|
|||
Урок литературы по сказке-былиУрок литературы по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок»
Тема урока: « Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»
Цели урока: Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были; формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом; выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения, воспитание читательского вкуса.
Оборудование урока: тетради учащихся
Ход урока. І. Биография (прочитать по учебнику) II. Чтение сказки
Беседа по содержанию сказки-были ( НА ПЯТНИЦУ!!!!! ) - О чём и о ком рассказывается в произведении? - Что рассказано об этих героях? - Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? - Просмотрите первый абзац. Найдите цитату, которой можно было бы озаглавить этот отрывок. - Проделаем такую же работу со вторым абзацем. - Найдите в тексте отрывок, который рассказывает о том, как удалось вырасти цветку в таких трудных условиях. Прочитайте. - Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка. - Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Прочитайте этот отрывок. - В чём убеждает нас автор? - Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор? - Какой глагол использует автор для характеристики настоящего цветка? - Считает ли цветок себя звездой? Прочитайте эпизод встречи цветка с Дашей. Этот отрывок будет прочитан в лицах: автор, Даша, неизвестный цветок. - Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки? - Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? (Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят. ) - Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? - Как земля отблагодарила ребят? - Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте. - В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте запись на доске, что такое идея художественного произведения. - Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в камне! Новый цветок - святой труженик, ему еще сложнее. Он растет из камня, а не возле него. Но цветок терпелив и силен потому, что у него есть корни, родство. Это связывает и человека с отчим домом. С родителями, с близкими людьми. И чем больше страдает человек, тем сильнее он нуждается в единстве со своим родом, со своей землей. - А теперь вернёмся к высказыванию об этом произведении. Согласны ли вы с ним? Почему критик так отзывается о «Неизвестном цветке»? Домашнее задание: Нарисуйте, каким вы увидели цветок, попытайтесь передать его характер в рисунке.
|
|||
|