Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





И снова здравствуйте! С предприятий продолжают требовать биотестирование на отходы 5 класса опасности, включенные в ФККО. Правомерно?



 

 

И снова здравствуйте! С предприятий продолжают требовать биотестирование на отходы 5 класса опасности, включенные в ФККО. Правомерно?

Бирюкова Н. В. Начальник отдела нормирования воздействия на
окружающую среду ООО " ЭКОТИМ"

Согласно статье 4. 1 Федерального закона от 24. 06. 1998 N 89-ФЗ " Об отходах производства и потребления" (далее ФЗ № 89) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности, включая V класс - практически неопасные отходы.

В целях реализации статьи 4. 1 ФЗ № 89 Приказом Минприроды России от 04. 12. 2014 N 536 утверждены Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее Критерии).

Согласно пунктам 1 и 3 Критериев от 04. 12. 2014 N 536 критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов.

Также согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ № 89 хозяйствующие субъекты обязаны осуществить отнесение образующихся у них отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в установленном порядке, однако, согласно ч. 2 этой же статьи подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов​ ​ не требуется.

Последние годы на вопрос о необходимости подтверждения всех отходов V класса опасности, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утв. Приказом Росприроднадзора от 22. 05. 2017 N 242 (далее ФККО), однозначно ответить было нельзя, это даже показал опрос, проведенный мной в группе ВК по теме «Обязательно ли проводить биотестирование отходов V к. о., включенных в ФККО, не имеющих аналогов IV к. о.? », мнения респондентов (280 человек), разделились практически поровну (125(да)/155(нет)).

В полученном мной в конце 2019 года разъяснении от Росприроднадзора (письмо от 04. 10. 2019 № AA-10-01-32/27409) было указано, на все отходы, отнесенные к V классу опасности у хозяйствующие субъекты должны быть документы, подтверждающие отнесение вида отхода к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями.

Проверяющие продолжают настойчиво требовать проведение биотестирования при этом даже на такие отходы как «9 19 100 01 20 5. остатки и огарки стальных сварочных электродов», хотя в Банке данных об отходах стоит отметка, что класс опасности таких отходов определен на основании ФККО 2002-2003 годов, и проводилось ли в принципе их биотестирование при установлении класса опасности – это большой вопрос, возможно была воля государства в целях оптимизации регулирования присвоить данным отходам V класс опасности, знают только аксакалы.  

Основой такой позиции служил Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденный приказом Минприроды России от 05. 12. 2014 N 541, который мало того, что формально распространялся только на отходы I-IV классов опасности, как следует из названия, но и Решением Верховного Суда РФ от 01. 07. 2016 N АКПИ16-453 (Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 27. 10. 2016 N АПЛ16− 407 данное решение оставлено без изменения) в нем были признаны недействующими: абзац второй п. 5, подпункт " е" п. 6, абзац второй п. 13, п. 15, абзац второй п. 19, абзац третий п. 19, предусматривающие обязанность прохождения процедуры подтверждения отнесения конкретному классу опасности для отходов, включенных в ФККО и БДО, с целью приведения Порядка в соответствие с п. 2 ст. 14 Закона N 89-ФЗ.

НО теперь этот Порядок не действует. В рамках регуляторной гильотины были приняты новые документы, регламентирующие данный вопрос.

Согласно п. 7 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 08. 12. 2020 № 1028, класс опасности отходов, устанавливается в соответствии с ФККО. Для отходов, не включенных в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица проводят работы по отнесению отходов к конкретному классу опасности с применением Критериев.

Согласно п. 3 Порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утв. Приказом Минприроды России от 08. 12. 2020 N 1027, отходы считаются не включенными в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (согласно п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30. 09. 2011 N 792, этими признаками являются: происхождение, условия образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах (далее - БДО), полное соответствие классификационных признаков не установлено. Кстати, в новом порядке прямо закреплено, что он распространяется на отходы не включенные в ФККО.

Таким образом, обязательная оценка степени опасности отхода в соответствии с Критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и подтверждение такого соответствия предусмотрено только для отходов, отсутствующих в ФККО.

При этом нужно учитывать следующее, что в целях реализации пункта 2 статьи 14 ФЗ № 89, руководствуясь пунктом 5. 5. 11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30. 07. 2004 N 400, был издан приказ Росприроднадзора от 09. 03. 2016 N 123 " Об организации работы по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности", п. 1. 2 которого установлено, что правильность отнесения отходов к конкретному классу опасности проверяется Росприроднадзором в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора.

Согласно пунктам 2. 2. и 2. 3. Приказа Росприроднадзора от 09. 03. 2016 N 123 " Об организации работы по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности" ФГБУ " ФЦАО" надлежит осуществлять в установленном порядке проверку обоснованности отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности в отношении отходов, не включенных в ФККО, а проверку правильности отнесения отходов к аналогичным видам отходов, включенным в ФККО, по запросам территориальных органов Росприроднадзора, при осуществлении ими федерального государственного экологического надзора.

При этом в п. 16. Порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утв. Приказом Минприроды России от 08. 12. 2020 N 1027, есть интересное положение, что при проверке документов и материалов обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности, при проведении необходимых исследований, испытаний, измерений, экспертиз при осуществлении государственного экологического надзора используются те же методики отбора проб отходов, методики выполнения измерений при определении химического и (или) компонентного состава отходов, критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, которые были использованы юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при отнесении отходов к конкретному классу опасности с применением Критериев, понятно, что это в большей степени относиться к отходам, которые Вы сами включали в ФККО.

Однако, если Вы установили класс опасности Вашего отхода по ФККО, при этом в БДО по данному отходу содержится указание, что его класс опасности был установлен на основании ФККО 2002-2003 года, требовать с Вас наличие протокола биотестирование представляется абсурдным и прямо противоречащим требованиям действующего законодательства.

При этом надо понимать, природопользователи берут на себя полную ответственность за достоверное и корректное отнесение заявленного вида отхода к тому или иному виду отхода, включенному в ФККО, и соответственно к определенному классу опасности, и в ряде случаем проведение биотестирования на добровольной основе представляется весьма целесообразным.

Так некоторые отходы, включенные в ФККО, имеют аналоги разных класса опасности, т. е. когда все классификационные признаки совпадают, но несколько различается состав отходов (возможно даже не качественно, а по числу тех или иных компонентов) виду чего очевидно происходит вариация по классу опасности, однако четко это различие по ФККО определить не возможно ввиду отсутствия в БДО соответствующей информации (все мы знаем, что БДО содержит далеко не полную информацию по составу), тогда целесообразно проводить установление класса опасности вида отходов в соответствии с Критериями, чтобы определить класс опасности и правомерно соотнести данный вид отхода с конкретным отходом, включенным в ФККО, хотя почему это должно быть задачей природопользователей не ясно. Ведь согласно п. 27 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30. 09. 2011 N 792, Банк данных в части данных об отходах формируется и ведется на основе информации о конкретных видах отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Росприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности. Согласно п. 29. Банк данных включает следующие сведения в части данных об отходах: наименование и код вида отходов по ФККО; наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции; химический и (или) компонентный состав отхода в процентах; агрегатное состояние и физическая форма вида отходов и т. д. Согласно п. 30 Банк данных размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа по адресу https: //data. gov. ru/opendata/7703381225-bankdannih.

Таким образом, получается, что из-за ненадлежащей работы Росприроднадзора, территориальные органы вынуждают природопользователей проводить дополнительные избыточные работы по определению класса опасности отходов, включенных в ФККО.

В таких случаях, когда сопоставить все классификационные признаки отхода не удается, чтобы обойтись малой кровью, если есть соответствующие финансовые возможности проще провести биотестирование, если Вы настроены принципиально и обладаете соответствующими временными резервами, то можно официально запросить у Росприроднадзора данные по конкретному виду отхода из БДО опираясь на изложенные выше положения Порядка ведения государственного кадастра отходов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.