контроля колеса 6: W4=(zn4-1)Pb+Sb4 W5=(zn5-1)Pb+Sb5 Здесь расчетное число зубьев в длине общей нормали определяется по формуле: zn4=z4/9+0, 5, zn5=z5/9+0, 5, с округлением до ближайшего большего числа, что обеспечивает положение точек контакта губок штангенциркуля в близи делительной окружности. Толщину зуба по основной окружности можно найти по формуле: Sb4=db4(S4/d4+ іnvα ); Sb5=db5(S5/d5+ іnvα ) Получили: zn4=1, 94≈ 2 zn5=5, 5≈ 6 Sb4=210, 491·(31, 967/224+0, 0149)=18, 77 Sb5=789, 342(29, 909/840+0, 0149)=23. 59 W4=(2-1)·32, 47+18, 77=51, 24 W5=(6-1)·32, 47+23, 59=185, 94 14. Шаг зацепления: t=11*3. 14=34, 55. Проверка на подрезание: . X4=0, 8, X5=0, 635 Xпод=1-(13·sin² 20º )/2=-0, 26; Xпод=1-(45·sin² 20º )/2=-2, 13 0, 8 ≥ -0, 26; 0, 635 ≥ -2, 13;
Подрезание отсутствует, следовательно, коэффициенты были выбраны верно.
3. 3 Качественные показатели зацепления 1. Коэффициентом перекрытия называют отношение длины К дуги зацепления к длине шага Рв по начальным окружностям колес. Коэффициент перекрытия, ε, определяющий среднее число пар зубьев, находящихся одновременно в зацеплении, подсчитывают по формуле: ε =λ АВ/Рв=gα /Рв=51, 24/34, 55=1, 483≈ 1, 5, где Рв- основной шаг; λ АВ= gα - истинная длина активной части линии зацепления (фактическая линия зацепления). Эту длину следует определить с помощью построения. Радиусы кривизны эвольвент на окружностях выступов равны: Ра4=0, 5(da42- db42)1/2=58, 55 Ра5=0, 5(da52- db52)1/2=123, 48 gα =ga+gt=Ра4+Ра5-аw*sinα tw=43, 46 Коэффициент перекрытия дает возможность определить число пар профилей зубьев, находящихся одновременно в зацеплении. Для этого нужно воспользоваться теми целыми положительными числами, между которыми находится числовое значение коэффициента перекрытия. Эти целые числа определяют те числа пар профилей зубьев, которые попеременно участвуют в зацеплении. Коэффициент перекрытия не должен быть меньше единицы, так как это приводит к перерывам в передаче движения от ведущего колеса к ведомому и к ударам зубьев колес. При проектировании зацепления коэффициент перекрытия берут не меньше 2, 3 (в данном случае это условие выполняется). Чем больше ε, тем выше качество. 2. Коэффициент удельного скольжения υ характеризует вредное влияние скольжения профилей зубьев, вследствие его появляются силы трения и износ, снижается КПД передачи: υ 4=Δ Ѕ4- Δ Ѕ5/ Δ Ѕ4 =1-(р5*z4)/(р4/ z5); υ 5 = Δ Ѕ5- Δ Ѕ4/ Δ Ѕ5 =1-(р4*z5)/(р5/ z4), где Рр4=аwsinα tw-Ра5=318, 95·sin25º 45'-58, 55=80, 01 Рр5=аwsinα tw-Ра4=318. 95·sin25º 45'-123, 48=15, 07 В точке а4: υ а4 = 1-(Рр5*z4)/ (Рa4*z5) = 0, 92 В точке P4: υ р4 = 1-(Ра5*z4)/ (Рр4*z5) = 0, 55 В точке а5: υ а5 = 1-(Рр4*z5)/ (Рa5*z4) = -1, 24 В точке P5: υ р5 = 1-(Ра4*z5)/ (Рр5*z4) = -12, 44 3. Коэффициент удельного давления q пропорционален величине напряжения сжатия на площадке контакта зубьев и характеризует контактную прочность зубьев. Обычно выкрашивание зуба происходит около полюса, где и определяется по формуле: , где Здесь - приведенный радиус кривизны зубьев в точке контакта. В полюсе радиусы кривизны эвольвент:
4. Синтез кулачкового механихма Ведущее звено в кулачковом механизме называют кулачком. Ведомое – толкателем. Элементы высшей кинематической пары, принадлежащей кулачку, называют профилем кулачка, а элементы, принадлежащие толкателю, называют профилем толкателя. Кулачковый механизм состоит из кулачка, толкателя, ролика, который закреплен на толкателе и непосредственно соприкасается с поверхностью кулачка. Ролик служит для уменьшения трения возникающего в зоне контакта кулачка с толкателем. Полный цикл толкателя в кулачковом механизме соответствует одному полному обороту кулачка. Промежутки, соответствующие удалению из самого ближнего (по отношению к центру вращения кулачка) в самое дальнее, высотою в самом дальнем положении, возвращяются из самого дальнего положения в самое близкое, высотою в самом ближнем положении называют Ту, Твп, Тпр, Тнв. φ Ту+φ Твп+φ Тпр+φ Тнв=360° Задача синтеза кулачкового механизма состоит в том, чтобы построить профиль кулачковой шайбы, удовлетворяющий поставленным технологическим требованиям.
Проведем анализ зависимости S=kt+b на четырёх участках: 1 участок:
2 участок:
3 участок:
4 участок: => k4 = 0, b4 = 0 Уравнения ST(t) для четырёх участков: Определяем максимальную скорость толкателя Vmax = S’(t). Получаем, что |Vmax| = 14, 67 мм/с. Определяем требуемую угловую скорость кулачка: ω 1 = , ω = = 0, 882 рад/с Определяем постоянную составляющую закона движения толкателя Sн: Tgθ max = (Vmax/ω 1)/Sн Vmax = 14, 67 мм/с θ max- максимальный угол передачи равный 30º; Sн = (Vmax/ω 1)/tg30°; Sн = 28, 8 мм Определяем радиус подшипника R: R=0, 2*Sн, R=0, 2*28, 8=5, 76 мм Результаты приведены в таблице: Таблица 4. – Расчёт профиля кулачка
Рис. 4 – Диаграмма теоретического профиля кулачка
Литература
1. Кореняко А. С. и др. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин. - Киев: Вища школа, 1970. 2. Попов С. А. Курсовое проектирование по теории механизмов и механике машин. - М.: Высш. шк., 1986. 3. Калабин С. Ф. Методические указания по оформлению пояснительной записки и графической части курсового проекта по курсу «Механизмы приборных и вычислительных систем». - Ижевск, 1986. 4. Артоболевский И. И. ТММ. - М: Наука, 1988. 5. Ястребов В. М. Методическое руководство к курсовому проекту по ТММ, - Ижевск, 1974 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|