|
|||
«Идеал – это точка опоры, он дает мне возможность быть независимым от внешней ситуации, не плыть по течению, не подчиняться обстоятельствам»Стр 1 из 2Следующая ⇒
Стремиться к идеалу // http: //www. psychologies. ru/self-knowledge/individuality/stremitsya-k-idealu/
У всех нас есть представление об идеале - идет ли речь об отношениях, обществе или организации рабочего процесса. Идеалы нужны нам, они наполняют нашу жизнь смыслом, считает психотерапевт Дмитрий Леонтьев.
Можно ли сказать, что идеалы делают нашу жизнь лучше? Конечно, нам нравится думать, что у нас есть представления об идеальном мире, идеальном обществе, идеальных отношениях, к которым мы в глубине души стремимся. Словом, идеал украшает жизнь и придает ей направление, но он же накладывает на нас ответственность. Если есть идеал, надо работать над тем, чтобы он реализовался. Но велик соблазн требовать, чтобы наши идеалы воплотили для нас другие. Мы знаем по опыту, что многие из нас не готовы ни за что отвечать, рассчитывая, что им «сделают хорошо». «Избалованный ребенок безусловно счастлив, но его счастье неустойчиво, потому что он не знает, что сделать, чтобы быть счастливым. Он своим счастьем обязан обстоятельствам», – поясняет Дмитрий Леонтьев. Вот, значит, в чем польза идеала: «если мы будем отвечать за свою жизнь, наше счастье будет больше зависеть от нас самих». Так продолжился наш диалог, в котором мы задали простые вопросы и получили на них неочевидные ответы...
Psychologies: Что такое идеал? Дмитрий Леонтьев Дмитрий Леонтьев: Модель должного. Необязательно цель, скорее критерий сравнения. Мы сравниваем сущее с должным, реальное с желаемым и в зависимости от этого корректируем свои действия. Кроме того, идеал – это то, что, по нашему глубокому убеждению, могут оценить, поддержать и разделить с нами другие люди. Идеал – это нечто недосягаемое? Д. Л. Д. Л.: Это вектор, направление. Идеалы задают направление, но не конечную точку. Как горизонт: мы идем к нему, а он отодвигается. Как возникают идеалы? Д. Л. Д. Л.: Идеалы формируются сами по себе просто потому, что мы живем в обществе. Любая социальная группа вырабатывает коллективное представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Как надо и как не надо. Это и есть идеалы, именно их мы берем из разных групп. Сначала в семье, затем в других референтных группах, маленьких и больших, вплоть до человечества в целом. Как понять, что у меня есть идеал? Д. Л. Д. Л.: Идеалы есть у всех, но не все в этом признаются и не все их осознают. Некоторые идеалы предполагают отрицание идеалов, к примеру, «я настоящий мужик, твердо стою на земле, и все эти глупости не для меня». Или желание иметь очень много денег – тоже идеал, а не потребность, как можно было бы подумать. Если я чувствую, что у меня есть идеалы, что мне дает это ощущение? Д. Л. Д. Л.: Точку опоры. Возможность не плыть по течению, меньше зависеть от ситуации, не подчиняться внешним стимулам. Однако кроме идеала нужны еще и «нравственные мускулы», как называл их философ Мераб Мамардашвили. Идеалы меняются в течение жизни? Д. Л. Д. Л.: Идеалы довольно устойчивы, и, если они рушатся, это ощутимый и болезненный процесс. Такие кризисы, конечно, случаются, но не каждый месяц. К примеру, кто-то верит в вечную любовь, но с течением времени убеждается, что ее нет. В результате кризиса идеалы могут поменяться. Но надо понимать, что диалог между людьми, у которых разные жизненные ценности, труден. С другой стороны, все международные отношения на этом строятся, дипломаты и политики ищут способы договариваться. А в личных отношениях? Можем ли мы быть близки с теми, у кого другие идеалы? «Идеал – это точка опоры, он дает мне возможность быть независимым от внешней ситуации, не плыть по течению, не подчиняться обстоятельствам» Д. Л. Д. Л.: У близких людей не может быть разных идеалов. Именно сходство идеалов объединяет нас в группы и противопоставляет другим общностям. Другие ценности могут возникать по мере того, как человек выходит из рамок группы. Например, дети, взрослея, начинают включаться в другие социальные группы, и их идеалы трансформируются: они пытаются самоопределиться, противопоставляют и сравнивают другие ценности с теми, которые имеют вес в семье, ищут свой путь. В результате они могут обрести что-то свое, предпочесть родительские ценности, найти компромисс. В чем опасность идеалов? Д. Л. Д. Л.: Есть риск, что ради идеала мы откажемся от реальности. Зачастую она представляется настолько тоскливой и отталкивающей, что мы отворачиваемся от нее и попадаем в серьезную ловушку идеализации, рискуя своим душевным здоровьем. Здоровое развитие личности – это реализация реального «Я». Но может реализоваться и невротическое «Я»: не то, что мы есть на самом деле, а то, чем мы бы хотели быть. Уход в пространство идеалов делает невозможным самое важное – проложить путь от нынешней несовершенной реальности к тому, что хотелось бы получить. То есть задача в том, чтобы соединить идеал и реальность? Д. Л. Д. Л.: Безусловно. Многие проблемы нашего общества, культуры связаны с противопоставлением идеала и реальности. Мы сильны в формировании идеалов, но слабы в прокладывании пути к ним. Вот знакомый говорит о своем настоящем, о том, как все плохо, уныло, беспросветно, но вдруг лицо его проясняется, в глазах зажигается огонь – «Но как подумаю, что будет лет через десять, так сразу жить хочется! » Вроде бы у него есть идеал, но он никак не связан с тем, что есть у него на данный момент. Его идеал – это другая, отдельная жизнь. Но нельзя исходить из того, что идеалы реализуются сами по себе. Необходим путь к желаемому. Идея «по щучьему велению» казалась очень мощным элементом нашего менталитета, как и установка «сидеть на печи тридцать лет и три года». В 1960-х годах ученые изучали, как фольклор различных стран соотносится с их экономическими успехами. Выяснилось, что связь очень четкая: в тех странах, где дети читали книжки, мотивирующие к достижениям, через 10–20 лет начинался экономический подъем. Это не обязательно сказки: книга «Властелин колец», к примеру, тоже очень полезна для развития ребенка. В ней много потрясающих экзистенциальных открытий и прозрений. Одно из главных заключается в том, что нет прямой связи между добрыми намерениями и добрыми поступками, и между злыми намерениями и злыми поступками. Добрые намерения необязательно приводят к добру и наоборот. Вы же помните, что кольцо всевластия уничтожил вовсе не Фродо... Как проложить путь к идеалу? Д. Л. Д. Л.: Изменить отношение к реальности, перестать противопоставлять ее идеалу. Осознать, что, только трансформируя реальность, можно приблизиться к идеалу. Каждый человек может выбраться из среды, в которой преобладают неблизкие ему ценности. Попадая в разные социальные группы с разными идеалами, он может подобрать себе то, что ему нравится. Начать, к примеру, хорошо учиться вопреки тому, что в семье или близком кругу сверстников это не принято… Не начинает ли раздражать со временем, что идеал неосуществим? Д. Л. Д. Л.: Надо учиться получать удовольствие от процесса. Жизнь – это процесс, и вся прелесть в процессе, а не в конечной точке, потому что эта точка у всех одна и та же. Даже лучше, чтобы она отодвигалась подольше.
«Мы нуждаемся в том, что нас превосходит» // http: //www. psychologies. ru/self-knowledge/individuality/myi-nujdaemsya-v-tom-chto-nas-prevoshodit/
Возможно ли реализовать себя в одиночку? «Это иллюзия», – отвечает психоаналитик Ален Ванье. Чтобы придать смысл своей жизни, необходимы убеждения, верования и идеалы.
Psychologies: Почему потребность «найти себя» сегодня стала такой актуальной? Ален Ванье: Это, на мой взгляд, не что иное, как один из симптомов современного неблагополучия. Много лет назад Зигмунд Фрейд объяснял в книге «Недовольство культурой»1, что люди ощущают неблагополучие из-за жертв, которых требует от них наша цивилизация. Так вот, если сегодня мы чувствуем, что нам необходимо найти себя, объясняется это тем, что мы чувствуем себя потерянными, предоставленными самим себе. Два века назад никто бы не задавался подобным вопросом. Люди не искали себя, им это было не нужно: место каждого человека было отведено ему с рождения и навсегда. Происхождение, как социальное, так и семейное, устанавливало некие обязанности, ограничения, более или менее широкие возможности, определяемые родством. Европейской аристократической семье требовался наследник мужского пола, чтобы передать ему поместье и имя. От второго сына ожидалось, что он посвятит себя религиозному служению, и так далее. В прошлом веке вам также не требовалось «найти себя» в профессиональном плане: ваше существование полностью определялось тем делом, которым вы занимались. Вы приходили на работу в 18 лет и проводили там всю жизнь, постепенно поднимаясь по карьерным ступеням, а затем спокойно уходили на пенсию. Традиционный уклад приносил утешение, но удерживал в инфантильной позиции – Фрейд говорил даже о «крепостной зависимости». Готов ли современный человек обойтись без этой поддержки? Сейчас люди лишены ориентиров, которые давало определенное и закрепленное за ними положение в обществе.
|
|||
|