Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Об операторской группе



 

Реферат

 

По операторской работе в фильме:

«Как Витька-Чеснок вез Леху-Штыря в дом инвалидов»

ЗО41

Швед Анна

Преподаватель:

Акопов Сергей Владимирович

 

О фильме:

Дебютный драматический художественный фильм режиссёра Александра Ханта, вышедший на экраны в 2017 году. (криминальная драма,

роуд-муви)

В главных ролях — Алексей Серебряков (снимался безвозмездно) и Евгений Ткачук.

От ленты веет безнадегой только на первый взгляд. На деле это кино не только замечательно иллюстрирует темные стороны человеческой природы, но и дает надежду на исправление.

 

 

Бюджет:

25 млн. рублей

Награды:

● 2017 — кинофестиваль «Окно в Европу» (Выборг):

Главный приз конкурса игрового кино,

○ приз за лучшую мужскую роль (Евгений Ткачук),

○ третье место в конкурсе «Выборгский счёт»,

○ приз «Содружество журналистов» и Союза журналистов России «За сценарий» (Алексей Бородачёв).

● 2017 — VI Московский кинофестиваль «Будем жить» — 2 место Конкурса полнометражных фильмов и специальный приз жюри «За актёрский ансамбль фильма» (Евгений Ткачук и Алексей Серебряков).

● 2017 — Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах в секции «К востоку от запада».

2017 — приз «Emerging talent» на IMAGO Awards в Хельсинки (Даниил Фомичёв).

2017 — специальное упоминание за операторскую работу на кинофестивале имени братьев Манаки в Македонии (Даниил Фомичёв).

● 2017 — номинация на приз молодым талантам на Гамбургском кинофестивале (Александр Хант).

● 2017 — три номинации на премию «Белый слон»: лучший дебют (Александр Хант), лучший актёр (Евгений Ткачук), лучший актёр второго плана (Алексей Серебряков).

● 2017 — 25-й фестиваль русского кино в Онфлёре — приз за лучшую мужскую роль (Евгений Ткачук)

2017 — кинофестиваль «Сталкер» — приз «Сталкер» за лучший игровой фильм

● 2018 — кинофестиваль стран БРИКС — награда за лучшую режиссуру (Александр Хант)

2018 — международная кинопремия «Золотой единорог» за «Лучший фильм» и «Лучший сценарий»

 

Режиссер:

Алекса́ ндр Влади́ мирович Хант (урождённый Евсе́ ев) - российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и оператор. Лауреат премии «Ника-2018» в номинации «Открытие года»

 

Оператор:

Даниил Фомичев выпускник ВГИК

 

Сюжет:

27-летний Витька Чеснок, парень с детдомовским прошлым, работающий на заводе в провинциальном городе, мечтает сбежать от «мешающих» ему жены, тещи и маленького сына и жить отдельно с юной любовницей Лариской. Однако кредит на отдельную квартиру в банке ему не дают. Неожиданно оказывается, что в город вернулся его отец, который бросил их с матерью много лет назад и из-за которого мать Витьки повесилась, а его самого отправили в детдом. Отец-уголовник по прозвищу Леха Штырь парализован и не разговаривает. За ним ухаживает соцработник, которая надеется, что Витька, равнодушный к отцу, напишет отказ от квартиры Штыря. Однако Витька ухватывается за этот шанс получить отцовскую квартиру и оформляет документы на отправку отца в дом инвалидов. По дороге им предстоит немало разных встреч, остросюжетных поворотов и неожиданных откровений, и это путешествие навсегда изменит обоих.

 

 

История создания:

Рассказывает оператор:

К съемкам мы начали готовиться больше двух с половиной лет назад. Подготовительный период с учетом перерывов занял где-то год. Саша (Александр Хант, режиссер) за это время написал толстую экспликацию, а я нарисовал схемы света и объехал с ними по объектам, что в дальнейшем избавило от длительных объяснений.

Когда мы первый раз поехали на выбор натуры в Тверь, мы поняли, что нам явно будет не близка эстетика, например, «Левиафана». Но при этом мы не думали, что все будет так ярко, как получилось в итоге. Мы искали пошарпаные старые здания с фактурой и пытались избавиться от противной рекламы, вывесок, безвкусных кабаков, людей в пестрой одежде. Но в какой-то момент мы поняли, что от этого надо не бежать, а это наоборот надо тащить в фильм. Провинциальная Россия она такая — яркие цвета на сером фоне. И еще мы поняли, что хороший ключ к раскрытию этой истории — это ирония. Не стоит показывать все слишком серьезно, потому что здесь много понятных и одновременно неприятных вещей, говорить о которых легче через иронию. Это не значит, что наша с Сашей манера она только такая. Просто мы подбирали способы, которые лучше расскажут эту историю, и пришли к такому решению.

Студия «ВГИК-дебют» вообще никак не вмешивалась в подготовительный процесс. У нас просто были определенные денежные рамки, за которые мы не должны были выходить, и все, остальное их не беспокоило. Так что творчески мы были свободны, если не считать того, что мы просто не могли себе позволить, например, построить какой-то объект или полностью переделать квартиру.

Еще было ограничение по времени. Всего у нас была 21 смена (день), а хотелось бы, конечно, больше. Тем более, что было много переездов из-за большого количества локаций. Всего их было около тридцати пяти, то есть иногда мы делали по два-три переезда за смену. По этой же причине приоритет в съемках мы отдавали не визуальной стороне, а актерам — старались не делать лишних поправок, предоставлять возможность для импровизации, быстрее выставляться и так далее.

Легенда с выбором Тверской области у нас такая. Когда мы думали, куда ехать снимать, Саша стал узнавать, какой район России самый неблагополучный. Оказалась Тверь. Но главная причина другая. В Твери и в Тверской области нет ничего сверхъестественного и особенного, она очень типичная. И вот в этом типичном мы хотели найти что-то красивое. Кстати, многие интерьеры были вполне реальные. Мы, конечно, их дорабатывали, но в целом люди реально живут вот в таких ремонтах.

 

Визуальное решение

Ракурс «с нижней точки».

Это стилистическое решение всего фильма. У нас везде утрированно острые углы. В картине все реально, но мы эту реальность с помощью ракурса делаем гиперреалистично. Такой объем дает фильму некоторую «глючность», «странность», некую иронию. У нас же не документальное кино.

 

 

 

Цветовое решение:

К специфическому цвету фильма мы пришли в процессе подготовки. Думаю, окончательно решение оформилось и вовсе где-то в период монтажа. Когда мы поняли, что мы хотим, чтобы было ярко, встал вопрос — а как ярко? Ведь может получиться перебор и изображения станет просто неприятным. Хорошим ключом к пониманию необходимой гармонии стал фильм Вонга Кар-Вая «Счастливы вместе».

 

 

 

Мы проанализировали его палитру, сделали выкраски, посмотрели, как там вообще используется цвет, как он утрируется.

Важно, чтобы цвета в кадре между собой гармонировали. В принципе у нас все строилось на сочетании теплых цветов: теплый желтый, теплый красный, теплый зеленый. По этой причине мы максимально отказались от чистого синего цвета, потому что в выбранную палитру он никак не укладывался. Такое решение мы делали в интерьерах с помощью декора и света. А натуру, на которую мы не могли повлиять, делали на цветокоррекции.

 

 

Машину главного героя сделали красной, потому что этот цвет хорошо смотрится везде, например, на фоне зеленой листвы. И в потоке этот цвет заметен. Понятно, что сам Витька взял бы черную машину, но эта же рабочая, и поэтому этот автомобиль — это как бы смеющиеся над ним обстоятельства.

 

Также у нас была задумка, что в сцене, когда отец просыпается, нужно изобразить накал в их отношениях. Можно было бы на это посмотреть очень грозно, сгустить краски, мог пойти дождь, но мы решили сработать на контрапункте. Мы долго искали натуру и увидели, как продаются шарики, хлопушки, воздушные змеи. И хотели сделать кадр с этими змеями. Но мы ехали уже во время съемок с одной локации на другую и увидели это желтое поле. И поняли, что надо там снимать.

 

 

Съемки автомобиля:

Поначалу герои должны были передвигаться на «девятке». Но для съемок нужна была машина более просторная. Были разные варианты, вроде старого Volvo. В какой-то момент я увидел Daewoo Damas. Машина нам показалась комичной, и к тому же она создавала классный контраст с двумя хмурыми героями. Снимать там было все равно не очень удобно. Мы высверлили люк, повесили ронин, который мог поворачиваться на 360°, что давало определенную свободу.

Но у этой машины нет капота, то есть ты не можешь нормальный грип сделать. Поэтому приходилось приваривать трубный каркас, а на него уже ставить автогрип.

 

Используемая техника:

Arri Alexa Mini.

Она обладает своим преимуществом — мягче, пластичнее, «видит» больше оттенков цветов, шире диапазон.

Стабилизатор — Ronin, плюс Easy reag.

 

 

 

 

Оптика

Женя Ткачук играет очень экспрессивно, и взгляд на него тоже экспрессивный. За счет оптики мы старались визуально усилить странность его поведения, сделать характеры героев более выпуклыми, резкими. Нам нужна была не реальность, а гиперреальность.

Я всегда любил широкие углы. В короткометражках я пробовал с этим работать. Причем особенно интересно мне показалось снимать широким углом не на общем плане, а на крупном, потому что это нестандартно, меняет перспективу лица, очень зависит от его выражения, опять же добавляет экспрессии.

У нас был Ultra Prime. Многим эта оптика не нравится, потому что в сочетании с цифровой камерой кажется чересчур резкой. Но мы решили, что нашей концепции это как раз подходит и наоборот поможет подчеркнуть безумный колорит России.

 Если бы бюджет позволял, я бы может даже взял Master Prime, прям совсем звенящую оптику. Хотя я заметил такую вещь, что резкость оптики очень сильно смягчает цвет. У нас цвет почти везде на грани закипания и за счет этого резкость смягчается.

Еще одна причина выбора Ultra Prime — у них хороший широкий угол: 12-мм, 14-мм, 16-мм, 20-мм. Эти объективы и доступные, и не дают сильного виньетирования и дисторсия у них приемлемая. И еще важно, что эта оптика легкая, легче, чем Master Prime или чем Cooke. А мы много использовали ронин, который мог лучше всего работать только с Ultra Prime.

Всегда полезно смотреть репетицию, особенно с широкоугольной оптикой. Бывает, поставишь 16-й объектив, посмотришь репетицию и понимаешь, что есть перебор, чересчур экспрессивно или резко получается. Тогда переключаешься на 20-й. Еще надо учитывать, что весь свет должен быть спрятан, потому что когда снимаешь на широкий угол, у тебя оказывается максимум фона в кадре. Это осложнялось тем, что у нас часто использовался ракурс и потолок был в кадре. Поэтому надо было все время придумывать, свет, который был бы не от полотка и не от камеры, но при этом был бы максимально объемным. Впрочем, к свету было такое отношение, что мы не боялись его сделать грязным, со смешанными источниками, а не мягким, как это часто делается.

Основными объективами были, пожалуй, 16-й и 12-й. 12-й объектив мы использовали, когда хотели «оторваться». Например, кадр, где Чеснок тащит Штыря по лестнице, как в гору. Здесь хотелось показать максимальную перспективу, 12-й объектив был очевиден.

 

 

 

Коптер:

Кадры с коптера снимали на Sony Alpha. Работала над ними отдельная команда, потому что это, конечно, самостоятельная профессия, для которой нужен свой навык. Времени опять же было немного, так что все кадры были сняты за один день, хорошо, что все необходимые места были довольно близко. Кадры с коптера нужны были, чтобы показать, что это не только личная история, но и обобщенная, универсальная.

 

 

Колористика:

Я на фильме был еще и колористом. Во-первых, из-за бюджетных ограничений. А во-вторых, и это самое главное, потому что было проще сделать цветокоррекцию самому. Я посмотрел портфолио где-то десяти колористов и понял, что никто из них ничего подобного не делал, а с учетом того, что мы понимали нужное нам направление, решили, что сделаю я. Тем более что все свои короткометражные фильмы я корректировал сам. Сначала я пытался делать цветокоррекцию обычными инструментами: светлые тона в одну сторону, средние в другую, или поднять ручку saturation. Но сразу стало понятно, что это не работает. В итоге я залез в такой инструмент, как миксер, который может менять основу цвета, например, выбирать синий канал и подмешивать в него красный, делая синий теплее. Это в общих чертах, на практике, разумеется, много нюансов.

 

 

Еще одна сложность в сочетании работы оператора и колориста состоит в том, что в какой-то момент ты теряешь свежий взгляд. Уходишь в технику, думаешь, монтируются ли кадры, а общую картину перестаешь видеть. Поэтому я насильно вызывал Сашу, чтобы он сидел и смотрел. Вообще очень трудно сводить вместе такое большое количество локаций. Вроде бы между собой они сочетаются, а все вместе — нет. В общем, цветокоррекция это трудный и долгий процесс. Всего порядка трех месяцев на него ушло.

 

Об операторской группе

Мы долго готовились с Сашей, но так получилось, что группа к нам прикрепилась поздно, где-то за месяц до съемок, что, конечно, мало. У Саши почти не было времени для репетиций с актерами, из-за чего он очень страдал. Если говорить о моей группе, что первый момент — это специфика дебютного фильма. Дебютантом быть сложно, потому что все относятся к тебе, как к человеку неопытному и много не знающему. И людей необходимо в этом переубедить, хотя ты действительно чего-то можешь и не знать. Очень хорошо, что у меня был второй оператор Наташа, которая помогала разгрузить голову, например, вопросами коммуникации с группой. У меня было четыре осветителя, а с гафером я до этого уже работал. На плейбеке работал практикант из ВГИКа, который обязательно должен был быть на съемках. И еще были ассистент по фокусу, механики и механик-оператор ронина.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.