Лабораторная работа №4. Тема: Изучение типов развития насекомых. Развитие насекомых. 2. В соответствии с типом развития класс насекомых разделяется на отряды насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением.
Лабораторная работа №4
Тема: Изучение типов развития насекомых
Цель: : познакомиться с типами развития насекомых; выявить особенности различных типов развития насекомых. Оборудование: тесты, карточки, рисунки стадий развития насекомых, схемы.
1. Рассмотрите типы постэмбрионального развития насекомых, сравните их между собой, определите, какие фазы жизненного цикла характерны для насекомых с полным и неполным превращением.
2. Чем личинки с полным превращением отличаются от личинок насекомых с неполным превращением? 3. Зарисуйте представителей каждой фазы жизненного цикла насекомых с полным и неполным превращением, сделайте обозначения.
Развитие насекомых
Неполное превращение
| Полное превращение
| – личинки сходны со взрослыми особями;
| – личинки совершенно не похожи на имаго;
| – личинки растут, линяют, становятся все больше похожи на взрослое насекомое, переход осуществляется постепенно;
| – личинки растут, линяют, но остаются не похожи на взрослое насекомое и после последней линьки превращаются в куколку;
| – стадия куколки отсутствует;
| – внутри куколки идет полная перестройка многих систем органов, формирование крыльев, конечностей;
| – кузнечики, тараканы, клопы, стрекозы
| – жуки, бабочки, осы, пчелы, муравьи, мухи
|
2. В соответствии с типом развития класс насекомых разделяется на отряды насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением.
3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос текста: Какое значение в жизни насекомого имеет стадия личинки? Местообитание, пища, способ питания у личинки и взрослого насекомого отличаются. Например, гусеница бабочки, по внешнему виду похожая на кольчатого червя, питается листьями и имеет грызущий ротовой аппарат, а у бабочки сосущий ротовой аппарат и питается она нектаром. У кузнечиков, которые развиваются с неполным превращением, личинки и взрослые насекомые внешне похожи, питаются растениями и имеют грызущий ротовой аппарат. Весной у кузнечиков из яиц появляются личинки, которые после трёх линек превращаются во взрослых насекомых. Это происходит в начале июля. Таким образом, личинки и взрослые кузнечики в одно и тоже время не живут. Эти особенности развития устраняют конкуренцию между личинками и взрослыми насекомыми, что повышает выживаемость и способствует процветанию вида.
На основаниитекста сформулируйте вывод и запишете в тетрадь.
Вывод: ________________________________________________________________________________
Задания 1: В развитии насекомых с неполным превращением отсутствует стадия:
1) куколки
2) взрослого насекомого
3) яйца
4) личинки
| Задания 2: В процессе индивидуального развития бабочка капустной белянки появляется из:
1) яйца
2) куколки
3) личинки
4) гусеницы
| Задания 3: Постэмбриональное развитие с полным превращением характерно для:
1) паука-крестовика
2) майского жука
3) рыжего таракана
4) зеленого кузнечика
| Задания 4: Определите последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца:
1) личинка, взрослая особь, куколка
2) куколка, личинка, взрослая особь
3) личинка, куколка, взрослая особь
4) куколка, взрослая особь, личинка
| Задания 5: Стадия индивидуального развития насекомых, которая отсутствует у саранчи
1) яйцо
2) взрослый организм
3) личинка
4) куколка
| Задания 6: У насекомых с полным превращением
1) личинка похожа на взрослое насекомое
2) за стадией личинки следует стадия куколки
3) во взрослое насекомое превращается личинка
4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей
|
Задания 7: Установите соответствие между типом развития насекомых и характерными для него признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК А) развитие происходит в четыре стадии Б) у личинки тело разделено на три отдела В) личинка похожа на взрослое насекомое Г) в цикле развития присутствует стадия куколки Д) личинка и взрослое насекомое имеют отличное внешнее строение
| ТИП РАЗВИТИЯ 1) с неполным превращением 2) с полным превращением
| Задания 7:
ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗМОВ: А) кузнечик зелёный Б) майский жук В) саранча перелётная Г) комнатная муха Д) капустная белянка (капустница)
| ТИПЫ НЕПРЯМОГО РАЗВИТИЯ: 1) с полным превращением 2) с неполным превращением
| Задания 9:
Установите последовательность стадий развития божьей коровки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) взрослое насекомое 2) личинка 3) куколка 4) яйцо
| Задания 10:
Для капустной белянки характерен следующий цикл развития:
1) яйцо — -> личинка — -> куколка — -> взрослое насекомое
2) яйцо — -> куколка — -> личинка — -> взрослое насекомое
3) взрослое насекомое — -> яйцо — -> личинка
4) взрослое насекомое — -> личинка — -> куколка — -> яйцо
| Ответы:
|