Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ



 

    Актуальность исследования. В настоящее время, в связи со сложившимся социально-экономическим положением, когда высокий коэффициент интеллекта ещё не гарантирует успех в профессиональной деятельности, важность приобретает другой вид интеллекта – эмоциональный.

Формирование адекватной самооценки, проблемы в детско-родительских отношениях и отношениях со сверстниками, сложность процесса становления мировоззрения, профессиональная ориентация, подготовка к ЕГЭ, поступление в университет и многие другие особенности возрастного периода 15-17 лет являются факторами, влияющими на повышение уровня реактивной тревожности, активацию личностной тревожности, проявление агрессивности и враждебности. Возраст 15-17 лет характеризуется достижением пика количества школьников по показателям агрессивности, детерминируемой повышенной тревожностью, согласно отечественным и зарубежным исследователям [29; 39; 49]. Кроме того, в конце подросткового возраста и в начале юношеского, тревожность становится устойчивым личностным образованием [44]. Таким образом, вышеизложенными фактами была продиктована важность изучения таких личностных черт как тревожность и агрессивность учащихся старших классов.

Совокупность хорошо сформированных способностей понимания собственных эмоций и эмоций других людей вместе со способностью к эмоциональной саморегуляции способствует более высокой адаптивности в социуме, что особенно актуально для будущих выпускников общеобразовательных учреждений. Осознание собственных чувств и эмоций, их адекватное проявление и понимание их роли содействует гармоничному развитию личности и психологическому здоровью. Повышенный или пониженный уровень агрессивности и тревожности, неспособность к пониманию своих и чужих эмоций и эмоциональной саморегуляции может привести к дезадаптации.

Саморегуляция и понимание своего и чужого эмоционального состояния, в том числе агрессивных и тревожных проявлений, являются одними из важнейших компонентов эмоционального интеллекта, чем и обусловлена значимость исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта с тревожностью и агрессивностью учащихся старших классов.

Полоролевая специфика проявления и подавления эмоций во многом зависит от воздействия социума, где к мужчинам и женщинам предъявляются различные требования, а также ограничения в отношении проявления эмоций. Исходя из роли эмоционального интеллекта в жизни человека, следует отметить важность изучения гендерных различий эмоционального интеллекта старшеклассников, как людей, открывающих дверь во взрослый мир, где уровень развития эмоционального интеллекта, несомненно, отразится на всех сферах жизни.

Вышеизложенными доводами обусловлена актуальность исследования гендерных различий эмоционального интеллекта учащихся старших классов.

Цель исследования – выявление гендерных различий эмоционального интеллекта и его взаимосвязь с тревожностью и агрессивностью учащихся старших классов.  

Объект исследования – эмоциональный интеллект и эмоциональная сфера личности.

Предмет исследования – гендерные различия эмоционального интеллекта и его взаимосвязь с тревожностью и агрессивностью учащихся старших классов.  

Гипотезы исследования:

- существуют гендерные различия в общем уровне и компонентах эмоционального интеллекта учащихся старших классов, а именно, юноши и девушки с фемининным, андрогинным и маскулинным психологическим полом отличаются друг от друга в уровне и компонентах эмоционального интеллекта;

- существует взаимосвязь компонентов и общего уровня эмоционального интеллекта с уровнем агрессивности, враждебности, с личностной и реактивной тревожностью, а именно, чем выше уровень и показатели эмоционального интеллекта, тем ниже уровень личностной и реактивной тревожности, враждебности и агрессивности учащихся старших классов.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. На основании трудов российских и зарубежных ученых, посвященных исследованию эмоционального интеллекта, уточнить содержание понятия «эмоциональный интеллект», проанализировать структуру и модели эмоционального интеллекта;

2. Изучить и обобщить результаты исследований по проблеме гендерных различий эмоционального интеллекта;

3. Рассмотреть проблему взаимосвязи эмоционального интеллекта с тревожностью и агрессивностью учащихся старших классов;

4. Определить гендерные различия в уровне и компонентах эмоционального интеллекта учащихся старших классов;

5. Эмпирически исследовать взаимосвязь компонентов и уровня эмоционального интеллекта с уровнем личностной и реактивной тревожности, агрессивности учащихся старших классов.

Степень разработанности. Исследованию эмоционального интеллекта посвящены работы: П. Саловея, Д. Майера, Д. Гоулмана, Р. Бар-Она, И. Н. Андреевой, Д. В. Люсина. Значение и роль эмоционального интеллекта в процессе межличностного взаимодействия изучались Д. В. Люсиным, М. А. Манойловой. Выявлению гендерных различий эмоционального интеллекта посвящены работы Ш. Берна, Г. Орме, И. Н. Андреевой, Е. П. Ильина, Д. Майера.

Исследованием взаимосвязи эмоционального интеллекта с тревожностью и агрессивностью занимались такие исследователи, как: А. В.  Капцов, А. И. Комарова, Д. В. Люсин, И. Н. Мещерякова, О. В. Гибкова, В. В. Потапова, М. В. Федоренко.

Теоретико-методологической основой исследования является двухкомпонентная модель эмоционального интеллекта Д. В. Люсина.

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, классификация.

Эмпирические методы: тестирование. Были использованы методики:

- Методика «Маскулинность-фемининность» (С. Бем);

- Опросник эмоционального интеллекта ЭмИн (Д. В. Люсин);

- Методика оценки тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина;

- Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А. К. Осницкого).

    Методы математической обработки данных: коэффициент ранговой корреляции rs-критерий Спирмена, критерий U-Манна-Уитни.

Эмпирическая база исследования: МБОУ СОШ № 6 г. Сургут.

Выборка исследования: 36 учащихся 10-11 классов в возрасте 15-17 лет, из которых: 20 девушек и 16 юношей.

Апробация исследования. По результатамисследования подготовлена статья «Гендерные различия эмоционального интеллекта и его взаимосвязь с тревожностью и агрессивностью учащихся старших классов» для участия в конференции «Человек в условиях социальных изменений»(2017 г. ).

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные теоретического и эмпирического исследования можно использовать в рамках консультационной деятельности практического психолога в школе, для составления коррекционно-развивающих программ, а также в процессе психологического просвещения родителей и преподавателей.

Структура работы включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы, состоящий из 63 источников, и приложение. Основной текст работы изложен на 55 страницах.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В ходе теоретического исследования в I главе были получены следующие результаты.

Подводя итог анализу теорий эмоционального интеллекта в психологической литературе можно отметить, что зарубежные ученые преимущественно были сосредоточены на выделении компонентов эмоционального интеллекта, тогда как отечественные авторы в основном рассматривали влияние аффективного на процесс мышления.  

Обобщая определения различных авторов, можно отметить, что люди, обладающие высокоразвитым эмоциональным интеллектом, характеризуются более выраженными способностями к пониманию, как своих собственных эмоций, так и эмоций других людей, к регуляции эмоциональной сферой, что позитивно влияет на все сферы жизни.

Рассмотрев существующие модели эмоционального интеллекта, мы пришли к выводу, что структура эмоционального интеллекта должна включать когнитивные способности, обуславливая понятие «интеллект». В нашем исследовании мы будем придерживаться теории Д. В. Люсина, согласно которой составляющие эмоционального интеллекта с точки зрения, представляют собой понимание своих эмоций, понимание эмоций других людей, управление своими эмоциями и управление эмоциями других людей.

В целом, представители обоих полов не отличаются по общему уровню эмоционального интеллекта. Анализ гендерных различий отдельных компонентов эмоционального интеллекта был произведен согласно компонентам, выделяемым в модели В. Д. Люсина, так как мы придерживаемся именно его теоретической модели.

В отношении понимания и осознания собственных эмоций могут существовать лишь качественные гендерные различия, однако касательно понимания эмоций других людей девушки оказываются более способными.

Анализ научной психологической литературы показал противоречивость точек зрения различных авторов на способность саморегуляции эмоций. Одни исследователи говорят о том, что данная способность наиболее свойственна мужчинам, другие – женщинам.

С нашей точки зрения, различия в проявлении эмоций у мужчин и женщин, их способность к управлению эмоциями могут быть лишь качественными и объясняются гендерными стереотипами. Которые с одной стороны детерминируют более разнообразные формы выражения эмоций, а с другой стороны ограничивают определенный способ их проявления, ведь как мужчины, так и женщины испытывают все многообразие эмоций.  

Исследователями отмечено, что андрогинные испытуемые в отличие от индивидов с маскулинными и феминными характеристиками сочетают в себе наиболее продуктивные характеристики, они более гибки эмоционально, более развита способность к пониманию, вербализации, так и к саморегуляции эмоций.

Подводя итог анализу концепций относительно проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта с тревожностью и агрессивностью учащихся старших классов, мы рассмотрели и уточнили содержание понятий личностная и ситуативная тревожность, агрессивность и агрессивное поведение, враждебность; проанализировали особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта с тревожностью и агрессивностью учащихся старших классов.

Таким образом, тревогу как состояние принято называть ситуативной тревожностью, которая выражается в беспокойстве, вызванном определенной объективной ситуацией, а собственно тревожность, как свойство или черту характера – личностной тревожностью, выражающуюся в переживании тревоги в любых ситуациях, включая те, которые объективно не несут опасности.

 Агрессию следует понимать как действия, направленные на причинение ущерба другому объекту,  что семантически согласовывается с определением понятия «агрессивность » А. Басса и А. Дарки. Агрессивность как устойчивое свойство личности выражается во враждебной установке по отношению к окружающим, в готовности к агрессии детерминируемой внутренними факторами, является приобретенной и зафиксированной в процессе развития чертой личности. Понятие «враждебность» с точки зрения авторов А. Басса и А. Дарки состоит в нахождении личности в отрицательных чувствах и негативной позиции по отношению к окружающим.

Проанализировав результаты исследований А. В.  Капцова, А. И. Комаровой, Д. В. Люсина, И. Н. Мещеряковой, О. В. Гибковой, В. В. Потаповой, М. В. Федоренко, С. Н. Барыльника, Е. Л. Бокуть и Е. В Губиной мы пришли к выводу, что чем выше уровень эмоционального интеллекта и его компонентов, тем ниже уровень личностной и реактивной тревожности, агрессивности и враждебности.

 

В II главе согласно этапам эмпирического исследования, были осуществлены: подбор и проведение диагностических методик,  математический анализ полученных данных, на основании чего были сделаны следующие выводы:

1) не существует различий между юношами и девушками (биологический пол) в общем уровне и компонентах эмоционального интеллект учащихся старших классов, а именно девушки не превосходят юношей в уровне и компонентах эмоционального интеллекта. Возможно, психологический пол (гендерная роль) более взаимосвязан с общим уровнем эмоционального интеллекта, нежели биологический пол;

2) старшеклассники с фемининным, андрогинным и маскулинным психологическим полом отличаются способностью к пониманию эмоций других людей на основании внешних проявлений, способностью к управлению своими собственными эмоциями, к контролю внешних проявлений своих эмоциональных состояний и общим уровнем эмоционального интеллекта;

3) старшеклассники с фемининным, андрогинным и маскулинным психологическим полом не отличаются друг от друга в способности к управлению эмоциями других людей и понимании своих собственных эмоций;

4) чем выше способность к пониманию эмоций других людей, тем ниже агрессивность;

5) чем выше способность к управлению эмоциями других людей, тем ниже агрессивность и личностная тревожность;

6) чем выше понимание своих эмоций, способность к управлению своими эмоциями, способность контролировать внешние проявления своих эмоций и общий уровень эмоционального интеллекта, тем ниже агрессивность, враждебность и личностная тревожность.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.