|
|||
1.19Сознание как философская проблема. Парадигмы изучения сознания в истории философии. Сознание и психика. Понятие бессознательного.Сознание есть нечто такое, о чем мы как люди знаем все, а как ученые не знаем ничего. Проблема познания одна из тех, которая заставляет задуматься над языком описания, над тем, что мы вообще может понимать, что можем описывать как существа, вовлеченные в жизнь тех же самых объектов, которые должны описывать. Наши возможности не безграничны, и есть вопросы, на которые мы не можем ответить. Таким вопросом является сам вопрос о сознании, как и вопрос о языке. Мы можем отдать себе отчет в специфическом характере явления «сознание». Проблема сознания состоит в том, чтобы, рассуждая естественнонаучно, мы могли в самой эволюции Космоса или Вселенной, или живых существ Вселенной увидеть какое-то явление, которое действительно требует применения к нему термина «сознание». Проблема сознания очень похожа на проблему жизненных форм, на проблемы жизни. Феномен сознания похож на феномен жизни своей неопределимостью. То есть он доступен нам в интуиции и недоступен на уровне экспликации нашей интуиции. Когда философия говорит о сознании, она говорит о таких вещах, для которых нельзя показать (подставить) их эмпирические и конечным числом операций контролируемые эквиваленты. Здесь элементарные действенности представлены во внешних отношениях. Сознание – такой феномен, который по определению многоструктурен. Есть первичные структуры сознания, символические структуры, ненаглядные, непредметные. Человек сохраняет первичные структуры сознания. Сознание доступно нам только на уровне интуиции, она рассматривается в эмпирических терминах. Для выделения сознательных процессов или явлений мы должна абстрагироваться, поделать абстракцию. Сознание выступает для нас как прозрачная оболочка реальных событий. Но если мы подходим к сознанию как к материалу эволюции, то оно есть реальное событие в мире. И тогда сознание мы называем не сознательное содержание, а событие присутствия сознания в субъекте. А точнее – сознание сознания. (Трансцензус минимальности) Сознание есть такое пространство, в котором работают некоторые приставки к нашим естественным возможностям, способностям зрения. Сознательные структуры возникают на основе естественного процесса, в области которого как раз и должен быть исследован феномен сознания. Специфические феномены сознания в своем первично виде являются событиями, ниоткуда не выводимыми. Мы их должны принять как данность, т. е. отнологически. Все проблемы, применительно к которым мы можем считать приемлемым употребление термина «сознание», относятся к внутреннему элементу, который нужно определять через бесконечные объекты и невидимое. Так как внешнее наблюдение не может дать о сознании никакого представления. Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая. Объективно-идеалистический концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог - у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей. Субъективный идеализм абсолютизирует человеческое сознание (сознание конкретного индивида) как первичное по отношению к чувственному миру и противоположное ему. Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм - базируется на постулате - «Существую только я и мои ощущения. Весь мир - комплекс моих ощущений». Сознание, с точки зрения солипсистов это единственно достоверная реальность, а материальный мир - его порождение (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Фихте). Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому - психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт). Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира. Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Представители этого направления утверждают, что «мозг вырабатывает мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь» (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Диалектический материализм рассматривает сознание в неразрывном единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение. Активный творческий характер сознания проявляется в превращении идеального в реальное через деятельность человека, т. е. будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека. Согласно материалистическому объяснению природы человеческого сознания, оно отличается от психики высших животных большей глубиной, способностью к труду, к абстрактному мышлению, возможностью передачи накопленного опыта, информации посредством языка в устной и письменной формах. Необходимым условием формирования человеческого сознания является предметно-практическая целеполагающая деятельность. Бессознательное Психоанализ Фрейда начинаем Бессознантельное - область чел психики не подконтрольное. то что недоступно что не контроль предсознательное может стать элементом сознательн, сознательное - индивид имеет прямой доступ работа бессозн у фрейда наделяется 2 формы 1. лантентное бессознательное - может стать частью сознательного опыта (сознания), вытесненное бессозн - чел не имеет прямого доступа. сопротивление и вытеснение - фундаментальн механизмы предсознательное - латентное бессознательное. сознание контролируемые акты восприятия 4. инстация суперэго сверз я - символическая инстанция, контроль правила поведения обычая традиции табу, совесть. желания чел ка появляются в бессознательном опыте, желаний нет в сфере сознания, желания нельзя объянить если сверх я определяет желания как недопустимы желание вытесняется и существует как нереализованное в пределах бессозн, желания никуда не исчезают, они либо одобряются и реализуются либо вытесняются и остаются нере ИДЕЯ сублимации- это перевод негативной энергии бессозн в социально приемлемую форму, можем сублимировать желание Ребенок хочет рисовать, родители- инстанция сверх я, контроля. Если отдали предки в худ школу - желание реализовано в пределах действительности в пределах сознания 2 варик - родители сказали что плохо рисуешь, ты никуда не пойдешь-- желание не реализовано, желание вытесняется ребенком, в область бессознания уходит, женаие не реализовано- это травматический опыт - сценарий негативный- агрессия- защитная ф ция психики, то есть каждое нереализованное желание - это травматический опыт позитивный сценарий - сублимация. - перевод негатива в соц приемлемую форму, ребенок начал заниматься боксом или читать, ребенок сублимирует травматический опыт- замещает травматический опыт где мы оч сильно занимаемся, активность проявляем - мы сублимируем вытесненные желания этот ребенок может реализовать свое желание через другого. у него будут дети он отдаст их в художку ПОТОМУ ЧТО ЖЕЛАНИЯ НИКУДА НЕ ИСЧЕЗАЮТ, реализуем в других, вытесняем интерпассивность (жижек) 1. сознание фрейда дважды обусловлено: областью бессознательного, всегда оказывает на сознание воздействие, бессозн- иррационально и аморально, существ по принципу довольствия Обусловлено инстанцией сверх я- это традиции обычии я не руководит собой, оно дважды обусловлено, Я децентрировано, идея децинтрации сверх я, центра нет, его нельзя собрать. У фрейда нет центра я, человек не законченое произведение, нет целостности, внутри сознания мы наиболее уязвимо 2 детерминированным, дважды обусловленым ид- оно -область бессознательного эго сознательное суперэго- сверх я инстанция контроля
|
|||
|