Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Практическое задание



 

Дисциплина: литература

Преподаватель: Соловьева Ольга Васильевна

Группа: №105 ПРМПИ, 1 курс

 

Тема: Поэзия Т. Ю. Кибирова в критических интерпретациях

 

Тимур Юрьевич Кибиров (наст. фамилия Запоев) родился в 1955 г. в Шепетовке Хмельницкой области в семье осетин. Учился в Московском областном педагогическом институте имени Н. К. Крупской. Работал научным сотрудником Института искусствознания Министерства культуры СССР. Живет в Москве. Публиковать стихи начал с 1990 года. Автор книг «Общие места», «Сантименты», «Когда был Ленин маленький», «Парафразис», «Избранные послания», «Нотации», «Улица Островитянова». На 2005 г. насчитывается семь сборников стихов Т. Кибирова и около 100 публикаций в периодике и в коллективных сборниках, вызывающих неизменный устойчивый интерес у читающей публики и у критиков. Лауреат нескольких литературных премий, в том числе и Антибукера (1997). Как отметил Д. Н. Багрецов, творчество поэта отличает стремление соотнести новейшие философские и филологические идеи с литературной традицией XVIII и XIX вв., Кибиров испытывает, таким образом, равное влияние постмодернизма и русской поэтической классики.

Свой творческий путь Кибиров начинает в 1986 г. как поэт группы концептуалистов, в которую входят Д. А. Пригов и Л. С. Рубинштейн. Во многом благодаря этому для раннего периода творчества поэта актуальна социальная проблематика и антитоталитарный пафос: таковы были требования группы и времени, о чем свидетельствует его поэма, посвященная К. У. Черненко. По оценке М. Н. Эпштейна, в этом произведении «в каноническом жанре героического жизнеописания развернут весь набор идеологем прошедшей эпохи: от босоногого детства и мальчишески отчаянной, непримиримой вражды с кулаками (архетип Павлика Морозова) до высокоторжественной речи героя на пленуме Союза писателей о свободе творчества, повергающей в слезы и восторг всех присутствующих, от Расула Гамзатова до Гомера... ».

Кибиров прибегает к таким особенностям постмодернистской поэтики, как:

• обращение к темам, считавшимся ранее запретными, употребление ненормативной лексики;

• интертекстуальный диалог с предшественниками - поэтами разных направлений от классицизма до постмодернизма (А. Пушкиным, Ф. Тютчевым, М. Лермонтовым, Н. Некрасовым, А. Блоком, О. Мандельштамом, Вс. Некрасовым, Л. Рубинштейном) в поэме «Сквозь прощальные слезы», стихотворениях «Л. С. Рубинштейну», «Послание Ленке» и многих других. При этом интертекстуальность в творчестве Кибирова является не общим принципом словесного творчества, а особенностью мировоззрения автора, проекцией его оригинальных идей на текст мировой литературы;

• парафраз, или пародирование чужих концептов и дискурсов;

• расширение традиционной художественности за счет использования особенностей научного стиля речи;

• анализ постмодернистской теории и комментирование позиции Кибирова-поэта.

Вскоре после 1987 г. у Кибирова меняется манера. Он обращается к традиции русской классической поэзии (цикл «Памяти Державина»), классическому жанру сонета (цикл «Двадцать сонетов к Саше Запоевой», оцененный критикой как лучший в поэтическом сборнике «Парафразис»). Кибиров, подобно Пушкину и поэтам пушкинского круга, настраивает свою лиру на высокий лад, что позволило А. С. Немзеру назвать его «Тимуром из пушкинской команды».

С 1997 по 2005 гг. выходят шесть книг стихов, от «Интимной лирики» (1997-1998 гг. ) до «Шалтая-Болтая» (2002 г. ), опубликованных в итоговом на сегодняшний день сборнике поэта «Стихотворения» (2005 г. ). Этот этап характеризуется отказом в формальном и содержательном отношениях от постмодернистской системы ценностей и эстетики («Боже, чего же им всем не хватало?.. », «Даешь деконструкцию! Дали... »), и М. Эпштейн, в 1980-х гг. причислявший Т. Кибирова к концептуалистам, в дальнейшем отнес его к «постконцептуалистам» на основе «ностальгии» по советской эпохе, которую Кибиров изображает более взвешенно, по сравнению с концептуалистами: он четко разделяет советскую идеологию, которую до сих пор оценивает негативно, и советский быт, испытывая якобы ностальгические личные воспоминания о той эпохе. Впрочем, точнее говорить не о ностальгии, а об умилении советским прошлым (отсюда и мотив слез в поэме «Сквозь прощальные слезы»).

Историко-политическая тема. Во вступлении к поэме «Сквозь прощальные слезы» к изображаемой советской эпохе автор относится двойственно - и критически и умиленно. Она явлена здесь через мелочи, подробности, повседневные реалии жизни, подчас через бедность и неустроенность:

Пахнет дело мое керосином,
керосинкой, сторонкой родной,
пахнет «Шипром», как бритый мужчина,
и как женщина, - «Красной Москвой».

< …>

чуешь, сука, чем пахнет?! - и вьюгой,
ой, вьюгой, воркутинской пургой!

Пахнет, Боже, сосновой смолою,
ближним боем да раной гнилой,
колбасой, колбасой, колбасою,
колбасой - все равно колбасой!
Неподмытым общаговским блудом,
и бензином в попутке ночной,
пахнет Родиной - чуешь ли? - чудом,
чудом, ладаном, Вестью Благой!

Главное, что подкупает в этих строках, - любовь автора к разным проявлениям жизни его Родины, религиозная вера. Настойчивый призыв лирического героя сохранить образ Божий в своей душе звучит и в «Послании Ленке» (1990). Стихи Кибирова ироничны, но при этом выражают и чувство причастности их автора к бытию, удовлетворение скромным материальным уровнем существования (послание «Игорю Померанцеву. Летние размышления о судьбах изящной словесности»), они выражают и позитивные ценности, что столь естественно для русской литературы.

В зрелый период своего творчества Кибиров стал утверждать традиционные для русской классики ценности - веру в Бога, любовь к родине, друзьям, близким и родным («Историософское», поэма-послание «Л. С. Рубинштейну», «На день рождения жены»), «И ранние мои стихи, и тем более теперешние глубоко и, надеюсь, по-хорошему консервативны, направлены... на поддержание каких-то традиционных ценностей», - признался поэт в беседе с О. Натолокой. Кибиров, восставший против концептуализма, восстановил в правах «честное бессмысленное слово», богатую палитру человеческих чувств и пафоса (от умиленного до иронического), а значит, «реабилитировал» и лирического героя.

Лирический герой Кибирова резко отличается от приговского образа-маски. Это поэт как частный человек, ценящий прелести дружбы и скромной семейной жизни и в то же время литератор-гражданин, возмущенный общественной нестабильностью в перестроечной России, отказом от привычных культурных ценностей, коммерциализацией книгоиздания («Игорю Померанцеву. Летние размышления о судьбах изящной словесности»). Этот герой соединяет в своем слоге старинную велеречивость и... ненормативную лексику. Поэт часто прибегает к традиционным художественным средствам, при этом поэтическая мысль Кибирова воплощается и с помощью его любимого художественного приема - подражания, или парафразиса (сборник стихотворений 1990-х гг. назван «Парафразис»). Кибировский парафразис близок к постмодернистской пародии своим комизмом, но направлен не против объекта вариации, а на него. Кибиров не отрицает точку зрения предшественника, а спорит с нею, не теряя уважения к ее автору.

Поэт предпочитает канонические жанры романса, послания, гимна, сонета (ср. с И. Бродским). Особенно большое место в его поэзии занимают послания, что вполне объяснимо, если учесть творческую близость поэта с Д. А. Приговым, Л. С. Рубинштейном, И. Померанцевым и острую необходимость вести постоянные беседы с ними о литературных проблемах.

При этом Кибиров создает также собственные жанровые формы поэмы-послания (знаменитым стало послание «Л. С. Рубинштейну»), исторического романса.

Гражданско-философские темы. Поэт размышляет о национальной сути России и русского менталитета, самым близким Кибирову оказывается дискурс Достоевского-Бердяева, открывших антиномичность, контрастность русской души.

Полемизируя в «Историософском» с известным стихотворением Ф. Тютчева «Умом Россию не понять... » и присоединяясь к точке зрения Вс. Некрасова, предупреждавшего: «не верь не в Бога... », - Кибиров противопоставляет иррациональному отношению к России поэта-романтика простую и достойную гражданскую позицию:

Умом Россию не понять.

< …>

В Россию можно только верить.
Нет, верить можно только в Бога.

Все остальное - безнадега.
Какой бы мерою ни мерить,
нам все равно досталось много -
в России можно просто жить,
Царю, Отечеству служить.

Ирония уступает у поэта, преодолевшего постмодернизм, место патриотизму, открыто выраженной любви к Родине.

Выводы. Тимур Кибиров не случайно оценивается критикой как один из самых значительных поэтов середины 1990-х гг. Отдав дань в начале своего творчества неприятию советских идеологем и сосредоточенности на литературных проблемах, Кибиров вернулся в зрелый творческий период к вечным мотивам и жанрам лирики. В сложные, переходные годы перестройки стал утверждать ценность в равной степени общественной стабильности и гражданского служения родине, а также частной жизни, освященной верой в Бога и наполненной творчеством. Традиционные художественные средства сочетаются в его поэзии с идущим от постмодернизма представлением о том, что не существует запретных тем и лексики, классические жанровые формы - с жанровыми новациями.

2. Практическое задание

Ответить на вопросы

1. Сколько периодов можно выделить в творчестве Т. Кибирова?

2. Какие классические традиции использует поэт?

3. Как раскрывается тема родины в его творчестве?

4. Охарактеризуйте лирического героя Т. Кибирова.

5. Проанализируйте мотивы и художественные средства двух-трех стихотворений из цикла «Двадцать сонетов к Саше Запоевой».

6. Раскройте художественную функцию парафразиса в творчестве поэта.

 

Практическое задание необходимо отправить на электронную почту до 25. 06. 2020. coloveva. olga@gmail. com  или https: //vk. com/id63858820

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.