«Владимирский государственный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых”
(ВлГУ)
КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА УРОКА МАТЕМАТИКИ НА ТЕМУ:
«Решение типовых задач»
Составила:
Студентка гр. ЗНОу-117
Кучеренко В. Е.
Проверила:
Болотова Т. В.
Оценка_________
Подпись_________
Владимир 2020
Учебник: Математика 3 класс 1 часть; авторы: И. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова; УМК «Школа России»; страница: 104
Тип урока: «Урок формирования умений»
Тема: «Решение типовых задач»
Цель: совершенствовать умение решать типовые задачи на сложение и вычитание, деление и умножение; отрабатывать вычислительные навыки.
Задачи:
- Актуализировать те знания, умения и навыки, которые необходимы учащимся для решения данной задачи.
- Формировать умение читать задачу и понимать предложенную в ней ситуацию, каждое слово в тексте; выделить условие и вопрос, данные и искомое; выделить известные и неизвестные величины; построить модель к задаче.
- Научиться рассуждать от данных к вопросу и от вопроса к данным, устанавливать связи между данными и искомым; выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям и расставлять их по порядку; составлять план решения задачи.
- Формировать умение записывать решение, использовав одну из форм записи, составлять пояснение к каждому действию, находить значение любого выражения в записи решения.
- Совершенствовать умение выполнять проверку решения способом составления обратной задачи.
- Совершенствовать умение составлять ответ задачи.
ХОД УРОКА
ЭТАП УРОКА
| СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
| 1. Подготовительный этап
(отработка умения решать простые задачи)
Задачи:
- актуализировать знания, умения и навыки, необходимы учащимся для решения данной задачи.
| - Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы вспомним то, что уже изучали. Для этого решим устно задачу
Витя собрал 5 грибов, а света 4 гриба. Сколько всего грибов собрали дети?
-Сколько грибов собрал Витя? (5)
- Сколько грибов собрала света? (4)
- Чтобы узнать сколько всего грибов собрали дети какое действие необходимо выполнить (сложение)
- верно! Какое выражение у нас получится?
5+4=9(г)- всего собрали дети
- Мы ответили на вопрос задачи? (Да)
| 2. Решение задачи.
- чтение и осознание текста задачи.
- выделение структурных компонентов задачи.
Задачи:
- формировать умение читать задачу и понимать задачу
- выделять структурные компоненты задачи.
| - Ребята откройте учебник на странице 104, и прочитайте «про себя» задачу по №2
- Кто прочитает задачу вслух?
- О чем идет речь в задаче? (О мальчиках и девочках, которые расчищали от снега дорожки)
- Что мы знаем о мальчишках? (Их было 24)
- Что мы знаем о девочках? (Что девочек было в три раза меньше, чем мальчиков. )
- Что нам нужно узнать? ( Сколько всего ребят работало на расчистке дорожек от снега)
- Что нам нужно узнать по мимо главного вопроса? (Сколько было девочек)
- Верно!
- Для того чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить её на схеме.
- Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче?
(Подойдет первая схема)
- Объясните почему не подходят вторая и третья схемы? (Потому что во второй схеме показано, девочек на три меньше, а по условию задачи девочек в три раза меньше. А третья схема не подходит, потому что не хватает данных)
- Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (Мальчиков на расчистке дорожек от снега было 24, а девочек в три раза меньше. Сколько всего было ребят)
| 3. Поиск пути решения задачи, составление плана решения
Задачи:
- формировать умения составлять план решения задач;
- рассуждать от вопроса к данным;
- строить умозаключения;
- устанавливать связи между данными и искомым; выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям и расставлять их по порядку; составлять план решения задачи.
| - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи)
Давайте рассуждать.
- Какой главный вопрос задачи? (Сколько всего рябят работало на расчистки дорожек от снега? )
- Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество мальчиков и девочек отдельно)
- Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Количество мальчиков. Их 24 человека)
- А какое число мы пока что не знаем? (Количество девочек которые работали на расчистке дорожек от снега)
- Но что нам известно о количестве девочек? (Что их в три раза меньше, чем мальчиков)
- Какие два числа нам нужны для того чтобы найти количество девочек? (Количество мальчиков, их-24 и девочек, их в три раза меньше)
- Найдем это число, будем его знать, а так же, мы знаем, что мальчиков 24. Сможем ли, мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос)
Одновременно строим «Дерево рассуждений»
- Сначала узнаем сколько было девочек, что для этого нужно сделать? (Для этого нужно взять количество мальчиков, их 24 и поделить на известное число девочек.
- Когда это число будет известно, найдем общее количество детей,? что для этого нужно сделать? (Сложить количество мальчиков и девочек)
| 4. Запись решения и ответа задачи
Задачи:
- формировать умение записывать решение;
- составлять пояснения;
- находить значения выражений.
| - Во сколько действий можно решить эту задачу? (В два действия)
- Почему? (Так как в задаче два неизвестных)
- Давайте запишем первое действие. Какое оно будет?
Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради.
1)24: 3=8
- 8 кого (девочек)
1) 24: 3=8 (д) – количество девочек.
-Что мы нашли в первом действии? (Количество девочек, которые работали на расчистке дорожек от снега)
- Верно. После скобки поставим тире и, запишем пояснение, к действию.
- Какое будет второе действие?
2)24+8=32(д)- общее количество детей
- Чему оно равно? (32)
- Что мы нашли во втором действии? (Общее количество детей, которые работали на расчистке дорожек)
- Запишем пояснение ко второму действию.
- Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением)
-Какая тогда будет запись? Выберите верную:
А) (24-3)+24
Б) (24: 3)+24
В) (24*3)-24
Запишите верное равенство в тетради
924: 3)+24=32(р)
| 5. Проверка полученного решения, запись ответа задачи
Задачи:
- совершенствовать умение выполнять проверку решения способом составления обратной задачи
- совершенствовать умение составлять ответ задачи.
| - Прежде чем мы напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили.
- Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос)
- Составим новую схему, изменив условие и вопрос:
По схеме составить текст обратной задачи: Ребята расчищали от снега дорожки около школы. Всего мальчиков и девочек было 32 человека. Известно, что мальчиков 24, а девочек меньше чем мальчиков?
-Решим данную задачу.
-Что известно из первого предложения задачи? (Что всего детей было 32 человека)
- Прочитаем второе предложение, что мы узнали из него? ( что мальчиков было 24)
-Что нам нужно узнать? (Во сколько раз девочек было меньше, чем мальчиков)
- Мы можем сразу же, ответить на вопрос? (Нет) Почему? (Нам неизвестно сколько было девочек)
-Что мы можем найти, зная общее количество детей и количество мальчиков из них? (Количество девочек)
- Зная количество девочек, и количество мальчиков, что мы найдем? (Во сколько раз девочек меньше, чем мальчиков)
- Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да)
Одновременно строим «Дерево рассуждений»
Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу.
Проверьте, так ли вы записали действия:
1)32-24=8 (д)- количество девочек
2)24: 8=3 (р) во сколько раз девочек меньше, чем мальчиков,
Ответ: В 3 раза девочек меньше, чем мальчиков.
- Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получилось в 3 раза меньше девочек, чем мальчиков)
- О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены правильно)
- Верно! Теперь можно записать ответ к исходной задаче:
Ответ: Всего работало 32 человека на расчистке дорожек от снега.
|
|