|
|||
«Как научить ребёнка быстро читать»Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. (В. Сухомлинский) В настоящее время современные родители и преподаватели сталкиваются с проблемой: ребёнок медленно читает и не понимает, о чём прочитал; он не может выделить главные мысли и ответить на вопросы; постоянно возвращается к прочитанному, чтобы хоть что-то понять. Всё это приводит к тому, что ребёнок не успевает по многим предметам, часами делает домашнее задание, не хочет брать книгу в руки и устаёт при чтении. И это головная боль родителей. У учителей своя проблема. Они отчаиваются, видя бесплодность своих усилий, хочется порой бежать из школы без оглядки, чувствуя лишь усталость и стыд. Дети читают с трудом, некоторые даже во 2 классе - просто по слогам! Пересказ - это отдельный котел для пыток учителей! Двух слов связать не могут. Смысла не понимают. Мямлят что-то несуразное, что аж волосы дыбом встают. Изложения - это просто кошмар! Таких перлов начитаешься… Вот тут и встают важные вопросы: - Какие есть технологии обучения; - Методики развития мозга (Памяти, внимания, концентрации); - Как научить ребенка читать? - Как помочь ребенку увеличить свою скорость чтения? Немного теории. Приходит осознание того, что СКОРОЧТЕНИЕ - идеальный инструмент повышения успеваемости, потому что: 1. Быстрое чтение напрямую связано со скоростью восприятия информации и развитием памяти. 2. Методика по скорочтению для детей помогает увеличить интерес к учебе, поскольку успехи повышают самооценку и подкрепляет его уверенность в своих силах. 3. Обработка больших объемов информации помогает значительно улучшить качество подготовки к контрольным и экзаменам. 4. Скорочтение сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материала на уроках, скорости выполнения домашних заданий. 5. Данный вид чтения помогает в развитии зрительного внимания и концентрации. Скорочтение – это гармоничное развитие мозговых структур ребёнка, слаженная работа правого и левого полушарий мозга. Скорочтение – это не только скорость прочтения текста, но и качество восприятия, понимания, осмысления. Схема занятий по скорочтению включает в себя: · Разминку · Работу с таблицами Шульте · Упражнения на развитие зрительной памяти · Математические упражнения на логику · Упражнения на развитие образной памяти · Упражнения на распределение внимания, концентрацию · Мнемотехнику · Зрительную гимнастику · Чтение (самыми разными способами) · Упражнения на слуховую память · Нейрогимнастику · Работу с текстом (ответы на вопросы, пересказ, антиципацию (догадку) · Упражнения на гибкость мышления (задействование 2-х мыслительных операций) · РАЗВИТИЕ ПЕРИФЕРИЙНОГО ЗРЕНИЯ
Возможные ошибки при обучении скорочтению: · Не учитывать физиологию развития мозга, перегружая одно из полушарий · Слишком быстро усложнять задания или, наоборот – бояться это делать, и тогда занятия становятся скучными · Уделять внимание только одному навыку · «Застревать» на однотипных упражнениях (не будет происходить должного формирования новых нейронных связей) · Не отслеживать должным образом результаты ученика (теряется мотивация) Не нужно ЗАСТАВЛЯТЬ ребёнка читать! Необходимо создать условия для того, чтобы ребёнок сам развивался. Блогер Евгения Климкович предложила что-то в виде игры. Ведь дети так любят игры!!! «…Итак: на что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет. Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами. Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее, нежели «Зрительный диктант профессора И. Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников. План урока: Упражнение 1. «Пол-арбуза» Упражнение 2. «Потерянные буквы» Упражнение 3. «Глаз – алмаз» Упражнение 4. «Шерлок» Упражнение 5. «Зазеркалье» Упражнение 6. «Бешеная книга» Упражнение 7. «Птицы прилетели» Упражнение 8. «Партизан» Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз! » Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами. Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее. Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки. Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким. Подробно ознакомиться с остальными упражнениями можно по ссылке: https: //shkolala. ru/razvivashki/10-uprazhneniy-dlya-razvitiya-tehniki-chteniya/ Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи. Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике! »
|
|||
|