Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2) ФЗ – ГК РФ.



 

Корпоративное законодательство – совокупность НПА, содержащих нормы КП.

 

Общий: Это совокупность НА, регулирующих создание деятельности и ликвидацию корпорации.

 

Широкий (Макарова): Это совокупность НА, содержащих нормы различных отраслей права, частного и публичного, регулирующих корпоративные отношения (АО должно проводить ежегодный аудит, установлена административная ответственность).

 

1) Исходя из места в иерархии источников права, высшую юридическую силу имеет Конституция РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Для регулирования корпоративных отношений имеют значение следующие фундаментальные принципы, закрепленные в Конституции РФ:

- право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34);

- недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34);

- право на свободу объединений (ст. 30);

- право собираться мирно, без оружия, проводить собрания (ст. 31);

- право частной собственности, в том числе право частной собственности на землю (ст. ст. 35, 36);

- право на свободу искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29);

- право на самозащиту и на судебную защиту своих прав и свобод (ст. ст. 45, 46).

2) ФЗ – ГК РФ.

А) Законы, регулирующие орг. -правовые формы, установленные ГК РФ.

Федеральные законы " Об обществах с ограниченной ответственностью", " Об акционерных обществах", " Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", " О производственных кооперативах", " О сельскохозяйственной кооперации", «О политических партиях», Закон РФ «О потребительской кооперации», «О гос службе рос. Казачества», " Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", «О некоммерческих организациях».

Б) Законы, регулирующие орг. -правовые формы, не установленные ГК РФ.

ФЗ " О хозяйственных партнерствах".

В) Закон общие и посвящены всем формам корпораций!

Среди наиболее значимых федеральных законов, посвященных правовому регулированию организации и деятельности корпораций в России, следует также назвать Федеральные законы " О рынке ценных бумаг", " О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", " О защите конкуренции".

Также следует подчеркнуть, что имеется целый ряд так называемых специальных федеральных законов, содержащих нормы, регулирующие функционирование хозяйственных обществ в отдельных сферах предпринимательской деятельности. Это в том числе Федеральные законы " О банках и банковской    деятельности", " Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", " Об инвестиционных фондах", " О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", " О приватизации государственного и муниципального имущества".

 

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА РЕГУЛИРУЮТСЯ ТОЛЬКО КОДЕКСОМ!!!

 

3) Подзаконные акты:

А) Указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 18 ноября 1995 г. N 1157 " О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" ).

Б) Постановления Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 3  декабря 2004 г. N 738 " Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами (" золотой акции" )" ).

В) Акты федеральных органов исполнительной власти

Центральное место занимают постановления и распоряжения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) (или Федеральной комиссии по финансовым рынкам (ФСФР), с 1 сентября 2013 года - Служба Банка России по финансовым рынкам). Полномочия этого органа в области нормотворчества закреплены в ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг и п. 2 ст. 47 Закона об АО. Среди нормативных актов, принятых этим органом, следует, в частности, назвать Положение о дополнительных требованиях к порядку проведения общего собрания акционеров, Положение о ведении реестра, Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, Стандарты эмиссии.

 

Если рассматривать корпоративное законодательство в исторической ретроспективе, то можно заметить еще одну особенность современного корпоративного законодательства: при зарождении оно было более диспозитивно в сравнении с сегодняшним днем. Так, в царской России наивысшую силу, иногда даже в противоречие с действующими нормативными предписаниями, имели уставы компаний, утверждаемые Правительственным Сенатом. Истории акционерных махинаций, мошенничества при привлечении капиталов, сопровождаемые ущемлением прав миноритариев и кредиторов компаний, способствовали усилению тенденций прямого императивного законодательного регулирования. Эта тенденция не умаляет значения локального нормотворчества, предмет которого также расширился, но характеризует направление развития корпоративного законодательства.

Линия усиления императивного регулирования нашла свое отражение в Концепции развития гражданского законодательства, в соответствии с которой в корпоративном праве предлагается ужесточить требования к регистрации юридических лиц, требования к виду и размерам вкладов в уставный капитал, допустить использование корпоративных форм, ограничивающих ответственность учредителя по долгам юридического лица, лишь при условии существенного вклада учредителя в уставный капитал (п. 8 ч. I " Введение" ).

Заметим, что ряд из указанных в Концепции направлений уже нашли закрепление в Гражданском кодексе РФ. Например, в соответствии с п. 3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в Единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный  государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены Законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный Реестр. То есть, по сути, речь идет о предварительной экспертизе представляемых для регистрации сведений и документов.

Еще одной обозначившейся тенденцией корпоративного законодательства, достаточно ярко проявившейся в последние годы, является унификация правового регулирования деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Подтверждением этой тенденции является, например, Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ, внесший поправки в законы о хозяйственных обществах и обеспечивший единообразное регулирование крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 352-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций" унифицировал правовое регулирование формирования и уменьшения уставного капитала акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Заметим, что тенденция унификации корпоративного законодательства нашла выражение и в концептуальных подходах к его совершенствованию. Так, в проекте части первой ГК РФ предполагается урегулировать основные положения о корпоративных организациях, а затем посвятить отдельным видам корпораций соответствующие разделы, в которых будут урегулированы особенности каждой организационно-правовой формы.

Современному российскому законодательству в сфере предпринимательства, в том числе осуществляемого в корпоративных формах, чуть более двух десятков лет; оно находится в стадии динамичного развития, совершенствования и, конечно, не свободно от объективных противоречий складывающихся экономических отношений или субъективных юридико-технических погрешностей.

Однако в целом можно сказать, что в настоящий момент в России сложилась отдельная сфера или подсистема законодательства, именуемого корпоративным.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.