Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГОЛОВКО А.. РУССКИЙ ЯЗЫК



ГОЛОВКО А.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс: 11
Тема: Прямая и косвенная речь, знаки препинания. Косвенная речь в составе сложноподчиненных предложениях

Ход урока
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Приступим к уроку.

 Сейчас, не записывая предложений, составь их схемы.
1. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран! »
2. «Ты бледна, Маша, - заметил ей отец, - тебя перепугали».
3. Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, сколько лет Петруше? »
4. Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь, приехали».
- Чем осложнена прямая речь в этих предложениях?


  Запиши предложение с прямой речью.
М. Горький писал: «Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя».
- Чем осложнено это предложение?
- Перестрой предложение, чтобы слова автора стояли после прямой речи.
- Попробуй передать слова М. Горького не дословно, при помощи косвенной речи, при помощи вводных слов.

Сделаем вывод: все это различные способы передачи чужой речи.
Давай повторим теоретический материал с помощью видео

https: //youtu. be/tcWK_QDuAak


Сделав следующее задание, мы повторим изученный материал
1. Расставь знаки препинания, построй схемы предложений.
1) Знаю что вы небогаты сказала императрица но я в долгу перед дочерью капитана Миронова.
2) Батюшка сказал мне Прощай Петр служи верно, кому присягнешь.
3) Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами о том кто мои родители где живут и каково их состояние.
2. Запиши предложение с прямой речью, поставив слова автора в середине прямой речи
 Уже маленькая победа над собой делает человека намного сильнее (писал М Горький).
3. Дополни предложения прямой речью.
1. Увидев белку, сидящую на сучке, шепчу в восторге…
2. …удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо.
4. Запиши предложения, заменив прямую речь косвенной
1. Летчик спросил: « Маша Климова здесь работает? »
2. «По правде говоря, - признался мальчик, - мне очень хочется стать программистом».

Теперь усложним наши задания.

Исправить ошибки, допущенные при замене прямой речи косвенной.
1. Андрей пообещал учителю, что я не буду больше опаздывать.
2. Девочка закричала, что не надо меня перебинтовывать, мне больно.
3. Ребята спросили у директора, почему мы снова должны работать на участке.
4. Малыш попросил маму, чтобы мне купили игрушку
Подготовка к ЕГЭ:

Напиши эссе на тему: Чем хорош наш город….

Подводя итоги урока, дай аргументацию своего ответа

.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.