Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия



Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

А. А. Ахматова

— Годы Великой Отечественной войны... Страна переживала дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение патриотических сил, мобилизация всех резервов духа помогла отвести беду. «Великая Отечественная война, — писал Г. К. Жуков, — явилась крупнейшим военным столкновением. Это была всенародная битва против злобного врага, посягнувшего на самое до­рогое, что только есть у советских людей».

Когда ранним июньским утром в родной дом ворвались коричневая чума, писатели сменили штатскую одежду на гимнастёрки, стали армейскими корреспондентами. Искусство, литература вышли на огневой рубеж.

Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа — гово­рить «мы», поскольку в час самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом — был его частью. Поэтому неудивительно, что в годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писа­тельских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу!

Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати, освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой, но, как и в годы Гражданской войны, самым действенным ста­ло слово поэтов-лириков и писателей-публицистов.

Поэзия. Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром во­енных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Отчизна, вера в победу — вот что под пером разных художников воплотилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни. Лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения А. Т. Твардовского «Партизанам Смолен­щины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага! ». Стихотворение «Свя­щенная война» В. И. Лебедева-Кумача передавало обобщённый образ времени, его суровое и мужественное дыхание:

Пусть ярость благородная                  Идёт война народная,

Вскипает, как волна, —                         Священная война!

Поэты обращались к героическому прошлому Родины, проводили историче­ские параллели: «Слово о России» М. В. Исаковского, «Русь» Демьяна Бедного, «Дума о России» Д. Б. Кедрина, «Поле русской славы» С. А. Васильева.

Органическая связь с русской классической лирикой и народным творче­ством помогала поэтам раскрыть черты национального характера. Такие поня­тия, как Родина, Русь, Россия, русское сердце, русская душа, нередко вынесен­ные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историче­скую глубину, поэтическую объёмность.

В ряде стихов передаётся чувство любви солдата к своей малой родине, к дому, в котором он родился. К тем трём березам, где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» К. М. Симонова). В той же тональности звучат стихи М. В. Исаковского «Русской женщине», строки из стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины... ».

Суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают сти­хи А. В. Прокофьева («Товарищ, ты видел. »), А. Т. Твардовского («Баллада о товарище») и многих других поэтов.

Серьёзную эволюцию претерпевает творчество ряда крупных поэтов. Так, муза А. А. Ахматовой обретает тон высокого гражданства, патриотического звучания. В стихотворении «Мужество» (строки из которого являются эпигра­фом к нашему уроку) поэтесса находит слова, образы, воплотившие неодолимую стойкость сражающегося народа.

Песни военной поры в жанровом отношении чрезвычайно многообразны. Мысли и чувства, переданные в стихах, положенных на музыку, звучат осо­бенно отчётливо, приобретают дополнительную эмоциональную силу. Тема священной борьбы против фашистских захватчиков становится основной для песен-гимнов. Написанные в торжественно-приподнятом тоне, призванные со­здать обобщённо-символический образ сражающегося народа, лишённые быто­вых подробностей и деталей, эти гимны звучали сурово и торжественно. Особой популярностью пользовались лирические песни на слова М. В. Исаковского, А. И. Фатьянова, А. А. Суркова, К. М. Симонова и других поэтов, посвящённые дружбе, любви, верности, разлуке и счастью встречи — всему тому, что волно­вало и согревало солдата в дали от родного дома («Землянка» А. А. Суркова, «Огонёк» М. В. Исаковского, «Тёмная ночь» В. Г. Агатова и др. ) Содружество в общей борьбе с фашизмом, интернационализм — эти темы нашли воплощение в творчестве многих поэтов.

Проза. В эпоху Отечественной войны 1812 г. многое, по словам Л. Н. Толсто­го, определяла «скрытая теплота патриотизма». Массовый героизм, какого ещё не знала история человечества, душевная сила, стойкость, мужество, безмерная любовь народа к Отчизне раскрылись с особой полнотой в период Великой Оте­чественной войны. Обострённое патриотическое, социальное и нравственное начало определяли строй мыслей, поступков воинов Советской армии. Об этом и поведали писатели-публицисты тех лет.

Крупнейшие мастера слова — А. Н. Толстой, Л. М. Леонов, М. А. Шоло­хов — стали и выдающимися публицистами. Популярностью на фронте и в тылу пользовалось яркое, темпераментное слово И. Г. Эренбурга. Важный вклад в пу­блицистику тех лет внесли А. А. Фадеев, В. В. Вишневский, Н. С. Тихонов.

Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов. Если в первые месяцы войны ей была присуща обнажённо-рационалистическая манера, зачастую отвлечённо-схематические способы изображения врага, то в начале 1942 г. публицистика обогащается элементами психологического ана­лиза. В огненном слове публициста — и митинговая нота, и обращение к душев­ному миру человека. На завершающем этапе войны появилось тяготение к до­кументальности. Так, например, в «Окнах ТАСС» наряду с графическим испол­нением плакатов широко использовался метод фотомонтажа. Писатели и поэты вводили в свои произведения дневниковые записи, письма, фотографии и дру­гие документальные свидетельства. Важная особенность публицистики той поры — широкое использование листовки, плаката, карикатуры.

Драматургия. Драматургия тоже не оставалась в стороне. В самые первые недели войны были созданы агитбригады и фронтовые «театры на колёсах», ко­торые в воинских частях, на кораблях, в госпиталях и непосредственно на пере­днем крае поставили немало агитпьес, как правило сатирических, высмеивав­ших захватчиков, или лукаво-шутливых и лирических. Эти небольшие спекта­кли имели огромный успех у зрителей.

За годы войны было создано свыше трёхсот пьес. Не все они увидели свет рам­пы. Лишь немногим посчастливилось пережить своё время. Среди них «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Нашествие» Л. М. Леонова, «Русские люди» К. М. Симоно­ва, «Офицер флота» А. А. Крона, «Песнь о черноморцах» Б. А. Лавренёва, «Ста­линградцы» Ю. П. Чепурина и некоторые другие.

Особое место в драматургии военных лет принадлежит такому своеобразно­му жанру, как сатирическая пьеса. Значение пьесы А. Е. Корнейчука «Фронт» (1942) прежде всего в типических отрицательных образах, в той силе, с которой осмеяны драматургом рутинные, косные методы ведения войны, отсталые, но самонадеянные военачальники. В годы войны создавались пьесы о нашем геро­ическом тыле, о беспримерном трудовом энтузиазме миллионов, без которого немыслимы были бы победы на фронтах. К сожалению, в большинстве своём эти произведения не достигли того эстетического уровня и силы эмоционально­го воздействия, которыми были отмечены пьесы военно-исторического плана.

Определённых достижений добилась в этот период историческая драма. Были написаны такие исторические пьесы, как дилогия А. Н. Толстого «Иван Грозный», трагедия В. А. Соловьёва «Великий государь» и др.

Музыка. В первые месяцы войны Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал первые две части новой симфонии. А 9 августа 1942 года, когда по пла­ну фашистского командования Ленинград должен был пасть, Симфония № 7 Д. Д. Шостаковича была исполнена в этом городе — измученном блокадой, но не сдавшемся врагу. Специальным самолётом, прорвавшимся в город сквозь огнен­ное кольцо, была доставлена партитура симфонии, на которой была авторская надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Для исполнения были собраны все музыканты, оставшиеся в городе. Их было всего пятнадцать, а нужно было не менее ста! Тогда с Ленинградского фронта были срочно отозваны музыкан­ты, сменившие свои инструменты на оружие, и вскоре оркестр начал репетиции. Немыслимая воля и энтузиазм вели этих голодных, измученных людей на музы­кальный подвиг! И вот над Ленинградом из всех репродукторов зазвучала пре­красная музыка Седьмой симфонии. Тысячи людей, которых не мог вместить зал филармонии, тоже слушали эту симфонию всепобеждающего мужества.

С самого начала войны советские писатели почувствовали себя мо­билизованными и призванными. «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины! » — эти слова прозвучали на митинге в первый день войны и были оправданы делом и жизнью. Богатый гражданский опыт литературы периода Великой Отечественной войны оказал заметное влияние на последующее развитие литературы. Это выразилось в послевоенной литературе не только в том, что художники слова постоянно об­ращались к теме Великой Отечественной войны, раскрывая всё новые и новые аспекты, возвращая из небытия имена неизвестных героев, освещая множество героических событий, сохранившихся в народной памяти, но и более широко.

 

Цель литературы: «ковать» и укреплять волю народа к победе.

– война вернула в литературу многообразие и одновременно сделала ее объединенной темой войны;

трагедийность и лиризм одновременно;

– появился новый герой (боец, человек из народа);

реализм в показе войны в военное время и романтизм, «лакировка действительности» - в послевоенное;

– развитие публицистики (статьи, очерки) «на злобу дня»;

– популярность лирики (особенно песенной), ее призывный характер с сильной личностью в центре;

– проза «малых» жанров;

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.