Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приемы конспектирования



 

Материалы для ознакомления

Приемы конспектирования

 

Конспектирование – это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается ненужная (маловажная) информация, но сохраняется, переосмысливается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без существенной потери информации.

Основные принципы конспектирования:

· использовать единую систему обозначений для всех конспектов;

· конспект должен писаться быстро, но при этом сохранять возможность прочтения

· конспект – запись в первую очередь смысла, а не текста

· необходимо применение различных способов: цвет, пространство, символы, сокращения.

Основные способы конспектирования:

1. Сокращение слов, словосочетаний, терминов. Выделяют несколько таких приемов.

Гипераббревиатура терминов осуществляется следующим образом, начальная буква термина обводится линией и становится обозначением целого слова. При этом важно не запутаться в терминах, ведь одна и та же буква может обозначать разные слова. Этот прием часто используется в рамках одной лекции. Допустим, студент приступает к конспекту лекции на тему «Адаптация», и зашифровывает под буквой «А» в кружке термин «адаптация». Но в рамках другой лекции, например, под темой «Агрессивность», использовать это же обозначение для шифровки уже нового понятия.

Кванторизация представляет собой переворот начальной буквы (переворот начальной буквы). Данный прием был введен в математику Г. Кантором, но используется он и в конспектировании. Перевернутые буквы представляют из себя символы, которые не сливаются с текстом. При чем, вращение может быть разным: в право, влево, на 180º, главное не повторяться. Например, слово «рассмотрим» можно зашифровать перевернув первую букву этого слова q.

Также можно использовать иероглифику и пиктографию, что представляет собой работу с рисунками. Например, все знают, что этим символом ♂ обозначают такие слова как мужчина, мужчины, мужской пол, а таким ♀ - женщина, женщины и др.

Символы

∞       – «бесконечность»

= – «равенство»

?    – «вопрос»

q – «рассмотрим»

 – пусть

 


 – точка зрения

 

Заглавные буквы

Ощущения (О)

Личность (Л)

2. Переработка фразы . Эти приемы считаются довольно таки сложными, так как требуют не простого сокращения материала, а придания ему новой формы. Предполагается интеллектуальная переработка, полученной информации. В этот класс входят следующие приемы: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги), приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста и макроконтекста.

Пространственная запись подразумевает написание текста не с лева направо построчно, а использование ширины и длины листа одновременно.

Например, виды потребностей можно законспектировать таким образом:

Потребности  по происхожд.               естеств.

по предмету

духов.                                                                             культур.                             

                 материал.    

Также можно рассмотреть работу с красной строкой в расположении текста.

Контрольная – одна из форм контроля

работа       уровня знаний студентов и

                   ориентирования его в

                   вопросах, ограниченных

                   объемом учебной тематики

Приведение фразы к эквивалентному виду, что заключается в подборе похожей, но более короткой фразы.

Использование контекста и макроконтекста, основывается на предположении о том, что даже исключив до 80% текста в конспекте будет возможно понятие общего смысла содержания.

3. Использование цвета включает довольно просто осваиваемые приемы: рубрикацию, выделение цветом существенных деталей, работу цветом в зависимости от степени важности текста и по соответствию частей текста.

Рубрикацияподразумевает выделение разным цветом «уровни» конспекта. Например, заголовки выделяются одним цветом, подзаголовки другим, термины, которым даются определения третьим.

Выделение существенных деталей предполагает цветовой акцент важных моментов конспекта, основных мыслей, ключевых моментов.

Но необходимо помнить, что конспектирование – индивидуальная работа, так как каждый вырабатывает свои приемы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.