Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок литературы по сказке-были



Урок литературы по сказке-были

А. А. Платонова «Неизвестный цветок»

 

Тема урока: « Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»

                                                                                  

Цели урока: Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были; формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом; выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения, воспитание читательского вкуса.

 

Оборудование урока: тетради учащихся

 

 

Ход урока.

І. Биография (прочитать по учебнику)

II. Чтение сказки

 

 Беседа по содержанию сказки-были ( НА ПЯТНИЦУ!!!!! )

- О чём и о ком рассказывается в произведении?

- Что рассказано об этих героях?

-  Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»?

- Просмотрите первый абзац. Найдите цитату, которой можно было бы озаглавить этот отрывок.

- Проделаем такую же работу со вторым абзацем.

- Найдите в тексте отрывок, который рассказывает о том, как удалось вырасти цветку в таких трудных условиях. Прочитайте.

- Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка.

- Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Прочитайте этот отрывок.

- В чём убеждает нас автор?

- Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор?

- Какой глагол использует автор для характеристики настоящего цветка?

- Считает ли цветок себя звездой?

Прочитайте эпизод встречи цветка с Дашей. Этот отрывок будет прочитан в лицах: автор, Даша, неизвестный цветок.

- Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки?

- Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? (Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят. )

- Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?

- Как земля отблагодарила ребят?

- Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте.

- В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте запись на доске, что такое идея художественного произведения.

- Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в камне! Новый цветок - святой труженик, ему еще сложнее. Он растет из камня, а не возле него. Но цветок терпелив и силен потому, что у него есть корни, родство. Это связывает и человека с отчим домом. С родителями, с близкими людьми. И чем больше страдает человек, тем сильнее он нуждается в единстве со своим родом, со своей землей.

- А теперь вернёмся к высказыванию об этом произведении. Согласны ли вы с ним? Почему критик так отзывается о «Неизвестном цветке»?

Домашнее задание:  Нарисуйте, каким вы увидели цветок, попытайтесь передать его характер в рисунке.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.