Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Собирал человек слова…»



Литературная гостиная

 

Собрал человек слова…

О них поведал сполна.

 

 

 Конечно, вы поняли, что речь пойдет о Толковом словаре Владимира Ивановича Даля, поэтому наша встреча так и называется: «Собирал человек слова…».

Мы рады видеть вас в литературной гостиной, посвящённой юбилею Владимира Ивановича Даля. 22 ноября 2021 года исполнилняется 220 лет со дня его рождения.

«Где родился, там и сгодился», — гласит одна из тридцати тысяч пословиц, собранных В. Далем. Он особенно отличал эту пословицу, считая её мудрой и важной в жизни любого человека. Владимир Даль никогда не забывал, что родина его — Луганск, и поэтому литературный псевдоним взял Казак Луганский.

Владимир Иванович всю жизнь собирал слова. В составленном им « Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Этот труд до сих пор остается непревзойденным. За этот словарь Даль был удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почетного академика. Сегодня мы все вместе отправимся в путь по страницам жизни и книг Владимира Ивановича Даля.

Золотыми буквами в нашей истории вписано имя Даля. А что мы, потомки, знаем о нём? Наверно, не очень много. Давайте перелистаем страницы его биографии, услышим необычные рассказы из его жизни.

Владимир Иванович Даль… Что же это был за человек? Почему его имя люди помнят уже больше 200 лет? «Комната русского культурного человека – это стол, стул и Даль», - так говорили о нём современники. Но делом всей его жизни стал " Толковый словарь живого великорусского языка".

Даль родился 22 ноября 1801 года в маленьком городке на Украине, в Луганске, в семье врача, уроженца Дании, Иоганна Христиана Маттеуса. Мама, Мария Фрейтаг, была обрусевшей немкой, женщиной образованной, она знала пять иностранных языков.

О своем детстве Даль  вспоминал очень редко, но с большой теплотой отзывался о родителях. Даль получил хорошее домашнее образование.

Давайте пройдемся по местам, связанным с именем Владимира Ивановича Даля. Михаил Матусовский «Дом-музей В. И. Даля».

То ловишь отзвук древнего напева,

То говор поздних дней.

И слово состоит подобно древу

Из веток и корней.

Незыблема его первооснова

На много тысяч лет,

Выходит так, что у любого слова

Есть запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся, как звенья,

И как растет строка,

И можно различить сердцебиенье

Живого языка.

Сидят теперь четыре института

Над словарем одним.

А Даль всё так же нужен почему-то,

А Даль незаменим.

После того как родителей Владимира перевели в Николаев, Володю отдали в Петербургский кадетский корпус. Но море его не манит: прослужив 6 лет на флоте, он уходит в отставку. Становится врачом и участвует в русско-турецкой войне и в польской компании. Служит хирургом в Петербургском военном госпитале, занимается наукой.

Он написал учебники «Ботаника» и «Зоология», был организатором Оренбургского зоологического музея, основателем Русского географического общества. За необыкновенные математические способности был награждён медалью. Ему все удавалось! Он умел сколотить табуретку и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить украшение из стекла.

Он знал 12 языков. Он защищает докторскую диссертацию по хирургии. Операции доктор Даль делал и правой, и левой рукой. Но самым главным его делом стал Толковый словарь.

Дорогие друзья, может быть, кто-нибудь из вас знает, какое слово для своего словаря Даль записал первым? В его биографии описана одна вполне достоверная история. «Замолаживает, барин! »

Даль.

- Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус. Здесь я составил свой первый словарь кадетского жаргона из тридцати четырёх слов. 3 марта 1819 года мы были выпущены в мичмана, и я был отправлен служить в город Николаев. Ехал на лошади, которой управлял ямщик, – обыкновенный русский крестьянин. Вдруг неожиданно началась сильная пурга, и мы остановились прямо посреди дороги, у постоялого двора.

Ямщик.

- Ну что, барин, будем дальше ехать или ещё погреемся?

Даль.

- А доберёмся в такую-то пургу? Не застрянем?

Ямщик. Не сумлевайтеся даже! Доберемся обязательно, барин! Потому как замолаживает…

Даль.

- Как это «замолаживает»?

Ямщик.

- Пасмурнеет. К теплу, стало быть, погода поворачивается.

Даль.

- Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

Ямщик.

- Да, так. Небо тучами заволакивается: к ненастью клонит. Замолаживает! Ну, так что, барин, едем?

Даль

«Замолаживает – иначе пасмурнеет - в Новгородской губернии значит «заволакивать тучками», говоря о небе, клониться к ненастью».

Даль.

- Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово для своего будущего словаря!

- За-мо-ла-жи-ива-ет!

От слова «замолаживать» Даль «заболел» русским живым языком. Где бы он ни был, чем бы ни занимался, он везде собирал слова, записывая их в заветные книжечки. Таких книжечек потом накопится несколько сотен, и именно они станут основой Толкового словаря.

Сохранилась интересная история, связанная с записными книжками. Даль служил врачом во время русско-турецкой войны и жил среди солдат. Тетрадок и записных книжек в походе набралось так много, что они не умещались ни в один чемодан, и он навьючил их на верблюда. Однажды верблюд попал в плен к неприятелю. Даль очень горевал, что его труды пропали вместе с верблюдом. К счастью, через несколько дней казаки отбили верблюда у врага и возвратили его хозяину.

Даль дружил со многими известными людьми своего времени: адмиралом Нахимовым, хирургом Пироговым, поэтом Жуковским. С Тарасом Шевченко они встречались несколько раз. 1832 год подарил Владимиру Далю неожиданную встречу с Пушкиным. Между ними зародилась крепкая дружба на многие годы.

Пушкин поражался талантам Даля: " Трудно даже придумать, в чем Даль не был бы мастером: моряк, искусный хирург, музыкант, знаток ботаники и зоологии, знал фотографию, был умелым слесарем, столяром, печником, издал книгу о том, как навести мост из бочек, плотов и лодок, был фольклористом".

Последняя встреча двух гениев произошла в 1837г. Известно, что у постели смертельно раненного Пушкина дежурил врач и друг Даль.

1832 год подарил Владимиру Далю самую неожиданную встречу. В этом году встретились два величайших гения в русской литературе: А. С. Пушкин и В. Даль. Между ними зародились крепкие дружеские отношения. Эта дружба плодотворно сказалась на их творчестве.

 В 1833 году произошла еще одна памятная встреча Пушкина с Далем в Оренбургской губернии. Пушкин шел дорогами Пугачева, собирал материал для " Капитанской дочки", а Даль сопровождал его. По дороге Пушкин рассказал сказку о Георгии Храбром и волке, Даль в ответ- сюжет " Сказки о рыбаке и рыбке". Через месяц Пушкин прислал своему другу Далю рукопись этой сказки с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин”. Именно Пушкин посоветовал Владимиру Ивановичу составить словарь. Вот как это событие отражено в стихотворении луганчанина Александра Евтеева «Казак Луганский»

Великое дело

Земляк совершил.

Сам Пушкин на подвиг

Его вдохновил.

Сам Пушкин, который

В предсмертный свой час

Дал доброму другу

Последний наказ.

Мы с гордостью ныне,

Как было и встарь,

Берём в свои руки

«Толковый словарь».

Пушкин поражался многогранности Даля: " Трудно даже придумать что-то, в чем Даль не был бы мастером: моряк, искусный хирург, музыкант, знаток ботаники и зоологии, знал фотографию, был умелым слесарем, столяром, печником, издал книгу о том, как навести мост из бочек, плотов и лодок, был фольклористом".

На всю жизнь сохранили писатель и великий поэт трепетное отношение друг к другу. . Последняя встреча двух гениев произошла в 1837г. Известно, что у постели смертельно раненного Пушкина дежурил врач и друг Даль.

Спиной опёршись о подушки,

В рубахе потной и в кресте

В горячечном жару метался Пушкин

С дуэльной пулей в животе.

Он умирал... Не мог согреться

Советами врачей – светил...

К нему, узнав по зову сердца

Армейский лекарь поспешил.

Ему ли другу Пирогова,

Прошедшему немало стран

Сквозь дым осад и битв суровых,

Не знать исход подобных ран?

Узнав о дуэли и ранении Пушкина, Даль примчался к нему домой и принимал участие в его - увы, но безуспешном - лечении. Пушкин умирал на руках у Даля. В последние минуты своей жизни Александр Сергеевич подарил Владимиру Ивановичу на память свой золотой перстень-талисман: «Бери, друг, мне уж больше не писать... ». Так они расстались.

 «Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное» – позже писал в своих воспоминаниях Даль. В его рассказе о смерти поэта соединились профессиональное свидетельство медика и лаконичная точность писателя. Последние слова умирающего Пушкина мы знаем от Даля: «Жизнь кончена… Тяжело дышать, давит».

А 22 сентября 1872 года не стало и Даля. За несколько часов до кончины он просил жену записать еще новые слова для словаря. Похоронен Владимир Иванович Даль в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Многогранно литературное творчество Владимира Даля. Свои первые стихи он печатает в 1827г., а в 1830г. в журнале «Московский телеграф» выходит повесть В. Даля «Цыганка». В 1832г. в книжных лавках появляется книга «Русские сказки из предания народного из устного на грамоту гражданскую переложенные к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским Пяток первый».

Друзья часто спрашивали Даля, почему он взял такой псевдоним? Даль отвечал: «Казак» - это вольный житель земли русской, коим я себя считаю, а Луганский – поскольку родился в Луганске.

Собирая народную мудрость, писатель и лексикограф В. Даль записал более 30 тыс. пословиц, поговорок, присловий.

И всё-таки венцом всей жизни В. Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». Это был первый толковый словарь в 4-х томах – первый не только в России, но и в Европе.

53 года жизни были отданы напряжённому, поистине героическому труду: столица и заштатные городишки, сёла и деревни, постоялые дворы, трактиры и встречи, встречи. Если вывести среднюю цифру, то Даль при 12-ти часовом рабочем дне в течение полувека каждый час записывал и объяснял одно слово, а всего их набралось более двухсот тысяч.

Словарь Даля – явление исключительное и пожалуй, неповторимое, он непревзойден и по ныне. Далевский словарь – это энциклопедия русской жизни середины ХIХ века.

Читая словарь Даля, мы отправляемся в удивительное путешествие российской глубинкой. Видим, как пашут и сеют, растят и убирают хлеб, заходим в крестьянские избы, отведываем национальные русские блюда, приготовленные в печи, играем в старинные игры, узнаём народные приметы, слышим живую речь наших предков.

«Даль – это наш Магеллан, переплывший русский язык от А до Я», - говорили современники.

В. Даль не просто собирал слова, каждому слову он находил объяснение, толкование.

Когда слов набралось много, он решил это бесценное сокровище передать людям. Как это сделать? И он решил составить словарь: поселить все слова вместе и каждому дать толкование. Он назвал свой труд «Толковый словарь живого великорусского языка». Даль шутил: «Словарь не оттого назван «толковым», что мог получиться бестолковым, а оттого, что слова растолковывает. »

29 200 тысяч слов – не гора золотая, слова не ухватишь в ладони, в карман не насыплешь, гору слов не унести. Как расставить эти слова, чтобы каждое было на своём месте, чувствовало бы себя вольготно? Казалось бы, самое лёгкое – по алфавиту. Но алфавит не объединяет слова. И Даль идёт по такому пути: внешне словарь составлен по алфавиту, но слова не отрываются одно от другого на второй и третьей букве, они собраны в гнёзда. Например, рядом будут «ездить» и «ехать».

За словами отводил он душу

Как музыку Бетховена он слушал –

Так вслушиваться в слово он умел!

Слова-бойцы, слова-богатыри,

Слова для мира и слова для сечи…

Безбрежен океан славянской речи!

Главное дело его жизни – Толковый словарь – заслонило от потомков другие страницы его жизни. Он служил чиновником особых поручений, директором министерской канцелярии, управляющим удельной конторы… Он был натуралистом, писателем. Написал 145 повестей и рассказов, 106 коротких рассказов на тему «Морские досуги», писал статьи, очерки о русской жизни, которые подписывал псевдонимом Владимир Луганский. Он записал тысячу сказок и отдал их безвозмездно составителю знаменитого издания «Русские народные сказки» Александру Николаевичу Афанасьеву.

Даль писал и сам сказки, подписывая псевдонимом Казак Луганский. Кстати, за сказки В. И. Даль был арестован, так как царь нашёл их крамольными «направленными против власти», а народ нарёк его «Справедливый Даль».

Вместе со словами, сказками собирал он и пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, старинные русские игры.

Произведения Даля пестрят пословицами и поговорками. Он собрал их 30130 и все они вошли в сборник «Пословицы русского народа».

Счет дружбы не портит. Счет дружбе не помеха.

Чаще счет, дольше (крепче) дружба.

Враг силен, и горами качает.

Враг силен, валяет и в синем (кафтане, т. е. богатого).

Грозен враг за горами, а грозней за плечами.

Не ставь недруга овцою, а ставь его волком.

Не давай денег, не теряй дружбы.

Эка дружба! Топором не разрубишь.

Язык телу якорь. Язык с богом беседует.

Мал язык, да всем телом владеет.

Мал язык - горами качает. Языком, что рогачом.

Язык голову кормит (он же и до побоев доводит).

Язык поит и кормит, и спину порет.

Язык хлебом кормит и дело портит.

Язык один, и в будни и в праздник.

Только выйдя в отставку, Даль смог наконец систематизировать собранные за полвека сокровища. Сомневался, хватит ли ему оставшейся жизни, достанет ли знаний, чтобы закончить начатое дело?

Если все слова, собранные Далем, просто выписать столбиком, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей. 200 000 слов, 30 000 пословиц, поговорок и загадок, приводимых автором для разъяснения значений слов.

Сегодня многие из этих слов вышли из обихода. Однако некоторые так оригинальны и звучны, что вполне соответствуют современному лексикону

 С. Я. Маршак.

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать,

Они дались не даром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Даль прожил 71 год. Из них более 50 лет отдано исследованию языка. Жизнь этого удивительного человека не была спокойной. Он участвовал в 2 военных кампаниях: турецкой и польской, был чиновником, хирургом-окулистом, ветеринаром, писателем, даже автором учебников " Ботаника" и " Зоология", но более всего любил русское слово. В эту огромную копилку складывал он живые русские слова, а вместе с ними — пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, верования, предания, присказки, побасёнки, даже игры. Жизнеописание Даля не укладывается ни в какие рамки, потому что напоминает настоящий роман путешественника и неутомимого труженика.

Портрет старого Даля оставил нам замечательный художник Перов. Владимир Иванович сидит в высоком, просторном кресле. На нем коричневый шерстяной халат, который он любит надевать дома. Крупные, сильные руки покоятся на красном шелковом платке, разложенном на коленях. Пальцы длинные и тонкие, а кисти крепкие, жесткие – руки мастера, знающего ремесла, привыкшие к работе. Даль очень худощав, у него смолоду впалые щеки. Длинный тонкий нос подчеркивает худобу лица. Седая борода как бы стекает со щек и подбородка. Седые волосы обрамляют крутой, высокий лоб, к такому лбу подходит название “чело”. Под четко очерченными бровями ясные серо-голубые глаза – проницательные, всезнающие и вместе молодые, слегка удивленные глаза мудреца. Даль пристально смотрит куда-то: на зрителя и чуть мимо. То ли видит что-то за годами и верстами, то ли залетает взглядом в будущее, то ли в себя заглядывает. Удобно устроился в кресле, но не расслаблен. Руки спокойно сложены, но в них чувствуется готовность и способность к труду.

И не менее сильно, чем глаза, лоб, волосы, запечатлел художник на лице Даля то, что всего труднее передать, - глубину мысли. В кресле старый Даль не отдыхает – работает: он думает.

Ну, разве это карьера,

Ну, разве это удача?

Жизнь русского офицера

Могла бы пойти иначе.

Гром пушек, поля сражений,

Холодная сабли сталь…

Судьбы иное решенье

Выбрал Владимир Даль.

Музы поэтов без груза,

Легки, шаловливы, ей-ей!

А что за характер у музы

Составителей словарей?

Наверное, это скучно

Корпеть в тиши кабинета

Над текстами неотлучно

Вдали от шумного света.

Ты знаешь, удел твой тяжек:

На замысел годы уйдут.

Непредставимо даже,

Когда окончишь свой труд.

Подвижника жизнь сурова.

Хватило б ее одной!

…Но слово встает за словом,

Кирпичики речи родной.

И сквозь пелену столетий

Ты смотришь в туманную даль.

Недаром ты жил на свете

Владимир Иванович Даль.

Нам, потомкам В. И. Даля, предстоит внести свой вклад в развитие языка.

Очень верно сказал К. Г. Паустовский: « По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности». Жизнь Владимира Ивановича Даля – блестящее тому подтверждение!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.