|
|||
Библиотекарь: Каждый человек должен стремиться много читать, потому что книга обогащает наш духовный и эмоциональный мир, дает нам новые знания.
Библиотечный урок для 1 класса Знакомство со структурой книги
Цели урока: 1. Знакомство с основными элементами книги. 2. Обогащение и усложнение словарного запаса. 3. Бережное отношение к книге. Задачи урока: 1. Расширять представление о важности чтения. 2. Развивать интерес к источнику знаний. 3. Воспитывать любовь к книге и чтению. Содержание темы: Внешнее и внутреннее оформление книги. Форма проведения: беседа, викторина. Материалы и оборудование: книги для практических занятий, проекционная мультимедийная аппаратура, презентация к уроку в программе Microsoft РоwerPoint.
Ход урока Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Николаевна, я библиотекарь нашего школьного информационно-библиотечного центра. Пока вы не знаете, где он находится, но я обязательно вам покажу, когда вы придете учиться в школу. О чем состоится наша беседа сегодня? Думаю, отгадав загадку, вы сможете мне ответить. Слайд 2. Вылет 1. Не куст, а с листочками. Вылет 2. Не рубашка, а сшита. Вылет 3. Не человек, а разговаривает? (Ответ учеников: Книга ). – Правильно. Это Вылет 4. книга. Вылет 5. Фото книги Беседа. Слайд 3.
– Скажите, а для чего человеку нужны книги? (Чтобы узнать что-то новое; учиться; для отдыха; разнообразить эмоции… - Вам кто-нибудь читал книги дома? - Кто из вас умеет читать? - А кто любит читать? - У вас есть книги дома или вы идёте за ними в библиотеку? - Расскажите, о чём вам нравятся книги? Библиотекарь: Каждый человек должен стремиться много читать, потому что книга обогащает наш духовный и эмоциональный мир, дает нам новые знания. Поэт Елена Круглова написала стихотворение о книге
Книга – это лучший друг, Обо всём она расскажет, И расширит знаний круг, Она верный путь укажет. С книгой можно отдохнуть, С ней короче длинный путь. Книга жизнь нам осветила.
В книгах – знание. Знание – сила!
Слайд 4. Ребята, сегодня у нас в гостях сказочный герой, отгадайте его имя: Вылет 1. Всех на свете он добрей, Вылет 2. лечит он больных зверей, Вылет 3. Он известен, знаменит, это доктор …
Вылет 4. (Айболит). Вылет 5. Рисунок Айболита
Вы, наверное, читали сказку Корнея Чуковского «Айболит», откуда и взяты строчки стихотворения. Есть и обычная сказка, о которой не все знают, по которой снят фильм-сказка. Но ещё доктор Айболит лечит не только животных, он лечит других больных - очень терпеливых, которые не умеют плакать, стонать и жаловаться. Эти больные – книги. Доктор Айболит хочет попросить вас ему в этом помогать: Мы книги в порядок должны привести, От гибели их непременно спасти! Представьте, что с вами мы стали врачами, Одна лишь задача стоит перед нами: Больных исцелить, чтоб здоровыми стали, Чтобы другие их тоже читали.
Но для того, чтобы лечить больные книжки, нужно знать, что у них болит. Поэтому вам необходимо познакомиться с тем, как устроена книга. Хороший читатель непременно должен знать, как называются части книги. И так, давайте рассмотрим, как же устроена книга. (дети отвечают, что они видят). Внешние элементы книги: Слайд 5. – Правильно, обложку. Каждая книга, ребята обязательно одета в обложку, Она бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой – тогда её называют переплётом. На них печатают фамилию автора, название книги, иногда название издательства и год. Библиотекарь: А есть ещё и дополнительная обложка, которая называется – суперобложка. Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждений, а также служит её украшением, являясь элементом книжного оформления и рекламы книги. Чаще всего суперобложки встречаются на очень дорогих или подарочных изданиях (показать детям книгу в суперобложке ). – А теперь, скажите, что мы видим внутри обложки? – Правильно листы. И не просто листы, а сшитые особым способом в единое целое. И называются они – книжным блоком. Книжный блок – основа книги.
Слайд 6.
– Следующий элемент книги вам уже давно знаком – это страница – одна из сторон листа бумаги в книге. Страниц бывает в книге мало или много. Когда их мало, они похожи на тетрадку и называются “брошюрой”. А когда их много, эти маленькие тонкие тетрадки скрепляются вместе – получается книга. Внутренние элементы книги: – Давайте полистаем страницы. И что же мы видим? Правильно, мы видим рисунки. Рисунки в книге занимают очень важное место и называются они – иллюстрации. (Пояснение словесной информации наглядными примерами, чертежами, изображениями). Библиотекарь просит детей повторить слово “ иллюстрация” хором. Дети внимательно рассматривают иллюстрации, сравнивают их. Слайд 7. Корешок – край блока (книги, брошюры, журнала), место, где скреплены все технологические элементы издания, все страницы. Титульный лист — это страница в начале книги, на которой размещены выходные сведения издания, а именно: • имя авторов или автора (при количестве авторов более трех эта информация выносится на оборотную сторону титульного листа); • название книги или произведения (эта информация считается самой важной, поэтому должна быть графически выделена). Название издательства – организации, где отпечатана книга. Год издания книги. А в библиотеке на титульной странице обязательно ставится печать этой библиотеки. Ребята, у книги есть еще и другие элементы, но с ними, возможно, мы познакомимся позже.. – Скажите, что нужно сделать, чтобы книги дольше жили? Ответы детей: за ними нужно ухаживать, оберегать от пыли, грязи, всегда держать на полке и в обложке, пользоваться закладками, беречь от огня и воды. Слайд 8 “Правила обращения с книгой”. Библиотекарь предлагает детям познакомиться с правилами обращения с книгой: • Нельзя перегибать листы. • Нельзя загибать книжные страницы. • Нельзя закладывать в книги карандаши. • Нельзя писать и рисовать в книгах. • Нельзя брать книги грязными руками. • Нельзя читать книги во время еды. • Нельзя читать книги на солнце. – Давайте всегда об этом помнить! Физ. минутка “Поиграем в сказку”: тряпичная кукла и стойкий оловянный солдатик. Библиотекарь: Расположитесь так, чтобы вокруг вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат из сказки Г. Х. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели и не двигайтесь. А теперь, наклонитесь и расставьте руки так, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям эту позу или куклу. ) Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося. Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной и т. д. Можно продолжать пока дети не расслабятся. – Всем спасибо. Продолжим.
Библиотекарь: Наступило время поиграть. Вы готовы? Тогда отгадайте следующие загадки.
Слайд 9-29 Молодцы!
Библиотекарь: Наше занятие подходит к концу. Думаю, что вы все были очень внимательны. Так ли это? Давайте проверим. Слайд 23. Библиотекарь показывает элементы книги, предлагает детям назвать их и объяснить значение. (Ответы детей).
Слайд 30-32
Теперь вы знаете, Всех ребят, которые решили подружиться с книгой, я приглашаю ходить в библиотеку. В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки! По лестнице знаний шагайте смелей. Пусть чудесные встречи И добрые книжки Ступеньками будут на ней! Слайд 33 До свидания, до следующих встреч!
|
|||
|