Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИЗВАНИЕ ФИЛОСОФА.



Насколько я понимаю этого уникального философа, его всегда волновал (в качестве именно философа) единствен­ный вопрос: как можно помыслить то, чем мыслишь? Или подумать то, чем думаешь?..

Разумеется, это невозможно, хотя из этой невозможности и рождается философия как некое профессиональное занятие.

В одной из лекций по истории философии, обсуждая фактически эту проблему, М. К. Мамардашвили замечает: " Суще­ствуют предметы и существует еще бытие существующего. На первый взгляд, очень странная вещь, указывающая на то, что есть, видимо, еще нечто в мире, что требует своего особого языка для того, чтобы это " нечто" выразить. И этот особый язык... есть метафизика. Или философия, что в данном случае одно и то же" . И дальше он продолжает.

Допустим, мы видим дом. Но если мы вдумаемся, видим ли мы его в действительности, то окажется, что не видим. То есть мы можем видеть всякий раз лишь какую-то часть дома, в зависимости от выбора точки наблюдения. Это может быть его крыша, та или иная стена, двери и т. д. И тем не менее мы говорим, что видим дом. По смыслу самого термина, по за­конам существования нашего языка и его мысленных пред­метов, которые в языке выражаются, где все существует только целиком. И вот то, что мы видим, не видя, и есть бытие. Или, как сказал бы Платон, форма или идея. Бытийствуют только идеи. Не в том смысле, что существуют какие-то бес­плотные призраки, называемые идеями, а именно в смысле их существования как бытия существующего. В смысле го­ризонта возможностей нашего рассуждения о такого рода мысленных образованиях, когда принимается во внимание, что видение стены или угла дома, на основании чего мы за­ключаем, что видим дом, живет по законам восприятия и его научного изучения, а утверждение, что мы видим дом, хотя видим только стены и никогда целиком его не увидим, живет " о законам философского понимания.

Философский акт, по мнению М. К. Мамардашвили, изна­чально, в принципе разворачивается на уровне рефлексии. Поскольку мысль или, точнее, то состояние, когда она случа­ется, как единственное событие, помыслить самому мыс­лящему невозможно, а говорить об этом приходится, филосо­фы прежде всего попытались выявить и описать именно это состояние. По сложившейся традиции его называют обычно трансцендированием. То есть устремлением человека к чему-то поверх и помимо его ситуации, которую он восприни­мает и которая на него воздействует. Человек трансцендирует себя - здесь и возникла проблема, ибо если есть трансцендирование, то, казалось бы, должно быть и трансцендентное, то есть где-то вне человека, в некоей высшей реальности су­ществующее что-то в виде чистых предметов или сущностей (платоновских идей). Но дело в том, говорит философ, что к этим идеальным сущностям еще нужно прийти. А пока слово " трансцендентное" мы не имеем права употреблять, так как трансцендирование означает лишь, что человек превосходит (или выходит из) себя. А как можно это описать? Как можно вообще выйти из себя? На какую точку для этого нужно встать? И М. К. Мамардашвили вслед за Платоном (вопреки распространенному мнению, что якобы у Платона была теория идей в прямом, натуралистическом смысле этого слова) отвечает: да, человек не может выйти из себя. То есть, нет такой точки, на которую можно было бы встать и как бы со стороны, с этой точки, на себя посмотреть. Есть трансценди­рование, но нет трансцендентного. Есть действие в человеке какой-то силы (в виде мысли), но приписывать ей цель и на­правление в виде предмета мы не имеем права. Как не имеем права и представить себе ее зеркальное отражение. Можно находиться в состоянии трансцендирования, но завоевать точку зрения и рассмотреть, увидеть трансцендентное - не­возможно. Как же быть? Вот здесь и появляется знаменитая проблема рефлексии, по поводу которой философ говорит следующее. Мы имеем субъекта и имеем какую-то деятель­ность трансцендирования. И эта деятельность (в которую трансцендентное как бы включено) может быть ухвачена только актом со-знания, на уровне рефлексивного высказы­вания о том, что содержится в трансцендировании. Или, точ­нее, на уровне рефлексивного дублирования проявления этой силы. (У Платона это рассуждение проводится, как известно, в форме теории " воспоминания". ) Трансцендирование можно только дублировать: оно происходит спонтанно и появляется его рефлексивный дубль, который воспроизводится механи­чески, не иначе. Нельзя описать трансцендирование со сторо­ны, можно лишь задать его сознание. И это сознание - тот ма­териал, из которого строятся философом действительные или истинные понятия о вещах внешнего мира. Анализ сознания, таким образом, и есть орудие философствования и то, с чем оно работает.

Разумеется, подобный подход, или акт понимания, из ко­торого исходит М. К. Мамардашвили, развивая свою филосо­фию, заметно отличается от других форм и способов постиже­ния " невидимого". Например, от религиозной формы, основы­вающейся на откровении и вере в Бога. В религии, с тех пор как существует Библия, вера, как правило, не предполагает рефлексии. Об этом свидетельствует хотя бы судьба одной из первых формулировок известной в богословии проблемы так называемого герменевтического круга, принадлежащей Ав­густину: " Надо верить, чтобы понимать, и понимать, чтобы ве­рить". Спустя примерно семь столетий у Ансельма Кентерберийского (XI в. ) эта формула приняла уже такой вид: " Я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верую, чтобы понять". То есть рефлексии здесь может и не быть, хотя мистический опыт, питающий и поддерживающий рели­гиозное сознание, может сохраняться. Точно так же как не обязательна рефлексивно-экзистенциальная процедура и для ученого, имеющего дело с конструированием теории. Акт самосознания или понимания и в данном случае носит обычно догматический характер.

Философствование же в принципе, по мнению М. К. Ма­мардашвили, исключает подобную ситуацию. В философии нужно мыслить, чтобы существовать, быть. Лишь это является гарантией удержания себя в структуре рефлексии. Но что значит быть? Или, как уже сказано, обладать неким гори­зонтом возможностей, чтобы рассуждать философски?

Допустим, что бытие выражается в терминах оккультного знания, то есть неких тайных природных сил, во взаимоотно­шение с которыми человек вступает. С точки зрения филосо­фа, в этом нет ничего предосудительного, если личность дей­ствительно обладает уникальными способностями. Но он вправе спросить: а не связывает ли это ее свободу воли и не лишает ли ума ее поклонников? Ведь они начинают в таком случае вести себя в зависимости от бытия " потусторонних" сил, которым приписываются некие особые качества. Между тем для философа " бытие-в-мысли" исключает возможность наделения последнего какими-либо качествами. Об этом важ­но помнить, поскольку и в христианской религии (в форме до­пущения откровения) проблема рефлексии также нашла, ес­тественно, если и не сходное с философией, то яркое разре­шение, на что указывает и что подтверждает культурная устойчивость и своего рода демократическая доступность структуры христианского божества и связанного с ним рели­гиозного акта самосознания человека. Ведь что такое личностное ощущение и познание в христианстве бытия Божь­его? Согласно богословию, это обоюдно заинтересованная встреча Бога и человека во имя спасения человечества, запе­чатленная в символе креста. Подобная выразительность и, если угодно, метафизическая ясность символа веры, основой которой является искупленное страдание, для философа оче­видна. Однако и в данном случае он вправе (теперь уже себе) сказать следующее. Но ведь вера, вырастающая из открове­ния, легко догматизируется, становится фактом культуры. А философ не мистик, хотя порой он может, видимо, сожалеть об этом, и не богослов. Мир " невидимого", трансцендентного видится ему иначе, и верить в это " иначе", как гражданин, он считает абсурдным. (Кстати говоря, это последнее обстоя­тельство станет для М. К. Мамардашвили в какой-то момент, на что читатель, несомненно, обратит внимание, тем не менее и своего рода истоком понимания равнозначности, эквифинальности духовного усилия философа религиозной свободе мистика, в бытийно-личностном акте раскрывающего пре­дельные возможности " обожения" человека. )

Итак, философская рефлексия всегда начинается с тайны невидимого и кончается невидимым. Философ, по определе­нию, - " Фома неверующий". И его удел - продолжать спраши­вать либо молчать.

Всякое серьезное философствование подобно попыткам барона Мюнхгаузена вытащить себя из болота за волосы. Но философия возможна. Философ неизбежно приходит и решает свою жизненную задачу в той мере, в какой он выталкивается своим предназначением на границу культуры и открывает сквозное, большое время, " тайну времени". Он один пережи­вает в этот момент всю муку с трудом выговариваемого слова, ибо только ему известна вся мера его неведения.

Свою конкретную жизненную задачу, реализуемую сред­ствами философии, М. К. Мамардашвили определяет как поиск " гражданства неизвестной родины" (см. " Проблема сознания и философское призвание". - " ВФ. ", 1988, № 8). После сказан­ного выше, мне думается, направленность и путь такого поиска очевидны. Но интересно и важно другое - каким обра­зом он осуществляет этот поиск в историческом контексте развития философского знания. Попытаемся, хотя бы в общих чертах, реконструировать этот путь.

По мере знакомства с работами М. К. Мамардашвили невольно поражаешься не столько легко просматриваемому в них замыслу раскрыть существование преемственности в европейской философии, сколько мастерству, с которым это делается. Философ убежден, что традиция - это не просто подражание прошлому, когда-либо случившемуся, что связь, если она существует, между " старым" знанием и новым, создающая видимость непрерывности в его развитии, в дей­ствительности случается как бы поверх или, точнее, вне зна­ния, на основе рефлексивной процедуры. Он исходит из того, что в истоках европейской культуры лежат два исторических начала: античное и христианское. Если античность оставила в наследство Европе веру в завоевания человеческого ума, то христианство внесло в западное сознание не менее динамич­ный элемент - идею нравственного восхождения человека. Именно эти два начала определяют своеобразие европейской культуры: ее динамизм, специфическую, гибкую систему ин­теллектуальных и духовных ценностей и понятий, ее способ­ность к проектированию и регулированию социальных про­цессов. Целеполагание предметной мыслительной деятельно­сти в Европе шло сразу как бы по нескольким направлениям, в нескольких измерениях. Если в Индии оно шло преимуще­ственно на основе психологических смысловых различитель­ных знаков, в Китае - социально-упорядочивающих, то в стра­нах Европы - на основе и тех, и других, и третьих, которые можно назвать научно-порождающими. А поскольку к тому же напряженность экзистенциальной ситуации разрешилась здесь в свое время по направляющей, а не круговой, внеисторической схеме, то это и позволяет, очевидно, более легко психологически изобретать европейцу во имя " спасения" разные предметы мысли, касается ли это сферы науки, искус­ства, философии и т. д. То есть более широко и свободно ори­ентироваться в социально-историческом пространстве и времени.                                           

Но это как бы одна сторона проблемы, рассматриваемая М. К. Мамардашвили на примере жизни и творчества Платона, Декарта, Канта, Маркса и других европейских мыслителей, а также на основе обращения к текстам Евангелия и их фило­софского анализа. А есть и иная, фактически выходящая за рамки философии и имеющая отношение уже к ее социальной функции, социальной форме.

Развивая духовную традицию европейской мысли, М. К. Мамардашвили не устает повторять в своих работах, что следование этой традиции неизбежно предполагает не только знание того, что становление гражданского общества и появ­ление философии - вещи взаимосвязанные, но и реализацию этого знания. Кроме того, философия является, по определе­нию, свободным занятием и лишь в этом своем качестве становится созидательной силой, помогая совершенствованию людей. В истории Нового времени он выделяет особо две фигуры - Декарта и Канта, - считая, что каждый из них внес свой вклад именно в такое понимание традиции. При этом в Декарте он видит прямого наследника античной философии (утратившей некогда характер " откровения" ), с ее интересом к природе бытия и познания, а в Канте - великого продолжа­теля этой же линии в философии, но взявшего уже на себя труд обоснования вообще всякой человеческой претензии на то, чтобы что-то познавать, морально судить и т. д. , и тем самым сделавшего фактически эту традицию необратимой. Характеризуя основания их философии, в своей статье " Сознание и цивилизация" он пишет (" Природа", 1988, № 11): в жизни всегда " случается некоторое простейшее и непосред­ственно очевидное бытие - " я есть". Оно, подвергая все ос­тальное сомнению, не только обнаруживает определенную зависимость всего происходящего в мире (в том числе в зна­нии) от собственных действий человека, но и является исход­ным пунктом абсолютной достоверности и очевидности для любого мыслимого знания". В этом смысле человек, замечает философ, как раз и способен сказать " я мыслю, я существую, я могу". Если же этот принцип " не реализуется или каждый раз не устанавливается заново, то все неизбежно запол­няется нигилизмом, который можно коротко определить как принцип " только не я могу" (могут все остальные - другие люди, Бог, обстоятельства, естественные необходимости и т. д. ). Т. е. принцип cogito утверждает, что возможность способна реализоваться только мной при условии моего собственного труда и духовного усилия к своему освобождению и развитию... " (с. 110).

И второе, столь же важное обстоятельство, раскрывае­мое уже на примере Канта. " В устройстве мира, - пишет он далее, - есть особые " интеллегибельные" (умопостигаемые) объекты (измерения), являющиеся в то же время непосредст­венно, опытно констатируемыми, хотя и далее неразложимы­ми образами целостностей, как бы замыслами или проектами развития. Сила этого принципа в том, что он указывает на ус­ловия, при которых конечное в пространстве и времени суще­ство... может осмысленно (курс. мой. - Ю. С. ) совершать акты познания, морального действия, оценки, получать удовлетво­рение от поиска и т. п. "

Обратимся для иллюстрации этого положения к таким умопостигаемым объектам, как жизнь и сознание, поскольку они наиболее часто фигурируют в текстах М. К. Мамардашвили, когда он говорит или рассуждает о возможностях осмыс­ленного понимания.

В самом деле, что такое жизнь? Ведь не все, что мы испы­тываем или думаем, живо. Уже на уровне нашей интуиции, подчеркивает М. К. Мамардашвили, мы знаем, что не все живо, что кажется живым, хотя бы потому, что мы кому-то подража­ем, говорим чужими словами, повторяем чужие мысли и т. д. То есть в жизни подчас очень трудно отличить то, что мы переживаем или испытываем сами, от того, что испытывают другие. Хотя словесная оболочка нашего чувства одна и та же, в ней может и не присутствовать наше личное жизненное переживание. Более того, как было сказано в самом начале, практически каждое наше жизненное состояние неизбежно дублируется и на уровне уже слова, жеста, поступка умирает.

Следовательно, " мертвое" может существовать не толь­ко в каком-то ином мире, не после того, как мы умираем, а оно участвует в самой нашей жизни, является ее частью. Как говорил Гераклит, жизнь есть смерть, а смерть есть жизнь. Они взаимопереплетены. В нашей душевной жизни всегда присутствуют некие мертвые отходы или мертвые продукты самой жизни. И часто они могут занимать все ее простран­ство, не оставляя места для проявления непосредственного живого чувства, живой мысли или поступка. Это едва ли не основной, доминирующий мотив и нерв всей философии М. К. Мамардашвили, связанной с его настойчивым и страст­ным поиском " гражданства неизвестной родины", то есть жизни.

Так что же такое жизнь? Биолог скажет, что фундаментальное свойство живого - это воспроизведение себе по­добного, и будет несомненно прав, поскольку его интересует научная сторона проблемы. Философ же ответит, что жизнь есть усилие во времени. Что нужно совершать постоянное" духовное усилие, чтобы оставаться живым, и также будет прав, ибо отождествление жизни с духовным, сознательным принципом, являющимся продуктом рефлексии, лежит в самой основе философского акта.  Чувство жизни равно­сильно фактически чувству бесконечности (неопределен­ности), и лишь духовное усилие - в момент " встречи" такого чувства или переживания с мыслью - претворяет неопре­деленность в некую гармонию, способную облагораживать человека, его поведение, психику, социальные отношения и т. д.

По мнению М. К. Мамардашвили, декартовское cogito одно из ярких проявлений именно такой гармонии в новой евро­пейской культуре, не случайно получившее название рацио­нальности (от лат. ratio - " пропорция", " мера" ). Это как бы пример или образец символа схождения конечного и беско­нечного в нашей жизни, соразмерного человеку в том смыс­ле, что это возможно. Если такое схождение грамотное (не­важно, случается ли это в сфере философии, науки, религии или искусства), то оно обязательно воспроизведет тот же символ (красоты, веры, закона, мысли), который существовал и раньше. Это как бы заложено в самой природе сознатель­ного опыта человека, к которому обращен философ в своих занятиях. М. К. Мамардашвили считает, что философия

никогда не стремилась к конструированию догматических познаватель­ных схем мирового развития, предполагающих к тому же ра­дикальное изменение общественных форм человеческого су­ществования. Напротив,

ее интерес был направлен скорее на объяснение, расшифровку происходящих изменений с целью обретения человеком устойчивости в меняющемся мире, что имеет сегодня, безусловно, и свое историческое оправдание перед лицом последствий от внедрения в общественное производство всей той суммы научно-технических и социаль­ных изобретений и открытий, которые были сделаны в послед­ние два столетия.

Если духовные и интеллектуальные усилия мыслящего европейца еще сравнительно недавно были так или иначе связаны с задачей социального освобождения человека и овладения силами природы (и именно это вызвало к жизни деятельный тип личности, реализовавшей себя в научно-тех­ническом и социальном творчестве), то сегодня эти усилия подчинены задаче нового самоопределения, поиску новой гармонии, но теперь уже в условиях порожденного им и про­тивостоящего ему мира. Отсюда - растущий и все более глу­бокий интерес современного философа и специалиста к гума­нитарным и метафизическим аспектам жизнедеятельности человека, выражением чего является в том числе и творчест­во М. К. Мамардашвили.

За тридцать лет работы в области философии, помимо опубликованного, им подготовлено более десяти книг (часть из которых пока не издана, другие готовятся к печати), посвя­щенных истории философии и философским проблемам со­знания. В них раскрывается своеобразие и уникальность фи­лософии в человеческой жизни, ее место в культуре, подчер­кивается непреходящее значение, которое она продолжает сохранять и в наше время в качестве фундаментального средства познания и освоения мира.

В таких работах, как " Античная философия", " Картези­анские размышления" и " Кантианские вариации", обращаясь соответственно к Платону, Декарту и Канту, М. К. Мамарда­швили показывает, что у философии есть свой собственный язык и сфера деятельности, связанные, прежде всего, с вы­явлением познавательных возможностей человека, которые он сводит к " первоэлементам мысли" и считает, что по­следние добываются философом всякий раз заново в про­цессе работы с самой же мыслью. Философия, по его мнению, есть мысль мысли, или сознание возможности большего сознания.

В работах " Сознание и культура" и " Беседы о мышлении" развивая этот последний тезис, он подчеркивает, что сам язык разрешил некогда вопрос о со-знании, соединив в одном слове значения двух слов: " состояние" и " знание". То есть хотя любое новое знание появляется в виде локализуе­мого объекта, на уровне предметного выражения, однако само его появление, связанное с определенным духовным состоянием человека, всегда остается тайной, которую и стремится раскрыть философ, создавая для этого специаль­ный язык и аппарат анализа. Две указанные книги являются самостоятельным, оригинальным вкладом М. К. Мамарда­швили в разработку этой сложной и важной проблемы.

Свое дальнейшее развернутое обоснование на примере науки и искусства эта точка зрения находит в его книгах:

" Символ и культура", " Трактат о развивающемся знании" и " Психологическая топология пути". Центральная идея этих работ - выявление онтологических оснований возможного " примирения" традиционного и нетрадиционного подходов к познанию мира и человека.

Кроме того, на основе прочитанных в разные годы и в разных учебных заведениях страны лекций М. К. Мамардашви­ли подготовлены учебные курсы: " Беседы по философии для начинающих", " Критика экзистенциалистского сознания", " Введение в " Феноменологию духа" Гегеля", " Опыт физичес­кой метафизики (Лекции по социальной философии)" и ряд других.

Настоящее издание избранных работ М. К. Мамардашвили дает, на мой взгляд, возможность читателю самостоятельно оценить творчество этого видного современного философа. (Ю. П. Сенокосов (5-13)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.