Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3.2.Завоевание Греции.



 

§ 41. Города Эллады подчиняются Македонии.

Введение. Сегодня мы начинаем рассматривать последнюю тему по истории Древней Греции. Связана она с появлением империи Александра Македонского и ее дальнейшей судьбой. Указанные события сопровождались потерей независимости древнегреческими полисами. В то же время они привели к яркому взлету и самому большому распространению греческой культуры по другим землям. Сегодня мы лишь начнем рассматривать эти события.

Цель: рассмотреть события, связанные с усилением Македонии и македонским завоеванием Греции.  Знать: ключевые факты, связанные с указанными событиями, черты личности основных деятелей (Филипп, Демоcфен, Александр). Уметь: систематизировать информацию при работе с учебником, сопоставлять исторические явления и личности, выявлять причины событий. Осознать: определяющую роль Македонии на последних этапах жизни древнегреческой цивилизации.

1. Эллада в 4 в. до н. э. (с. 196).

Ещё при жизни Перикла в самой Греции начались междоусобные войны. Сначала между Афинами и Спартой: они соперничали из-за главенства над Элладой. В этой войне победила Спарта (конец 5 и начало 4 в. до н. э. Но потом против Спарты выступили другие полисы Греции. Настали страшные времена, так как, греки убивали греков. Разрушались города и села, вырубались оливковые рощи и виноградники, вытаптывали пшеничные и ячменные поля. Разорялись земледельцы и ремесленники, а их имущество скупали богачи. Военные столкновения полисов друг с другом и раздоры между богачами и бедняками ослабляли Элладу.

Между тем усиливался северный сосед Эллады — Македонское царство.

2. Усиление Македонии (196-198)

2. 1. Общие сведения. Небольшая горная страна на северо-востоке Балканского полуострова. Столица – город Пелла (см. карту на с. 115). Была населена дорийцами (не ушедшими на юг Греции в 12 в. до н. э). Малая плотность населения и неблагоприятные природные условия долгое время не способствовали росту городов. Земледелие в прибрежных районах и скотоводство в предгорьях обеспечивали население минимумом необходимых продуктов, торговля была слабо развита.

В начале 5 в. до н. э. была завоевана персами и была их союзницей в ходе греко-персидских войн (хотя прямого участия в них не принимала). В это время усилилась власть македонских царей, которые поле ухода персов стали перенимать военный, торговый и ремесленный опыт греков, их достижения в сфере философии. Наиболее яркий пример – философ Аристотель, который по просьбе царя Филиппа стал учителем его сына Александра. Сам Аристотель был уроженцем города Стагир, но получил образование в Афинах. На фоне ослабления полисов Эллады македонские цари укрепляли свое единое государство, объединяли население жесткими военными порядками.

2. 2. Царь Филипп 2 ( 382—336 годы до н. э. ).

Добился наибольших успехов в усилении Македонии. Был суровым воином, левая сторона его лица была обезображена ударом меча или копья (см. приложение 1). Именно он создал мощную боеспособную армию, усовершенствовав опыт греков. Мечтал завоевать и объединить под своей властью греческие полисы и уже к середине 4 в. до н. э. завоевал несколько городов Северной Греции, а в 340-е гг. до н. э. продолжил движение на юг. Отличался грубым и прямолинейным характером и в то же время мог проявлять военную хитрость. Он умело ссорил между собой своих противников, пользуясь внутренними войнами между греками, нередко добивался успеха подкупом. Царь с издёвкой говорил, что в самой неприступной крепости найдётся калитка, через которую проникнет осёл, нагруженный золотом.

2. 3. Военная мощь Македонии (см также рисунок на с. 197)

В пехоту было отправлено более половины пастухов и земледельцев (самых крепких). Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копьё.

Греческое и македонское войско

Сходства: 1. Тяжелая пехота как основной род войск. 2. Фаланга как основа боевого строя. Отличия. 1. Более глубокий строй фаланги. Их не 8, как у греков, а 16 или 24 - вдвое или втрое против греческого. Такую толщину строя помогали создавать сверхдлинные пики-сариссы (от 2, 5 до 5 метров)*. 2. Более активное использование конницы, которая состояла из представителей знати, была отлично вооружена и обучена, сочетала ударную мощь и подвижность. Использовалась для прикрытия флангов фаланги, обхода и окружения вражеского строя. 3. Более активное использование гимнетов (легко вооруженных воинов), которые с помощью луков, дротиков, пращей вносила расстройство во вражеские ряды **.   4. Переняли у персов строительство осадных башен, больших метательных машин, специальные инженерные отряды.

Примечание*: Самые длинные копья клали на плечи впереди идущих воинов, и образовывался почти сплошной частокол из копий. Благодаря этому македонская фаланга наносила сокрушительный урон строю, а к ней было очень трудно подобраться.

Примечание**. Македонская фаланга могла не только наносить мощный фронтальный удар, но и держать оборону со всех сторон. Однако македонский строй был малоподвижный, требовалось время на перестроение. Именно поэтому македонская фаланга нуждалась в дополнительном прикрытии со стороны конницы и гимнетов.

3. Греческие полисы теряют независимость (с. 198-199)

3. 1. Отклик греков на натиск Македонии.

Исократ: Был неплохим оратором и страстным обличителем войн между греческими полисами. Особое негодование у него вызывали столкновения между богачами и бедняками внутри городов (Богатые скорее готовы бросить своё имущество в море, чем отдать его беднякам; а для бедных нет ничего желаннее, как ограбить богатых). Призвал добровольно подчиниться македонскому царю Филиппу, который может помирить греков и объединить их в походе на Персию. Демосфен: Считался лучшим греческим оратором всех времен. Был страстным и непримиримым противником Филиппа, считая его тираном и противником демократии. Разъезжая по Греции и произнося гневные речи против македонского царя, он сплотил ряд городов для борьбы с ним. Его речи против царя Филиппа стали называть «филиппиками». В дальнейшем этим словом стали обозначать любую яркую обличительную речь.

Разногласия между греками стали главной причиной их поражения в борьбе с Македонией.

Демосфен (историко-биографическая справка 384-322 гг. до н. э). Считается последним ярким политиком независимой Эллады. был сыном владельца оружейной мастерской в Афинах. Семи лет он осиротел, унаследовав от отца большое состояние, но опекуны расхитили все его деньги. Мечтая стать оратором, он был застенчивым и косноязычным ребёнком. Забросив мальчишеские забавы, Демосфен целиком отдался упражнениям в красноречии. Он уединялся в дальней комнате на два-три месяца, выбрив себе половину головы, чтобы от стыда невозможно было выйти наружу. Голос укреплял тем, что, не переводя дыхания, произносил длинные фразы. Неясный выговор он одолевал, вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки из поэтических произведений. В дальнейшем, тренируя громкость голоса, он репетировал свои речи у волнующегося моря, под шум прибоя. Получив первые навыки, Демосфен выступил в суде против своих опекунов и добился их осуждения. Осознав великую силу ораторского искусства, он стал использовать ее для защиты афинской демократии. После завоевания Греции Филипп пощадил Демосфена, однако тот не прекращал борьбы и, преследуемый сыном Филиппа Александром был вынужден бежать на один из мелких островов. Когда его попытался арестовать высланный из Афин отряд, принял яд.  

3. 2. Завоевание Греции.

Благодаря своему ораторскому гению Демосфен склонил афинян на свою сторону и сплотил вокруг Афин ряд городов для борьбы с Филиппом Македонским. Греческое войско встретило македонян у городка Херонея (в центре средней Греции недалеко от города Фивы – см. карту на с 115). Силы сторон были примерно равны (по 30 тыс). Филипп командовал фалангами в центре и на правом крыле. Левым флангом, состоявшим в основном из конницы, командовал его сын Александр. Греки занимали выгодные позиции (их фланги прикрывала река и крутой холм, поэтому атаки македонцев не имели успеха. Тогда Филипп притворным отступлением центра и левого фланга вынудил греков покинуть выгодные позиции, а затем нанес сокрушительный удар по расстроившим свои порядки грекам. Разгром завершил удар конницы Александра. Греческое войско обратилось в бегство. Только Афинян полегло около тысячи, общие потери греков были в несколько раз больше.

Филипп оценил доблесть и воинское искусство эллинов. Чтобы задобрить греков и удержать их от восстаний, Филипп, вернул без выкупа пленных и тела погибших. Он объявил себя не царем греков, а всего лишь военным руководителем. Большинство полисов и даже спартанцы признали власть Филиппа, греки и македоняне стали готовить совместный поход против персов. После удачного похода Филипп мечтал стать полноправным царем и Греции, и новых завоеванных территорий.

4. Начало царствования Александра Второго (Македонского, Великого 356-323 до н. э) (с. 199-200)

4. 1. Гибель царя Филиппа.

В Македонии шли празднества по случаю свадьбы царской дочери. Филипп, окружённый друзьями и телохранителями, направился в театр. Внезапно один из царских приближённых (юноша Павсаний), выхватив из-под одежд изогнутый клинок, пронзил им Филиппа и попытался скрыться. Но стража догнала его и заколола. До сих пор имя заказчика убийства не раскрыто, но существуют основные версии.

Версия 1. Сын Филиппа Александр мечтал о собственной воинской славе и боялся, что отец завюет весь мир, а он останется на вторых ролях. Версия 2. Мать Александра и жена Филиппа Олимпиада была оскорблена вторым браком своего мужа (на юной Клеопатре, дочери одного из македонских вельмож). Кроме того, она боялась, что Филипп завещает трон не Александру, а кому-либо из детей от второго брака.

4. 2. Особенности личности Александра.

Переняв отцовскую прямолинейность, был более образован, менее груб. Умел располагать к себе людей, в то же время был высокомерен, вспыльчив и проявлял жестокость к тем, кто его оскорбил или предал. Был склонен к решительным, нестандартным и рискованным действиям. Однако считается, что все свои (на первый взгляд импульсивные) действия он тщательно обдумывал. Именно поэтому ему сопутствовала удача даже в самых сложных обстоятельствах.

4. 3. Первые шаги.

а)Подавление восстаний в Греции (свидетельство жестокости). После смерти Филиппа некоторые города Греции объявили себя независимыми. Александр быстро подавил основные очаги восстаний, однако жители города Фивы имели хорошие укрепления и упорно сопротивлялись (335 г. до н. э. ). Разъярённый Александр после взятия Фив приказал устроить резню (погибло 6 тыс. человек). Остальных жителей (30 тыс. ) он продал в рабство. На вырученные деньги от выплатил государственные долги и дополнительно усилил армию.

б)Битва при Гранике (334 г. до н. э). Нестандартное, но обдуманное решение. Передбольшим походом на Персию Александр решил совершить разведывательный рейд в Малую Азию (имея 35 тыс. пехоты и 4, 5 тыс. конницы). У реки Граник (недалеко от бывшей Трои) ему преградило путь персидское войско (20 тыс. пехоты и 20 тыс. конницы).

Без остановки и подготовки Александр со своей конницей форсировал реку под дождем вражеских стрел. Сражаясь с превосходящими силами врага, Александр едва не погиб. От вражеской сабли его сначала спас крепкий шлем, а потом удар копья друга и телохранителя. (Персидский конник почти одолел Александра, но в последний момент подоспел Клит. В дальнейшем Александр убил своего спасителя, вспылив во время пьяной ссоры).

На первый взгляд безрассудный поступок Александра имел четкую цель: отвлечь и сковать и расстроить основные силы противника. За это время пехота успела выстроиться в фалангу и нанести сокрушительный удар. Потеряв чуть более 100 человек, войско Александра уничтожило, по свидетельству древних историков половину войска персов (Здесь налицо явное преувеличение, однако сам факт блестящей победы очевиден)

в)Гордиев узел. Нестандартное, но обдуманное решение. После победы при Гранике Александр посетил находившийся недалеко храм древнего фригийского царя Гордия. Там хранилась веревка, завязанная в чрезвычайно сложный узел. Согласно легендам, тот кто распутает этот узел, станет царем всей Азии. Поняв, что этот узел ему не развязать, Александр подумал некоторое время, а потом вынул меч и ударом остро отточенного клинка разрубил веревки. Обдумывая свои действия, он решил, что распутать – это не обязательно развязать. Распутать можно и другим методом.

ДЗ: Параграф 41. ? 1-5. Поработайте с картой, Опишите рисунок, Подумайте 2 (устно). Также знать о битве при Гранике легенду о Гордиевом узле. Желательно сделать краткие выписки по основным пунктам плана учебника или Доп. материалов (что не успели на уроке). Письменно по желанию – Подумайте 1 (подробно с обоснованиями).

 

 


Приложение 1. Реконструкция

внешнего облика Филиппа 2.

Приложение 1. Реконструкция

внешнего облика Александра Македонского


 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.