Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жюльен Офре Ламетри. ЧЕЛОВЕК-МАШИНА



Жюльен Офре Ламетри

ЧЕЛОВЕК-МАШИНА

/Сочинение Ламетри «Человек-машина» было опубликовано в 1747 г. под псевдонимом, как и написанная им ранее «Естественная история души». Обе эти работы подвергались публичному сожжению (как еретические), что не помешало их автору стать весьма известным

Помимо занятия философией, Ламетри долгие годы был практикующим врачом. Первоначально получил богословское образование/

 

Мудрец не может ограничиться изучением природы и истины; он должен осмелиться высказать последнюю в интересах небольшого кружка лиц, которые хотят и умеют мыслить. Ибо другим, по доброй воле являющимся рабами предрассудков, столь же невозможно постичь истину, сколь лягушкам научиться летать.

Все философские системы, рассматривающие человече­скую душу, могут быть сведены к двум основным: первая, более древнего происхождения, есть система материа­лизма, вторая — система спиритуализма.

Метафизики, утверждавшие, что материя вполне может обладать способностью к мышлению, ничуть не опозорили этим своего разума. Почему? Потому, что их преимуще­ство — в данном случае это составляет преимущество — в том, что они плохо выражались. В самом деле, вопрос о том, способна ли материя, рассматриваемая сама по себе, к мышлению, равносилен вопросу о том, способна ли она отмечать время. Последователи Лейбница со своими монадами выдви­нули непостижимую гипотезу. Они скорее одухотворили материю, чем материализировали душу.

Декарт и все картезианцы, допустили в человеке существо­вание двух раздельных субстанций, словно они их видели и хорошо подсчитали. /…/

 

Итак, в данной работе нами должны руководить только опыт и наблюдение.

Человек настолько сложная машина, что совершенно невозможно составить себе о ней ясную идею, а следова­тельно, дать точное определение. Вот почему оказались тщетными все исследования a priori /независимо от опыта/ самых крупных фило­софов, желавших, так сказать, воспарить на крыльях разума. Поэтому только путем исследования a posteriori /из опыта/, т. е. пытаясь найти душу как бы внутри органов тела, можно не скажу открыть с полной очевидностью саму природу человека, но достигнуть в этой области макси­мальной степени вероятности.

Существует столько же умов, характеров и различных нравов, сколько и темпераментов. Еще Гален знал эту истину, которую развил не Гиппократ, как это утверждает автор «Истории души», а Декарт, говоря, что одна только медицина в состоянии вместе с телом изменять дух и нравы. И действительно, в зависимости от природы, ко­личества и различного сочетания соков, образующих меланхолический, холерический, флегматический или сан-гвинический темпераменты, каждый человек представляет собою особое существо.

Во время болезни душа то потухает, не обнаруживая никаких признаков жизни, то словно удваивается: так велико охватывающее ее исступление; но помрачение ума рассеивается, и выздоровление снова превращает глупца в разумного человека. Порой самый блестящий гений ста­новится безумным, перестает сознавать самого себя, и тогда прощайте, богатства знания, приобретенные с та­кими затратами и трудом!

 

Один, как ребенок, плачет при приближении смерти, над которой другой подшучивает. Что нужно было, чтобы превратить бесстрашие Кая Юлия, Сенеки или Петрония в малодушие или трусость? Всего только расстройство селезенки или печени или засорение воротной вены. А по­чему? Потому, что воображение засоряется вместе с на­шими внутренними органами, от чего и происходят все эти своеобразные явления истерических и ипохондрических заболеваний.

 

Рассмотрим теперь душу со стороны других ее потреб­ностей.

Человеческое тело — это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения, Пища вос­станавливает в нем то, что пожирается лихорадкой. Без пищи душа изнемогает, впадает в неистовство и, наконец, изнуренная, умирает. Она напоминает тогда свечу, которая на минуту вспыхивает, прежде чем окончательно потух­нуть. Но если питать тело и наполнять его сосуды живи­тельными соками и подкрепляющими напитками, то душа становится бодрой, наполняется гордой отвагой и уподоб­ляется солдату, которого ранее обращала в бегство вода, но который вдруг, оживая под звуки барабанного боя, бодро идет навстречу смерти. Точно таким же образом горячая вода волнует кровь, а холодная — успокаивает.

Как велика власть пищи! Она рождает радость в опе­чаленном сердце; эта радость проникает в душу собеседни­ков, выражающих ее веселыми песнями, на которые осо­бенные мастера французы. Только меланхолики остаются неизменно в подавленном состоянии, да и люди науки мало склонны к веселью.

Сырое мясо развивает у животных свирепость, у людей при подобной же пище развивалось бы это же качество; насколько это верно, можно судить по тому, что англий­ская нация, которая ест мясо не столь прожаренным, как мы, но полусырым и кровавым, по-видимому, отличается и большей или меньшей степени жестокостью, проистекаю­щей от пищи такого рода наряду с другими причинами, влияние которых может быть парализовано только воспи­танием. Эта жестокость вызывает в душе надменность, ненависть и презрение к другим нациям, упрямство и дру­гие чувства, портящие характер, подобно тому, как грубая пища создает тяжелый и неповоротливый ум, характер-

ными свойствами которого являются леность и бесстраст­ность.

 

Мы мыслим и вообще бываем порядочными людьми только тогда, когда веселы или бодры: все зависит от того, как заведена наша машина. Иногда можно подумать, что душа имеет местопребывание в желудке и что Ван-Гельмонт, помещая ее в выходе желудка, ошибался только в том отношении, что принимал часть за целое.

К каким только крайностям не приводит жестокий голод! Нет пощады плоти, которой мы обязаны жизнью или которой мы даем жизнь; мы раздираем ее зубами, справляем ужасный пир, и в этом исступлении слабый всегда является добычей более сильного.

 

Итак, различные состояния души всегда соответствуют аналогичным состояниям тела. Но для лучшего обнаруже­ния этой зависимости и ее причин воспользуемся здесь сравнительной анатомией: вскроем внутренности человека и животных. Ибо как познать природу человека, если не сопоставить его строение со строением животных?

В общем и целом форма и строение мозга у четверо­ногих почти такие же, как и у человека: те же очертания, то же расположение всех частей лишь с той существенной разницей, что у человека мозг в отношении к объему тела больше, чем у всех животных, и притом обладает большим количеством извилин. За человеком следует обезьяна, бобр, слон, собака, лисица и кошка — животные наиболее похожие на человека, так как у них наблюдается посте­пенная аналогия в строении мозолистого вещества мозга /находится между полушариями головного мозга/, в котором Ланчизи устанавливал местопребывание души еще до покойного де ла Пейрони, который, впрочем, под­крепил это мнение многочисленными опытами.

После четвероногих наибольшим умом отличаются птицы. У рыб очень большая голова, но она лишена разума, как это бывает и у многих людей. У них совсем нет мозо­листого вещества и очень мало мозга; последний совер­шенно отсутствует у насекомых.

Я не стану углубляться в изложение всех разнообраз­ных форм природы и гипотез по поводу них, так как тех и других бесконечное множество, в чем легко убедиться, прочтя хотя бы только труды Уиллиса: «De cerebro» и «De Anima Brutorum».

Я сделаю только выводы, с несомненностью вытекаю­щие из бесспорных наблюдений, а именно: 1) что, чем более дики животные, тем меньше у них мозга; 2) что этот последний, по-видимому, увеличивается так или иначе в зависимости от степени их приручения и 3) что природой извечно установлен своеобразный закон, согласно кото­рому, чем больше у животных развит ум, тем больше теряют они в отношении инстинкта. При этом возникает вопрос, выгодно ли им это или нет.

Разве нельзя попытаться тем же способом, каким от­крывают евстахиеву трубу у глухих, открыть ее у обезьян? Разве стремление подражать произношению учителя не в состоянии развязать органы речи у животных, умеющих с таким искусством и умом подражать множеству других жестов? Я предлагаю указать мне на сколько-нибудь убе­дительные опыты в пользу того, что мой проект является неосуществимым и нелепым; сходство строения и организации обезьяны с человеком таково, что я почти не сомневаюсь, что при надлежащих опытах с этим животным мы и конце концов сможем достигнуть того, что научим его произносить слова, т. е. говорить. Тогда перед нами будет уже не дикий и дефективный, а настоящий человек, маленький парижанин, имеющий, как и мы, все, что нужно для того, чтобы мыслить и извлекать пользу из своего вос­питания.

Истинные философы согласятся со мной, что переход от животных к человеку не очень резок. Чем, в самом деле, был человек до изобретения слов и знания языков? Животным особого вида, у которого было меньше природного инстинкта, чем у других животных, царем которых он себя тогда не считал; он отличался от обезьяны и других животных тем, чем обезьяна отличается и в настоящее время, т. с. физиономией, свидетельствующей о большей понятливости. Ограничиваясь, по выражению последователей Лейбница, интуитивным знанием, он замечал только формы и цвета, не умея проводить между ними никаких различий; во всех возрастах сохраняя черты ребенка, он выражал свои ощущения и потребности так, как это делает проголодавшаяся или соскучившаяся от покоя собака, ко­торая просит есть или гулять.

Слова, языки, законы, науки и искусства появились только постепенно; только с их помощью отшлифовался необделанный алмаз нашего ума. Человека дрессировали, как дрессируют животных; писателем становятся так же, как носильщиком. Геометр научился выполнять самые трудные чертежи и вычисления, подобно тому, как обезьяна научается снимать и надевать шапку или садиться верхом на послушную ей собаку. Все достигалось при помощи знаков; каждый вид научался тому, чему мог научиться.

Таким именно путем люди приобрели то, что наши не­мецкие философы называют символическим познанием.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.