Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЭКОНОМИЦКАЯ ТЕОРИЯ



1. Предмет и функции экономической теории. Методы экономического анализа.

2. Потребности, их классификация и характеристика. Экономические блага: понятие, виды, основные характеристики.

3. Производственные ресурсы и факторы производства, их классификация и характеристика.

4. Производственные возможности экономики и их границы. Проблема выбора в экономике. Вмененные (альтернативные) издержки.

5. Экономическая система общества: понятие, элементы, критерии классификации. Натуральное (традиционное) хозяйство, рыночная, командная, смешенная экономика.

6. Экономические институты. Собственность: пфонятие, субъекты и объекты. Типы и формы собственности. Способы реформирования собственности.

7. Рынок: понятие, функции, основные черты. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Несовершенства рынка и необходимость государственного регулирования экономики.

8. Спрос и предложение: понятие и факторы, определяющие их величину.

9. Отраслевое рыночное равновесие. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменение спроса и предложения и их влияние на цену. Механизм восстановления рыночного равновесия.

10. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене и доходу. Эластичность предложения.

11. Домашнее хозяйство как экономический субъект. Полезность. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

12. Производство и технология. Производственная функция. Производственные периоды. Постоянные и переменные факторы производства.

13. Производственный выбор фирмы в краткосрочном периоде. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности.

14. Понятие и классификация издержек. Издержки производства в краткосрочном периоде, их виды, динамика и взаимосвязь.

15. Издержки производства в долгосрочном периоде и их динамика. Эффекты масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.

16. Доход и прибыль фирмы: понятие, виды. Показатели прибыли. Правило максимизации прибыли.

17. Особенности функционирования рынка ресурсов (факторов) производства. Спрос на факторы производства и его эластичность.

18. Рынок труда. Спрос и предложение труда и их факторы. Заработная плата, ее формы и системы. Номинальная и реальная зарплата.

19. Рынок капитала, его структура. Ссудный капитал и ссудный процент. Номинальная и реальная ставка процентов. Роль ссудного процента в принятии инвестиционных решений. Инвестиции.

20. Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли.

21. Национальная экономика, ее структура. ВВП и методы его расчета. Номинальный и реальный ВВП.

22. Инфляция, ее причины, формы, методы исчисления. Социально-экономические последствия инфляции.

23. Безработица: понятие, измерение, причины, виды. Экономические издержки безработицы.

24. Сущность денег и их функции. Денежно-кредитная система страны, ее уровни (звенья) и их функции.

25. Финансовая система страны. Государственный бюджет: понятие, доходы и расходы. Налоги, их функции и виды.

26. Бюджетный дефицит, его причины, виды. Финансирование бюджетного дефицита. Государственный долг: причины, виды, последствия.

27. Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, виды, эффективность.

28. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика, ее цели, инструменты, виды, эффективность.

29. Экономический рост: понятие, показатели. Типы, источники и факторы экономического роста.

30. Мировое хозяйство: понятие, структура. Международное разделение труда – объективная основа формирования мирового хозяйства. Факторы и формы развития МРТ.

 

1. Предмет и функции экономической теории. Методы экономического анализа.

Экономическая теория – это наука об экономике, дающая цельное представление об экономической жизни общества через совокупность понятий, категорий, законов и теорий.

Предметом экономической теории является экономическое поведение индивидов и хозяйствующих субъектов в производстве, обмене и потреблении создаваемых благ, стремящихся к достижению своих целей в условиях ограниченности ресурсов.

Функции ЭТ:

1) познавательная

2)  теоретическая

В процессе познания формулируются экономические законы и категории.

Экономические законы отражают существенные постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов (закон спроса, закон возвышения потребностей, закон стоимости).

Экономическая категория – логическое понятие, отражающее те или иные экономические отношения.

3) практическая

4) методологическая

 

I. МЕТОДЫ ЭКОНОМ. АНАЛИЗА

Для изучения своего предмета ЭТ использует общенаучные и частные методы познания. Общенаучные: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции.

В изучении экономических явлений и процессов важную роль играют предельный, функциональный и равновесный анализ.

Предельный анализ предполагает использование предельных величин. Предельная величина – это величина дополнительная, связанная с осуществлением какой-то операции, имеющей своим следствием выгоды и затраты.

Функциональный анализ позволяет выявить причинно-следственные связи изучаемых явлений и установить, какая из переменных является причиной, а какая – следствием.

Равновесный анализ – метод исследования динамических экономических процессов и явлений, находящихся в условиях их относительной стабильности или равновесия, при этом под равновесием понимается такая ситуация, когда, во-первых, существуют силы, автоматически выравнивающие любые отклонения от равновесного состояния; во-вторых, отсутствуют внутренние мотивы к изменению сложившегося равновесия.

 

2. Потребности, их классификация и характеристика. Экономические блага: понятие, виды, основные характеристики.

Потребность – нужда человека в чем-либо необходимом для его существования.

Классификация:

1) экономические – потребности, для удовлетворения которых нужны экономические блага, которые являются следствием экономической деятельности:

· производственные

· личные

Экономические потребности с точки зрения роли, которую играет удовлетворение потребностей в воспроизводстве человека как личности и работника, выделяют: физиологические, интеллектуальные и социальные потребности.

Также различают личные и общественные, первичные и вторичные потребности.

 

Экономические блага – вещи или услуги, полученные в процессе производства и удовлетворяющие те или иные потребности.

Экономические блага редки, поскольку в силу ограниченности производственных возможностей этих благ недостаточно для удовлетворения потребностей, которые имеют свойство расти.

Экономические блага разнообразны, поэтому их можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от функционального назначения: потребительские и производственные.

 

3. Производственные ресурсы и факторы производства, их классификация и характеристика.

 

Производство – процесс получения, создания или добывания экономических благ.

Для осуществления производства нужны производственные, или экономические, ресурсы, под которыми понимают все то, что может быть использовано в производственном процессе и имеется в достаточном количестве.

Виды ресурсов:

- природные
- трудовые
- материальные (созданные людьми средства производства)
- финансовые

Ресурсы, вовлеченные в производство, есть факторы производства. Различают следующие основные факторы:

1. труд – совокупность знаний, навыков, умений, опыта человека, т. е. рабочая сила.

2. земля

3. капитал – как фактор производства есть совокупность средств производства.

Основной капитал – часть средств производства, которые используются в производственном процессе длительный период времени и стоимость которых включается в затраты производимой продукции и сферы услуг по частям по мере износа (здания, сооружения, машины, оборудование).

 

Оборотный капитал – часть средств производства, которые используются в одном производственном цикле и стоимость которых полностью в затраты производимой продукции (сырье, материалы, электроэнергия).

 

Амортизация – включенные части стоимости основного капитала в затраты производства продукции.

 

Износ – потеря основным капиталом части своей стоимости и в какой-то мере потребительских свойств.

 

4. Производственные возможности экономики и их границы. Проблема выбора в экономике. Вмененные (альтернативные) издержки.

 

Производственные возможности экономики и их границы. Поскольку ресурсы ограничены, экономика в любой момент времени располагает определенными производственными возможностями. При этом под производственными возможностями экономики следует понимать тот максимально возможный объем разнообразных благ, который экономика может произвести, обеспечив полную занятость (полное использование) имеющихся факторов производства и их эффективное распространение и использование.

 

Возможности производства ограничены редкостью ресурсов. Кроме того, любой ресурс, как правило, имеет множество вариантов использования, т. е. он может быть использован в производстве различных благ, а потребности людей могут быть удовлетворены различными способами. В силу этого общество в каждый данный момент сталкивается с необходимостью осуществлять определенный выбор. Каждый хозяйствующий субъект сталкивается с необходимостью решать, какие товары и услуги следует производить, а от каких следует отказаться, как их следует производить и какие ресурсы использовать, кто и какую работу должен выполнять, и для кого предназначены результаты этой работы. Решение этих проблем носит название проблемы выбора в экономике, т. е. определения направлений и способов использования ограниченных ресурсов.

Вменённые издержки – количество единиц одного товара, которым мы пожертвовали или отказались от выпуска, чтобы получить одну дополнительную единицу другого более нужного товара.

 

5. Экономическая система общества: понятие, элементы, критерии классификации. Натуральное (традиционное) хозяйство, рыночная, командная, смешенная экономика.

Экономическая система – определенный тип общественного устройства или способ организации экономической жизни общества на том или ином этапе его развития с присущими ему экономическими субъектами и их отношениями и институтами, со свойственной ему хозяйственной деятельностью, организацией и координацией этой деятельности.

Основные элементы ЭС:

1. движущие силы ее развития (потребности, экономические интересы, конкуренция).

2. производственные силы – совокупность вещественного и личного факторов производства.

3. экономические отношения – отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена, потребления.

4. хозяйственный механизм – совокупность конкретных форм хозяйствования, методов управления, правовых норм, с помощью которых координируется хозяйственная деятельность.

Экономическая система общества, как и само общество, развивается, переход из одного состояния в другое.

Критерии классификации:

1. господствующая форма хозяйствования (натуральное хозяйство, товарное производство).

2. господствующая форма собственности на средства производства и соответствующий ей способ производства (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое).

3. уровень развития производственных сил (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное).

4. способ координации хозяйственной деятельности (традиции и обычаи, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика).

 

6. Экономические институты. Собственность: понятие, субъекты и объекты. Типы и формы собственности. Способы реформирования собственности.

Существование общества предполагает соблюдение его членами определенных правил и норм поведения. Эти нормы и правила поведения могут быть неформальными и формальными, и они получили название экономических институтов.

Собственность как экономическая категория отражает экономические отношения между людьми по поводу присвоения-отчуждения факторов и результатов производства.

Присвоение проявляется через пользование, владение и распоряжение.

Пользование – применение объекта собственности в соответствии с его назначением с целью извлечения выгоды.

Владение – фактическое обладание вещью, объектом собственности, позволяющее совершать с ним определенные действия и осуществлять контроль за его использованием.

Распоряжение – определение порядка использования объекта и его судьбы.

Различают частную и общественную собственность. Объекты собственности: материальные блага, объекты интеллектуальной собственности, земля, рабочая сила.

Реформирование собственности: приватизация и национализация.

 

7. Рынок: понятие, функции, основные черты. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Несовершенства рынка и необходимость государственного регулирования экономики.

С появлением товарного производства появляется и рынок.

Рынок по своей экономической сути – совокупность экономических отношений между субъектами по поводу купли-продажи, посредством которых осуществляется взаимосвязь между производством и потреблением.

Функции рынка:

1) регулирующая

2) стимулирующая

3) информационная

4) дифференцирующая

5) санирующая

 

КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ. РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА.

Классификация:

1. по объему рыночных сделок: рынок потребительских товаров, рынок факторов производства, рынок рабочей силы.

2. по степени законности: легальный, нелегальный.

3. по масштабу: местный, республиканский, мировой.

4. конкурентный и неконкурентный.

Для того, чтобы рынок нормально функционировал, должна быть создана рыночная инфраструктура – совокупность видов деятельности, организаций, предприятий, которые обеспечивают и создают условия для работы рынка. К ней относятся предприятия розничной и оптовой торговли, биржи, банковская система, страховые компании, рекламные службы, аудиторские фирмы и т. д.

Эффективно работающий рыночный механизм позволяет решать многие проблемы, однако рынок противоречив и содержит в себе ряд негативных свойств, которые называют несовершенствами рынка: например, внешние эффекты (загрязнение окружающей среды). Устранение несовершенств рынка берет на себя государство.

8. Спрос и предложение: понятие и факторы, определяющие их величину.

Спрос – потребность, под которую есть необходимая сумма денег.

Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Рыночный спрос складывается из суммы индивидуальных спросов.

Рыночный спрос – количество данного товара, который потребители хотят и могут приобрести. Рыночный спрос зависит от цены товара (обратная зависимость).

Неценовые факторы спроса:

- доходы потребителей
- изменение моды, вкусов и предпочтений
- ожидание покупателей
- изменение цены на один из взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.

РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – количество товара, которое предлагается для продажи по определенной цене в данном месте и в данное время.

Величина предложения зависит от цены товара (прямопропорциональная зависимость).

На величину предложения оказывают влияние также неценовые факторы:

- изменение затрат на выпуск единицы продукции.
- количество производителей данного товара.

- ожидание производителей.

 

9. Отраслевое рыночное равновесие. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменение спроса и предложения и их влияние на цену. Механизм восстановления рыночного равновесия.

Отрасль – совокупность предприятий, производящих одинаковую продукцию.

ТУТ ГРАФИК, РИСОВАТЬ ЕГО Я КОНЕЧНО ЖЕ НЕ БУДУ.

Рыночное равновесие это такая ситуация на рынке, когда при данном уровне цены достигается равенство объемов спроса и предложения, т. е. совпадение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, а производители хотят и могут продать. Рыночное равновесие достигается при наличии двух условий. Во-первых, при установлении на рынке равновесной цены, т. е. цены такого уровня, при котором цена спроса и цена предложения совпадают. Во-вторых, при достижении равенства того количества товаров, которое производители согласны и могут продать по равновесной цене и того, которое покупатели согласны и могут купить по данной цене, т. е. при наличии равновесного объема товара. Рыночное равновесие на любом конкурентном рынке может иметь место лишь относительно некоторого фиксированного момента времени. Любое отклонение от такого состояния вследствие изменения или спроса, или предложения приводит в движение рыночные силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия. Дефицит товара — это симптом превышения спроса на этот товар над предложением. Товарный излишек (или товарный профицит) - превышение величины предложения над величиной спроса на товар из-за факторов, воздействующих на спрос, т. е. избыток отдельных товаров, которые покупатели не способны приобрести.

Если цена на рынке устанавливается выше равновесной, то возникает ситуация товарного излишка. Если же цена ниже равновесной, то на рынке будет товарный дефицит.

Изменение цены и других факторов вызывает изменение спроса и предложения, однако реакция спроса и предложения на изменение цены и других факторов на различные товары неодинакова.

1. Рассмотрим случай превышения текущей ценой ее равновесного уровня (Рх > РЕ). Когда текущая цена становится выше ее равновесного значения, возникает рыночный избыток товара. Наличие товарного избытка на рынке приводит в действие механизм конкуренции между продавцами за покупателей, с целью распродажи избытка товара путем предложения им более низкой цены. В результате уменьшения цены предложения вступают в действие законы спроса и предложения, согласно которым происходит одновременное увеличение объема спроса и уменьшение объема предложения. Таким образом, постепенное уменьшение текущей цены в результате конкуренции между продавцами, связанной с решением проблемы ликвидации рыночных излишков товара, приводит к восстановлению рыночного равновесия, когда объемы спроса и предложения приходят в соответствие друг другу, а текущая цена снижается до уровня ее равновесного значения.

2. Случай, когда текущая цена оказывается ниже равновесной (Р2 < Ре)• В такой ситуации возникает рыночный дефицит товара, равный разнице между объемом спроса (0р2) и объемом предложения ((2$2) при цене, равной значению Р2. Дефицит товара приводит в действие механизм конкуренции между покупателями, которые готовы купить у продавцов товар по более высоким ценам, чем текущая цена. В результате конкурентной борьбы между покупателями цена будет расти, что приведет в действие закон спроса и закон предложения. В условиях роста цены на товар в соответствии с этими законами будет происходить одновременный рост объема предложения (0, <; 2) и снижение объема спроса ((2/; 9) до уровня первоначального значения равновесного объема продаж. Таким образом, восстановление равновесия по Л. Вальрасу осуществляется путем изменения текущей рыночной цены в результате действия механизма конкуренции либо между продавцами (в первом случае), либо между покупателями (во втором случае).

 

10. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене и доходу. Эластичность предложения.

Изменение цены и других факторов вызывает изменение спроса и предложения, однако реакция спроса и предложения на изменение цены и других факторов на различные товары неодинакова.

Эластичность спроса (предложения) характеризует реакцию спроса (предложения) на изменение цены или другого фактора. Эта реакция бывает различной, поэтому для ее оценки используют коэффициент эластичности спроса (предложения): ; D – спрос, Р – цена.

Виды эластичности спроса по цене:

1. эластичный спрос – спрос изменяется на больший %, чем изменилась цена.

2. неэластичный спрос – спрос изменяется на меньший %.

3. единичная эластичность – спрос изменяется на такой же %.

На величину эластичности спроса влияет ряд факторов:

1. значимость товара для потребителя.

2. доля затрат на приобретение данного товара в общих потребительских расходах.

3. фактор времени.

4. наличие товаров-заменителей.

 

Реакцию объема предложения на изменение цены отражает эластичность предложения по цене. Она показывает, в какой степени изменение цены влияет на величину предложения. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности предложения. Он рассчитывается как отношение изменения предложения (в %) к изменению цены (в %).

В зависимости от степени реакции предложения на изменение цены предложение может быть: ● эластичным, если объем предложения изменяется на больший процент, чем процент изменения цены; ● неэластичным, если объем предложения изменяется на меньший процент, чем процент изменения цены; ● совершенно (абсолютно) эластичным, если при данной цене производители готовы предложить любое требуемое количество товара; ● совершенно (абсолютно) неэластичным, если изменение цены не вызывает изменение предложения.
При оценке эластичности предложения обычно выделяют три временных периода: кратчайший (мгновенный), короткий и длительный. Под кратчайшим понимают период времени, недостаточный для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. В пределах короткого периода производственные мощности остаются неизменными, но производители имеют достаточно времени для увеличения объема производства и, соответственно, предложения на тех же производственных мощностях за счет повышения интенсивности их использования за счет найма дополнительных работников, закупки большего объема сырья и увеличение сменности работы оборудования. Длительный период достаточно продолжителен для того, чтобы производители смогли расширить свои производственные мощности и увеличить объемы производства и предложения, а также для притока новых фирм в отрасль в случае увеличения спроса на продукцию. Кроме фактора времени, на эластичность предложения по цене оказывают влияние следующие факторы: степень загрузки производственных мощностей возможность хранения продукции и затраты на ее хранение ● технологическая специфика производства.

 

11. Домашнее хозяйство как экономический субъект. Полезность. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

В рыночной экономике домохозяйство выступает в виде отдельных хозяйственных ячеек, состоящих из одного или нескольких лиц. Основной целью их деятельности является удовлетворение потребностей засчет доходов, полученных от продажи или предоставлении в аренду ресурсов, которыми они владеют.

Распределяя свои доходы на покупку различных благ, домохозяйства действуют с четко определенными предпочтениями.

В процессе потребления домохозяйства переходят от удовлетворения более насущных к менее насущным потребностям, поскольку бюджет ограничен, а потребности безграничны. В этих условиях потребитель стремится при данном уровне цен на товары и услуги так использовать свой бюджет, чтобы приобрести тот набор благ, который принесет ему наибольшее удовлетворение или полезность.

Полезность – субъективная оценка потребителем удовлетворения, которое он получает от потребляемого блага. Эта оценка зависит от направленности или интенсивности потребности, для удовлетворения которой данное благо необходимо.

Общая полезность – полезность всех единиц данного блага, которые имеются у потребителя или которые он потребил.

Предельная полезность – полезность первой и каждой последующей единицы данного блага.

По мере увеличения потребления данного блага предельная полезность имеет свойство убывать (Закон убывающей предельной полезности).

 

12. Производство и технология. Производственная функция. Производственные периоды. Постоянные и переменные факторы производства.

Производство – любая деятельность по созданию, добыванию, получению экономических благ.

Любое производство предполагает использование определенной технологии.

Объем выпуска продукции при данной технологии производства непосредственно зависит от количества используемых факторов производства. Эту зависимость отражает производственная функция: Q=f(x1, x2…xn); Q – объем производства.

Для увеличения объема производства фирме нужно увеличить количество применяемых факторов производства.

Количество некоторых из применяемых факторов фирма может увеличить сравнительно быстро. Для увеличения количества других ей потребуется больше времени. Поэтому в деятельности фирмы различают краткосрочный и долгосрочный производственные периоды.

Краткосрочный период – период, в течение которого фирма может увеличить количество некоторых факторов производства, но не всех. В краткосрочном периоде факторы производства подразделяются на постоянные и переменные.

Долгосрочный период – период, в течение которого фирма может увеличить количество всех факторов.

 

13. Производственный выбор фирмы в краткосрочном периоде. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности.

В краткосрочном периоде фирма может увеличить объем выпуска, только увеличив количество некоторых факторов производства. Изменение количества применяемых факторов ведет к увеличению объема производства.

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность увеличить объем выпуска засчет увеличения всех факторов. А т. к. факторы производства в определенной степени являются взаимозаменяемыми, то у фирмы есть возможность выбрать из различных вариантов комбинаций факторов наиболее эффективную. Такой комбинацией является та, которая обеспечит нужный объем производства с меньшими затратами.

Общий, средний и предельный продукт. Для анализа влияния изменения количества переменного фактора на объем производимой продукции используют такие показатели, как общий, средний и предельный продукт переменного фактора. Общий продукт переменного фактора – это тот прирост объема выпуска продукта, который был обеспечен при данном количестве постоянного фактора за счет дополнительного вовлечения в производство какого-то количества единиц переменного фактора. Средний продукт переменного фактора показывает прирост объема выпуска, который в среднем был получен от каждой дополнительной единицы переменного фактора, вовлеченного в производство. Предельный продукт переменного фактора есть прирост объема выпуска, достигнутый за счет увеличения переменного фактора на одну дополнительную единицу. Предельный продукт характеризует предельную производительность переменного фактора. И если первые дополнительные единицы переменного фактора дают больший прирост продукции, то последующие единицы дают все меньший прирост (Закон убывающей производительности или отдачи). Вызвано это тем, что из-за нехватки постоянного фактора переменные используются все менее эффективно.

14. Понятие и классификация издержек. Издержки производства в краткосрочном периоде, их виды, динамика и взаимосвязь.

Любое производство всегда связано с затратами денежных средств, обусловленных как организацией производства, т. е. приобретением необходимых ресурсов (земли, зданий, оборудования), так и выпуском продукции, т. е. затратами на сырье и материалы, поэтому различают единовременные капитальные и текущие затраты.

Необходимость возмещения всех затрат, связанных с выпуском продукции, обусловлена тем, что субъекты хозяйствования ведут свою деятельность на принципах самоокупаемости.

Издержки производства – выраженная в деньгах совокупность затрат на производство продукции.

Явные издержки – затраты производства, которые получили денежную оценку и отражены в системе бухгалтерского учета.

Неявные издержки – затраты производства, принадлежащие собственнику, которые не получили денежной оценки и нигде не отражены.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ.

В краткосрочном периоде затраты на производство продукции делятся на:

Постоянные –затраты, величина которых не изменяется при изменении объема производства (охрана предприятия, аренда, отопление).

Переменные – затраты, величина которых изменяется при изменении объема производства.

Все затраты, связанные с производством продукции, подразделяются на:

- общие издержки (затраты по выпуску продукции)
- средние (затраты в среднем на одну единицу продукции)
- предельные (затраты на производство одной дополнительной единицы продукции)

 

15. Издержки производства в долгосрочном периоде и их динамика. Эффекты масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.

Любое производство всегда связано с затратами денежных средств, обусловленных как организацией производства, т. е. приобретением необходимых ресурсов (земли, зданий, оборудования), так и выпуском продукции, т. е. затратами на сырье и материалы, поэтому различают единовременные капитальные и текущие затраты.

Необходимость возмещения всех затрат, связанных с выпуском продукции, обусловлена тем, что субъекты хозяйствования ведут свою деятельность на принципах самоокупаемости.

Издержки производства – выраженная в деньгах совокупность затрат на производство продукции.

Явные издержки – затраты производства, которые получили денежную оценку и отражены в системе бухгалтерского учета.

Неявные издержки – затраты производства, принадлежащие собственнику, которые не получили денежной оценки и нигде не отражены.

 

Фирма может увеличить производственные мощности и косвенно увеличить объем производства, т. е. изменить масштаб производства.

С увеличением масштаба производства общие издержки увеличиваются, средние – также изменяются.

Эффект масштаба – изменение средних издержек с увеличением масштабов производства. Он может быть:

1. положительным - средние издержки уменьшаются засчет возможности получения оптовых скидок на сырье, возможности выпуска побочной продукции и т. д.

2. отрицательным – средние издержки увеличиваются.

3. постоянным – средние издержки не изменяются.

С эффектом масштаба непосредственно связан оптимальный размер предприятия – тот объем производства, при котором средние издержки будут наименьшими.

 

16. Доход и прибыль фирмы: понятие, виды. Показатели прибыли. Правило максимизации прибыли.

Итогом производственной деятельности фирмы является доход – сумма денег, полученная за реализацию продукции.

Виды дохода:

1) общий – выручка от продажи какого-то количества продукции.

2) средний – выручка в среднем от продажи одной единицы продукции.

3) предельный – прирост выручки от продажи одной дополнительной единицы продукции в среднем.

Составной частью дохода является прибыль, которая в количественном выражении равна разности между доходом и издержками.

Для измерения прибыли используют:

Абсолютный показатель прибыли – масса прибыли в рублях.

Относительный показатель прибыли – рентабельность – показывает сколько копеек прибыли принес каждый рубль, затраченный на производство продукции.

Рентабельность показывает прибыльность производства в целом.

Для определения объема производства, при котором прибыль у фирмы будет максимальна, используют:

1. сравнение общего дохода и общих издержек. Тот объем производства, при котором разность между доходом и издержками будет наибольшая, и есть объем производства, при котором прибыль максимальна.

2. сравнение предельного дохода и предельных издержек. Тот объем производства, при котором предельный доход и предельные издержки равны, и есть объем производства, при котором прибыль максимальна.

 

17. Особенности функционирования рынка ресурсов (факторов) производства. Спрос на факторы производства и его эластичность.

Для производства любого товара необходимы ресурсы, которые покупаются на рынке ресурсов.

Спрос на ресурсы со стороны бизнеса прежде всего зависит от спроса на продукцию, на производство которой эти ресурсы нужны.

Спрос на ресурсы зависит также от цены ресурсов, производительности ресурсов.

Для определения экономической целесообразности привлечения дополнительных единиц ресурса производства сравнивают предельную доходность ресурса и предельные издержки ресурса.

Предельная доходность ресурса – прирост выручки, полученной от продажи дополнительной продукции, произведенной с помощью дополнительной единицы ресурса.

Предельные издержки ресурса – затраты на приобретение дополнительной единицы ресурса.

Фирме выгодно будет привлекать дополнительные единицы ресурса в производство до тех пор, пока предельная доходность больше предельных издержек.

Спрос на ресурс зависит от его цены. Зависимость обратная. Кроме цены ресурса, другими факторами, влияющими на величину спроса на ресурс, являются: ● изменение спроса на продукт. При прочих равных условиях изменение спроса на продукт ведет к изменению в том же направлении и спроса на ресурсы, необходимые для производства данного продукта; ● цены на другие ресурсы. Изменение цен на другие ресурсы (ресурсозаменители, взаимодополняющие ресурсы) могут изменить спрос на какой-то конкретный ресурс; ● изменение применяемых в производстве технологий ведет к изменению спроса на те или иные ресурсы. На величину эластичности спроса на ресурс влияют несколько факторов: ● Эластичность спроса по цене на продукт. Чем она выше, тем эластичнее спрос на ресурс. ● Лёгкость ресурсозамещения. При прочих равных условиях, чем больше имеется подходящих ресурсозаменителей, тем выше эластичность спроса на ресурс. ● Доля затрат на приобретение ресурса в общих издержках производства. Чем больше доля равного ресурса в общих издержках производства, тем выше эластичный спрос на этот ресурс.

 

18. Рынок труда. Спрос и предложение труда и их факторы. Заработная плата, ее формы и системы. Номинальная и реальная зарплата.

Труд (как фактор производства) – совокупность навыков, умений, опыта работника, который используется в производственном процессе.

На рынке труда имеет место спрос на рабочую силу, ее предложение и цена на рабочую силу (зарплата).

Спрос на рабочую силу зависит от:

1) спроса на производимую продукцию

2) производительности труда

3) уровня зарплаты

4) наличия других ресурсов

5) использованных технологий

 

Предложение рабочей силы зависит от:

1) уровня зарплаты

2) условий труда

3) квалификации работников

4) численности населения и доли в ней трудоспособных людей.

Ценой товара рабочей силы является зарплата.

Различают повременную (простую повременную и повременно-премиальную) и сдельную (простую сдельную, сдельно-прогрессивную и аккордную) зарплаты.

Для работника важное значение имеет величина зарплаты. А еще более важное для него – покупательная способность зарплаты. В связи с этим различают номинальную и реальную зарплату.

Номинальная – сумма денег, полученная работником.

Реальная – количество товаров и услуг, которые работник может приобрести на номинальную зарплату.

 

19. Рынок капитала, его структура. Ссудный капитал и ссудный процент. Номинальная и реальная ставка процентов. Роль ссудного процента в принятии инвестиционных решений. Инвестиции.

Капитал (как фактор производства) – совокупность средств производства.

На рынке капитала имеют место спрос на капитал в физическом выражении (реальный капитал) и спрос на деньги, за которые можно приобрести или создать капитал в физическом выражении.

На рынке капитала предприниматели могут приобретать реальный капитал, а могут брать в аренду.

Составной частью рынка капитала является рынок ссудного капитала.

Ссудный капитал – денежный капитал, предоставляемый в кредит на принципах срочности, возвратности и платности.

Источниками ссудного капитала являются временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения.

Ценой ссудного капитала является ссудный процент. Величина процента оказывает влияние на инвестиционную активность предприятий.

Формой движения ссудного капитала, т. е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду на условиях срочности, возвратности и платности является кредит. Кредит – это форма существования (движения) ссудного фонда, своеобразная форма реализации собственности на ссудный фонд. Рыночный спрос на ссудный капитал – это сумма объемов заемных средств, на которые есть спрос у всех заемщиков при той или иной ставке процента. Рыночное предложение ссудного капитала – это сумма объемов сбережений, предлагаемых всеми, кто дает взаймы по любой возможной ставке ссудного процента.
Любые изменения в спросе на заемные средства и в предложении сбережений влияют на ставку ссудного процента. В свою очередь измениния в его ставке влияют как на спрос на заемные средства, так и на их предложение. Так, изменение ставки ссудного процента прежде всего влияет на принятие решений по инвестициям. Инвестиции – это затраты на увеличение объема функционирующего капитала, осуществляемые с целью получения прибыли или социального эффекта. При более высокой ставке процента сокращается объем займов на инвестиции, и наоборот. Обусловлено это тем, что источником уплаты ссудного процента является прибыль, получаемая от использования ссудного капитала.
При принятии решения об инвестировании учитываются инфляционные процессы в экономике. В связи с этим различают: ● Номинальная ставка – это процентная ставка, рассчитанная в денежных единицах на момент предоставления займа. ● Реальная ставка процента – это процентная ставка с поправкой на инфляцию. Она равна номинальной ставке процента за вычетом уровня инфляции. При принятиии инвестиционного решения учитывается именно реальная ставка процента, а не номинальная.

Инвестиции – это денежные средства и иные активы, вкладываемые их владельцем (инвестором) в какое либо коммерческое предприятие, финансовые инструменты и другие объекты на заранее оговоренных условиях с целью получения прибыли.

В качестве инвестиций могут служить не только деньги, но и другие материальные и нематериальные активы имеющие ценность и способные быть предметом оборота. В принципе, все свободные средства, не использованные для потребления или простого накопления, могут стать инвестициями.

По своему составу инвестиции неоднородны, можно (весьма условно) выделить следующие наиболее часто встречающиеся:

1. Реальные инвестиции – вложения в конкретное производственное, торговое или иное предприятие. К реальным относят инвестиции:

· в расширение, модернизацию, повышение эффективности собственного производства;

· в предприятие, имеющее другого владельца;

· в создание нового предприятия самостоятельно или на долевых условиях.

Выгода реальных инвестиций прямо зависит от коммерческого успеха объекта вложений и обычно составляет оговоренную заранее долю в прибыли.

2. Портфельные инвестиции – приобретение ценных бумаг, валюты, различных финансовых инструментов без намерения непосредственно участвовать в деятельности конкретного предприятия. Этот тип инвестирования включает в себя приобретение:

· валюты, драгоценных металлов и камней;

· государственных и корпоративных облигаций, векселей и иных обязательств;

· акций предприятий (чаще небольшой доли, не дающей права на участие в управлении);

· других ценных бумаг.

Портфельные инвестиции не обязывают к каким либо дополнительным действиям по управлению или контролю за получателем вложения. Вместе с тем, инвестор получает выгоду и в виде дивидендов, и от роста цены приобретенных активов.

Выделяют также спекулятивные инвестиции. Обычно это покупка каких-то активов по выгодной цене в надежде на их подорожание. В таких операциях актив обычно продают при максимальном росте его цены.

 

20. Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли.

Особенности рынка земли:

1. земля является невоспроизводимым даром природы.

2. количество земель строго ограничено.

3. большинство сделок на данном рынке связано не с продажей земли, а с предоставлением ее в аренду.

Различают спрос на землю с/х назначения и для строительства.

Спрос на землю зависит от спроса на продукт, производимый с использованием земли.

Поскольку лучших и средних земельных участков недостаточно, чтобы удовлетворить спрос, в основе цен на землю лежат затраты на худшие земельные участки.

Поскольку сверхприбыль, полученная на лучших и средних земельных участках, является заслугой земли, а не того, кто ее обрабатывает, то ее присваивает собственник земли в виде дифференцированной ренты.

Дифференцированная рента имеет место в строительстве (по местоположению участков), в добывающей промышленности (по содержанию полезного вещества в руде).

Поскольку земля приносит ее собственнику доход, она является объектом купли-продажи и имеет цену:

 

 

21. Национальная экономика, ее структура. ВВП и методы его расчета. Номинальный и реальный ВВП.

Национальная экономика – исторически сложившаяся в рамках территориальных границ взаимосвязанная совокупность отраслей, видов деятельности и территориальных комплексов.

Как сложное образование национальная экономика состоит из различных структурных элементов, т. е. имеет определенную структуру. Различают 1) воспроизводственную структуру (домохозяйства, фирмы и предприятия, государство); 2) отраслевую структуру; 3) территориальную структуру.

Между различными структурными элементами национальной экономики существуют взаимосвязи и взаимозависимости, а также определенные пропорции (количественные соотношения между взаимосвязанными видами деятельности). различают 1) макроэкономические пропорции (между производством и потреблением, между потреблением и накоплением); 2) межотраслевые пропорции; 3) внутриотраслевые пропорции.

ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ И МЕТОДЫ ЕГО РАСЧЕТА.

Для измерения результатов функционирования национальной экономики используют различные показатели: ВВП, национальный доход.

ВВП – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории государства за год.

Конечными товарами и услугами является те, которые окончательно покинули сферу производства. Та, продукция, которая от одних производителей поступает к другим и используется в производстве, называется промежуточной.

Методы расчета ВВП:

1. производственный метод.

ВВП = сумма добавленных стоимостей всех производителей страны + чистые косвенные налоги.

Добавленная стоимость характеризует вклад предприятия в создание производимой продукции. Она рассчитывается как разность между стоимостью произведенной продукции и стоимостью промежуточной продукции, полученной от других предприятий.

Косвенные налоги – налоги, включенные в стоимость товара (НДС, акцизы, импортная пошлина).

Чистые косвенные налоги – разность между суммой косвенных налогов, уплачиваемых предприятием в бюджет, и суммой дотаций и субсидий, полученных этим предприятием из бюджета.

 

2. ВВП по методу конечного использования (по расходам).
ВВП = сумма расходов всех тех, кто покупал созданный в данном году ВВП: потребительские расходы населения, государственные закупки, инвестиционные расходы частного сектора, чистый экспорт (разность между экспортом и импортом).

 

3. ВВП по распределительному методу (по доходам).
При расчете ВВП по этому методу учитываются доходы собственников факторов производства, факторы которых участвовали в создании ВВП. В этом случае ВВП = сумма доходов (зарплата, прибыль, рентные платежи, чистый % по предпринимательским кредитам) + амортизация основного капитала + косвенные налоги.

 

Различают номинальный и реальный ВВП.

Номинальный – рассчитанный в ценах текущего года.

Реальный – номинальный ВВП, скорректированный на индекс цен по отношению к предыдущему году.

 

22. Инфляция, ее причины, формы, методы исчисления. Социально-экономические последствия инфляции.

Оптимальным и желаемым для любой национальной экономики является обеспечение устойчивых темпов развития экономики, низкого уровня безработицы и стабильности цен.

Инфляция – многофакторное явление, присущее экономике, использующее бумажно-денежное обращение. Она проявляется в повышении общего уровня цен.

Причины инфляции:

1. превышение государственных расходов над доходами, т. е. дефицит бюджета, и необходимость его финансирования то ли посредством денежной эмиссии, то ли за счет займов правительства. В результате спрос на товары повышается, а предложение не растет.

2. несовершенство конкуренции, монополизация рынков, создающая возможности для производителей сокращать объемы производства и повышать цены.

3. денежная политика центрального банка, ведущая к увеличению денежной массы в стране и появлению избыточной не обеспеченной товарами массы денег.

4. неверные действия правительства в сфере налогообложения, сдерживающие инвестиционные процессы и тормозящие рост производства и предложение товаров.

Для количественной оценки инфляции используют индекс потребительских цен.

Виды инфляции в зависимости от темпов роста цен:
1) умеренная – рост цен до 10% в год.
2) галопирующая – рост цен на несколько десятков % за год.
3) гиперинфляция – рост на сотни или тысячи %.

Виды инфляции в зависимости от ее причин:

1) инфляция спроса – избыточный спрос может быть обусловлен увеличением массы денег в обращении, ростом незаработанных доходов, снижением склонности к сбережениям, ростом доходов на военные цели.

2) инфляция предложения – может быть обусловлена факторами, которые сдерживают рост производства и предложения: повышение цен на сырье и материалы, высокая налоговая нагрузка на бизнес.

Инфляция имеет ряд негативных последствий – вызывает обесценивание доходов и сбережений населения, обесценивает доходы предприятий и их фонд амортизации.

23.  Безработица: понятие, измерение, причины, виды. Экономические издержки безработицы.

 

Весьма важным показателем в макроэкономике является занятость. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, не имеющего работы и активно ищущего ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу.

Для исчисления безработицы используют различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах.

Безработица — социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

 

Среди видов безработицы можно выделить следующие:

§ Фрикционная

§ Структурная

§ Институциональная

§ Циклическая

§ Сезонная

Фрикционная безработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца. Фрикционная безработица возникает вследствие динамичности рынка труда. Некоторые работники добровольно решили поменять место работы, найдя, например, более интересную или высокооплачиваемую работу. Другие пытаются трудоустроится из-за увольнения с предыдущего места работы. Третьи впервые вступают на рынок труда или вновь выходят на него, перемещаясь из категории экономически неактивного населения в противоположную категорию.

 

Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют стурктуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой). Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Если спрос на работников данной профессии или в данном регионе падает, то появляется безработица. Высвобождающиеся работники не могут быстро изменить свою профессию и квалификацию или поменять место жительства и остаются какое-то время безработными.

Сезонная безработица — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей. Сезонная безработица схожа с циклической в том плане, что ее также вызывают колебания в спросе на труд. Однако в данном случае эти колебания можно прогнозировать с достаточно большой точностью. В отраслях с сезонным спросом фирмы предпочитают увольнять работников, а не снижать заработную плату по тем же самым причинам, что и в случае циклических колебаний. Работники же соглашаются на работу в таких отраслях потому что, для некоторых работников наличие страховых пособий по безработице, а также знание того, что с течением времени, после окончания сезона низкого спроса они вновь будут наняты на работу, позволяет им рассматривать такие периоды как оплачиваемый отпуск. Другие работники, зная, что часть года они будут безработными, требуют более высокой заработной платы, которая обеспечит им определенный уровень доходов в " мертвом" сезоне.

Циклическая безработица — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы.

Циклическая безработица связана с колебаниями деловой активности (Экономическим циклом). Она возникает в тех случаях, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает падение совокупного спроса на труд в условиях негибкости реальной заработной платы в сторону понижения. Если реальная заработная плата находится выше уровня, соотвествующего точке равновесия , предложение труда на рынке превышает спрос на него. Фирмам необходимо меньше работников, чем число желающих трудиться при данном уровне заработной платы. С другой стороны, фирмы не могут или не хотят снизить заработную плату вследствие ряда причин.

 

Институциональная безработица — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников. Уровень пособия по безработице также оказывает влияние на рынок труда создавая ситуацию, когда индивид, имеющий возможность получать низкооплачиваемую работу, предпочитает сидеть на пособии по безработице.

Данный вид безработицы возникает, если рынок труда функционирует недостаточно эффективно. Как и на других рынках здесь существует ограниченность информации. Люди могут просто не знать о существующих вакансиях или фирмы могут не знать о желании работника занять предлагаемую должность. Другим институциональным фактором является уровень пособия по безработице. Если уровень пособия достаточно высок, то возникает ситуация, называемая ловушкой безработицы. Ее суть заключается в том, что индивид, имеющий возможность получить низкооплачиваемую работу, предпочтет получать пособие и не работать вовсе. В результате безработица увеличивается, а общество несет потери не только из-за того, что национальный продукт производится на уровне ниже потенциального, но и из-за необходимости выплачивать завышенные пособия по безработице.

 

Экономические последствия безработицы и их структура весьма многообразны и сложны. При исследовании этой проблемы целесообразно выделить экономические последствия безработицы на национальном уровне, на уровне предприятий и человека.

На национальном уровне безработица прежде всего снижает объем производства валового внутреннего продукта (ВВП). Взаимосвязь этих явлений выражена в так называемом законе Оукена. Согласно которому, если «фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2, 5%».  

Безработица имеет экономические, социальные и политические последствия.
Экономические последствия заключаются в издержках, которые несёт общество в целом и собственно безработные.
Экономические последствия проявляются:
а) в потере обществом части ВНП;
б) в снижении жизненного уровня безработных;
в) в потере безработными квалификации;
г) в необходимости направления бюджетных ресурсов на выплату пособий по безработице.

Социальные последствия безработицы проявляются:
1) в утрате совокупности статусов, с которыми связана жизнь человека: престиж, самоуважение, самоутверждение;
2) в исключении человека из привычных сообществ: трудового коллектива, круга знакомых, друзей;
3) в росте психических заболеваний, самоубийств, преступности в промышленно развитых странах.
Политические последствия безработицы проявляются в возникновении реакционных политических режимов, в усилении политической напряжённости в обществе.
Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для выработки политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости со стороны государства.

24. Сущность денег и их функции. Денежно-кредитная система страны, ее уровни (звенья) и их функции.

На определенном этапе развития товарного производства появились деньги.

Функции денег:

1. мера стоимости.

2. средства обращения – деньги обслуживают движение товаров.

3. средства сбережения или накопления.

4. средства платежа – выполняют в случае покупки в кредит.

5. функция мировых денег.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ, ЕЕ СТРУКТУРА.

Движение денег в стране обслуживает денежно-кредитная система – совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумулированию и распределению денежных средств. Эта система состоит из 3 уровней:

1) Центральный банк

функции: - разработка и реализация денежно-кредитной политики

- эмиссия и изъятие денег из обращения

- хранение золотовалютного резерва страны

- выполнение кредитных и расчетных операций для правительства

- оказание разнообразных услуг коммерческим банкам и руководство их деятельностью.

2) Коммерческие банки
функции: - прием и хранение депозитных вкладов
                 - распределение собранных денег
                 - посреднические операции

3) Специализированные финансовые учреждения: страховые компании, пенсионный фонд, инвестиционные компании.

 

25. Финансовая система страны. Государственный бюджет: понятие, доходы и расходы. Налоги, их функции и виды.

Государству для осуществления своих функций необходимы денежные средства. Оно может получить эти средства лишь путем распределения и перераспределения национального дохода, поэтому с появлением государства возникают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода и образованием фондов денежных средств, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

Финансовые отношения возникают в особом секторе экономической деятельности, для осуществления которой создают специальный финансовый аппарат – финансовый сектор.

С точки зрения государственного управления финансами в финансовую систему входят централизованные и децентрализованные финансы. Централизованные: гос. бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды (Республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, Республиканский дорожный фонд, Республиканский фонд охраны природы), фонд государственного, имущественного и личного страхования.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ.

Государственный бюджет – финансовый план государства, роспись его доходов и расходов.

Функции гос. бюджета:

1. распределительная (через бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода).

2. контрольная.

3. регулирующая.

Доходы бюджета:

· налоги (90%)

· неналоговые доходы (штрафы, экономические санкции, доходы от аренды и продажи государственного имущества).

Расходы бюджета:

· здравоохранение, защита, культура, образование и т. д.

· финансирование отдельных отраслей экономики.

 

НАЛОГИ, ИХ ФУНКЦИИ И ВИДЫ

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц.

Функции:

1. фискальная (собрать деньги в бюджет)

2. регулирующая

Совокупность налогов, форм и методов их построения и взимания образует налоговую систему страны.

Принципы налогообложения:

- всеобщность
- обязательность
- равнонапряженность
- однократность
- стабильность
- гибкость
- простота и доступность для восприятия.

В зависимости от объекта обложения налоги делятся на:

1) прямые – на доходы и имущество.

2) косвенные – налоги, включенные в цену товара (НДС, акцизные налоги, таможенная пошлина).

Важным элементом налогов является налоговая ставка. Ставки налогов могут устанавливаться в абсолютных величинах (в руб. ) и в процентах (в долях от дохода).

Налоги, устанавливаемые в процентах, могут быть пропорциональными и прогрессивными.

В зависимости от использования налоговых поступлений налоги делятся на общие и специальные.

Различают общегосударственные и местные налоги и сборы.

 

26. Бюджетный дефицит, его причины, виды. Финансирование бюджетного дефицита. Государственный долг: причины, виды, последствия.

Дефицит гос. бюджета имеет место тогда, когда расходы бюджета превышают доходы.

Различают структурный дефицит (заложенный в структуре доходов и расходов бюджета) и циклический дефицит (возникает в период спада экономики в связи с сокращением налоговых поступлений в бюджет).

Считается, что финансовое положение страны является нормальным, если дефицит бюджета не превышает 2-3% ВВП или 8-10% расходной частии бюджета.

Финансирование дефицита осуществляется след. методами:
- увеличение налогов
- дополнительная эмиссия необходимого количества денег
- выпуск в обращение государственных ценных бумаг – облигаций
- отдолжить у других государств

Бюджетный дефицит порождает гос. долг. Он может быть внутренним и внешним.

Гос. долг – задолженность страны своим или иностранным физическим и юридическим лицам.

 

 

27. Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, виды, эффективность.

 

Денежно-кредитная политика – это совокупность мер денежно-кредитной сферы с целью подавления инфляции, стабилизации экономического развития. Эту политику разрабатывает и реализовывает центральный банк. Он использует относительно широкий набор методов и инструментов этой политики.

Методы:

1) прямые
- установление лимитов на объемы целевого кредитования, на отдельные банковские операции.
- изменение условий на выдачу отдельных ссуд.

2) косвенные
- изменение учетной ставки, или ставки рефинансирования.
- операции с ценными бумагами на открытом рынке.
- изменение нормы обязательных резервов.

 

Ставка рефинансирования – ставка, под которую коммерческие банки берут кредиты. От величины этой ставки зависит прямо пропорционально ставка по кредитам и ставка по вкладам и депозитам.

Операции на рынке ценных бумаг – купля-продажа гос. облигаций.

Норма обязательного резерва – процент, который устанавливает центральный банк, показывающий, какую часть собранных денег банк должен держать в резерве в том случае, если вкладчики придут за деньгами раньше. Эта норма влияет на кредитные возможности коммерческих банков.

В зависимости от экономической ситуации в стране центральный банк проводит политику «дорогих» или «дешевых» денег.

Суть политики «дорогих» денег – сделать деньги «дорогими» и уменьшить их массу в обращении. Она предполагает: 1) повышение ставки рефинансирования => кредиты коммерческих банков становятся дорогими, предприятия и население их меньше берут => спрос на товары и услуги уменьшается. Проценты по вкладам повышаются, это стимулирует население хранить деньги в банке; 2) операции с гос. облигациями – ЦБ продает облигации, уменьшая тем самым массу денег в обращении; 3) нормы обязательных резервов – ЦБ повышает норму, тем самым сокращает кредитные возможности банков.

Политика «дешевых» денег проводится с целью ускорения эконом. развития страны и увеличения занятости.

 

28. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика, ее цели, инструменты, виды, эффективность.

Фискальная политика – система мер, предпринимаемых правительством в области гос. расходов и налогообложения.

Цель: обеспечить макроэкономическую стабильность в стране, уменьшить безработицу.

Основными инструментами являются налоговые (налоги, налоговые ставки, льготы, сроки взимания и т. д. ) и бюджетные (расходы бюджета, бюджетный дефицит, централизация средств в бюджете) регуляторы.

В зависимости от механизмов реагирования на изменение экономической ситуации в стране различают:

1. автоматическая политика – основана на том, что изменения в налогах (прогрессивных) и часть гос. расходов происходят автоматически в случае изменения экономической ситуации в стране. Пример: в период экономического спада появляется циклическая безработица – человек потерял работу и доходы, спрос с его стороны падает, ему выплачивается пособие, что замедляет падение спроса. Однако автоном. фиск. политика не может решить проблемы, поэтому эта политика дополняется дискреционной политикой.

2. дискреционная политика. Пример: может быть принято решение о предоставлении налоговых льгот, об увеличении расходов бюджета. Не решает проблемы циклического развития экономики, но она смягчает колебания в экономике.

 

29. Экономический рост: понятие, показатели. Типы, источники и факторы экономического роста.

ЭР – тенденция изменения результатов функционирования национальной экономики в сторону увеличения.

Для оценки ЭР используют показатель реального ВВП.

ЭР различается по темпам: высокий и низкий.

Экономический рост очень важен для страны. Во-первых, рост количественных и качественных показателей производственной деятельности ведет к росту изобилия экономических благ, расширению возможностей удовлетворения растущих потребностей населения. Во-вторых, ЭР обуславливает увеличение производственных возможностей экономики, создавая тем самым базу для дальнейшего роста экономики.

2 типа ЭР: экстенсивный и интенсивный.

В основу выделения этих типах положены источники экономического роста, под которыми понимают интеллектуальные и материальные ценности, вовлечение в производство которых обеспечивает ЭР. Таковыми являются дополнительные производственные ресурсы и НТП.

При экстенсивном типе рост объемов производства увеличивается за счет увеличения количества факторов производства при сохранении прежней технической и технологической базы производства.   

При интенсивном типе рост объема производства обеспечивается за сет привлечения в производство более совершенных, более производительных факторов производства.

В чистом виде эти 2 типа ЭР не существуют, а всегда есть их сочетание с преобладанием одного над другим, поэтому различают преимущественно интенсивный и преимущественно экстенсивный тип ЭР.

 

30. Мировое хозяйство: понятие, структура. Международное разделение труда – объективная основа формирования мирового хозяйства. Факторы и формы развития МРТ.

Мировое хозяйство – совокупность национальных экономик, тесно взаимосвязанных между собой международным разделением труда и различными формами  экономических взаимосвязей.

Объективной основой возникновения мирового хозяйства является международное разделение труда (МРТ) – специализация отдельных стран на выпуске той или иной продукции или услуг, которые страна производит сверх внутренних потребностей с целью экспорта. В основе специализации стран лежат следующие факторы:

1) природно-климатические условия, географическое положение, наличие полезных ископаемых.

2) различный уровень развития производительных сил, науки и техники.

 

Международная специализация производства имеет следующие виды:

1) предметная

2) подетальная

3) стадийная (технологическая)

МСП предполагает международную кооперацию производства, под которой понимают форму производственных связей предприятий различных стран, сохраняющих свою хозяйственную самостоятельность и совместно участвующих в производстве продукции. Эта совместная деятельность предварительно согласуется и закрепляется договорами.

Между странами устанавливаются и развиваются международные экономические отношения, основными формами которых являются международная торговля и международная миграция рабочей силы.

Международная торговля – обмен товарами и услугами между странами.

Основной показатель МТ – объем внешней торговли = экспорт + импорт.

Соотношение экспорта и импорта – внешнеторговый баланс страны. Сальдо внешнеторгового баланса: положительное (экспорт превышает импорт) и отрицательное (импорт превышает экспорт).

МТ играет важную роль, поскольку она позволяет преодолеть ограниченность внутреннего рынка страны и недостаток полезных ископаемых. Страны торгуют между собой, поскольку это взаимовыгодно.

Международная миграция рабочей силы (МРС) – перемещение рабочей силы между странами. Основные экономические причины: 1) национальные различия в уровне оплаты труда; 2) безработица.

МРС – нормальный процесс.

Последствия МРС:

1) отток рабочей силы, специалистов и необходимость тратить деньги на подготовку новых специалистов.

2) ситуация на внутреннем рынке труда улучшается.

3) поступление валюты в страну.

4) опыт, полученный заграницей, используется внутри страны.

Последствия для страны иммиграции:

1) обострение ситуации на внутреннем рынке труда.

2) оказывает давление на уровень национальной зарплаты в сторону понижения.

3) дискриминация в оплате труда.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.