Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Основы экологического права».



Законодательством РФ выделяются 5 уровней ответственности (наказания) за экологические правонарушения:

1. Дисциплинарная ответственность за экологический проступок регламентируется в ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и Кодексом законов о труде РФ. Она выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей в порядке подчиненности организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его служебных обязанностей или взятых на себя по договору, связанных с охраной окружающей среды.

2. Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. В частности, материальную ответственность несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

3. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. «Субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица»1. Например, административная ответственность несется за такие правонарушения, как:

- порча сельскохозяйственных и других земель (ст. 51);

- несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 52);

- уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 64);

- засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72);

- нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст. 76);

- несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов (ст. 82);

- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст. 84. 4);

- другие правонарушения.

4. Согласно Уголовному кодексу РФ его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды. Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от чистоты воздуха, воды, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы.

За совершение экологических преступлений предусматриваются следующие виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок.

5. Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Экологическое право —отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Источниками экологического права являются следующие нормативно-правовые акты:

1) Конституция;

2) законы и кодексы в области охраны природы (Лесной, Водный и другие кодексы, «Об отходах производства и потребления» и другие);

3) указы и распоряжения президента и правительства по вопросам экологии и природопользования;

4) нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств;

5) нормативные решения местных административных органов власти.

Таким образом, система экологического законодательства России состоит из двух подсистем:

· природоресурсная: охрана и использование отдельных видов природных ресурсов (Лесной, Водный, Земельный кодексы, Закон «О недрах» и др. );

· природоохранная: охрана окружающей среды в целом («Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. )

Систему экологического законодательства возглавляет ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 года.                       

 Черты закона:

1. Это комплексный, головной законодательный акт прямого действия, который выполняет следующие задачи: сохранение природной среды, предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровья человека, оздоровление и улучшение качества природной среды.

2. Сочетание экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека.

3. Закон формулирует экологические требования, обращённые не к природным объектам, а к источникам вредного воздействия на природу и здоровье человека.

4. Центральный объект закона – человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

5. Нормы законы закрепляют механизмы использования его предписаний.

  Закон закрепляет право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду.

            Экономический механизм выполнения экологического законодательства включает планирование и финансирование природоохранных мероприятий, установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду, установление нормативов платы за причинённый ущерб природе и способы их выполнения, в том числе и через экологические фонды разных уровней. Предусматривается также экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.

       Законодательством предусматриваются требования к нормированию качества окружающей природной среды – предельно допустимые нормы воздействия на природу, гарантирующие экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Это ПДК, ПДВ, ПДС, ПДУ, ПДН.

Для определения соответствия предприятий и организаций требованиям экологически безопасного воздействия на природу все они должны проходить государственную экологическую экспертизу – проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности организаций и предприятий экологической безопасности общества.

Для определения экологической ситуации в регионе необходимо постоянно осуществлять экологический контроль – наблюдение за состоянием природы и её изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

       В экологическом законодательстве впервые даны определения зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия. Зона чрезвычайной экологической ситуации – зона, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Зона экологического бедствия – территория, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлёкшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию фауны и флоры.

       Большое внимание в экологическом законодательстве уделяется экологическому воспитанию, образованию, научным исследованиям в области экологии. Для поддержания равновесия в биосфере в природоохранном законодательстве значительное внимание уделяется особо охраняемым природным территориям и объектам.

       Незнание основ экологического законодательства не является оправданием при нанесении вреда окружающей среде или здоровью населения. В зависимости от тяжести экологического правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.