ГОЛОВКО А.. РУССКИЙ ЯЗЫК
ГОЛОВКО А.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс: 11 Тема: Прямая и косвенная речь, знаки препинания. Косвенная речь в составе сложноподчиненных предложениях Ход урока - Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Приступим к уроку.
Сейчас, не записывая предложений, составь их схемы. 1. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран! » 2. «Ты бледна, Маша, - заметил ей отец, - тебя перепугали». 3. Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, сколько лет Петруше? » 4. Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь, приехали». - Чем осложнена прямая речь в этих предложениях?
Запиши предложение с прямой речью. М. Горький писал: «Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя». - Чем осложнено это предложение? - Перестрой предложение, чтобы слова автора стояли после прямой речи. - Попробуй передать слова М. Горького не дословно, при помощи косвенной речи, при помощи вводных слов.
Сделаем вывод: все это различные способы передачи чужой речи. Давай повторим теоретический материал с помощью видео
https: //youtu. be/tcWK_QDuAak
Сделав следующее задание, мы повторим изученный материал 1. Расставь знаки препинания, построй схемы предложений. 1) Знаю что вы небогаты сказала императрица но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. 2) Батюшка сказал мне Прощай Петр служи верно, кому присягнешь. 3) Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами о том кто мои родители где живут и каково их состояние. 2. Запиши предложение с прямой речью, поставив слова автора в середине прямой речи Уже маленькая победа над собой делает человека намного сильнее (писал М Горький). 3. Дополни предложения прямой речью. 1. Увидев белку, сидящую на сучке, шепчу в восторге… 2. …удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо. 4. Запиши предложения, заменив прямую речь косвенной 1. Летчик спросил: « Маша Климова здесь работает? » 2. «По правде говоря, - признался мальчик, - мне очень хочется стать программистом».
Теперь усложним наши задания.
Исправить ошибки, допущенные при замене прямой речи косвенной. 1. Андрей пообещал учителю, что я не буду больше опаздывать. 2. Девочка закричала, что не надо меня перебинтовывать, мне больно. 3. Ребята спросили у директора, почему мы снова должны работать на участке. 4. Малыш попросил маму, чтобы мне купили игрушку Подготовка к ЕГЭ:
Напиши эссе на тему: Чем хорош наш город….
Подводя итоги урока, дай аргументацию своего ответа
.
|