Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Техника гримирования.



Строение черепа.

Для того чтобы уметь правильно гримироваться, нужно знать строение черепа и мышц лица.
Череп делится на черепную коробку и лицевую часть.


 Черепная коробка состоит из лобной кости, двух теменных, затылочной, двух височных и основной
кости, находящейся внизу черепа и служащей его основанием. Лицевая часть состоит из верхней и нижней челюсти, двух скуловых и мелких носовых костей. Все эти кости образуют выпуклости и впадины.

Основных выпуклостей на черепе шесть: две скуловые, носовая с хрящом, две надбровные дуги и подбородочная.

В старом театре актеры-ремесленники заучивали определенные мимические выражения и пользовались ими в любом случае, в любой роли. Так сложились вековые актерские штампы. Их и сейчас можно встретить в некоторых театрах, где горе, радость, любовь, ненависть изображаются актерами всегда одинаково, с помощью заученной мимики. Передовые русские театры объявили войну всяческим штампам на драматической и оперной сцене. Каждый выражает свои чувства по-своему. Больше того, один и тот же человек в различных обстоятельствах по-разному выражает одинаковые чувства. В этом сказывается и характер человека, и обстоятельства, на которые он реагирует, и сила чувства. У одного радость вызывает бурно оживленную мимику, другой переживает это чувство «про себя», и оно отражается только в ярком блеске глаз, едва заметной улыбке и т. д. Наконец, большое значение имеет характер чувства. Одно дело — радость от встречи с любимым человеком, другое — радость в момент выполнения сложного боевого или производственного задания. Внимательно наблюдая жизнь, актер-художник заметит, что советскому солдату, советскому рабочему свойственна особенная благородно скромная манера выражения своих чувств в тот момент, например, когда его чествуют товарищи за славный боевой или трудовой подвиг. Но и тут бывают бесчисленные оттенки. Одно дело — радостные переживания молодой девушки-колхозницы или рабочего-подростка, другое — те же переживания пожилого рабочего, бывалого солдата и т. д.

Лобная мышца поднимает кожу лба и брови, образуя на лбу горизонтальные морщины, и широко раскрывает глазную щель. При этом лицо может выражать внимание, любопытство, изумление.

Круговая мышца глаза (орбитальная) разделяется на две самостоятельные части: верхнюю и нижнюю. Верхняя опускает бровь книзу, выпрямляет ее, образует на переносье вертикальные складки. В противоположность лобной верхняя орбитальная мышца расправляет морщины лба (это примерно соответствует сосредоточенному выражению лица). Нижняя орбитальная мышца поднимает нижнее веко.
Мышца, сдвигающая брови, расположена выше надбровных дуг. При сокращении этой мышцы брови сдвигаются, внутренние концы их поднимаются кверху, а наружные остаются опущенными книзу; посредине лба образуются поперечные складки, иногда продолжающиеся и на переносье.
Характерное косое положение бровей с приподнятыми кверху головками еще на старинных театральных масках изображало горе, печаль. Но актер может передать глубокое, искреннее чувство горя и при неподвижном, как бы окаменевшем лице.
При бурной радости сокращаются большие скуловые мышцы, лобная мышца и круговая мышца рта. Губы растягиваются, носогубные складки выгибаются наружу, нижние веки приподнимаются, а у наружных углов глаз образуются лучистые складки. В результате сокращения «мышцы радости» получается «улыбка глаз», которая на некоторых лицах так же заметна, как и улыбка губ.
Выражение отвращения и презрения при слегка зажмуренных глазах и опущенных углах рта появляется в момент сокращения орбитальных мышц, треугольных мышц, расположенных возле углов рта, и поперечных мышц носа, находящихся над его крыльями. Следует заметить, что при изображении сугубо отрицательных персонажей неопытные актеры часто злоупотребляют этим мимическим рисунком, и в результате получается «штамп злодея». Такие актеры забывают, что в жизни прототипы их отрицательных персонажей чаще скрывают, чем обнажают свои чувства. Надо избегать штампа «отрицательного персонажа».

Расстояние, отделяющее сцену от зрителя, требует усиления естественных мимических средств актера.
Для того чтобы выражение лица лучше воспринималось зрителем, на помощь исполнителю приходит гример.
Часто повторяемые движения одной и той же группы мышц, зависящие от характера человека, от его переживаний, образуют морщины, которые и создают определенное выражение лица, формируют его тип. Но в тех случаях, когда гример пытается воспроизвести на лице актера какое-нибудь одно определенное чувство, хотя бы и типичное для данного образа, он лишь мешает исполнителю роли. Если, играя роль злого человека, преступника, исполнитель сделает себе «маску злобы» — нарисует резко изломанные брови, глубокую складку между ними, опустит вниз углы рта, то есть закрепит гримом все то, что является мимическим штампом злости, то образ получится фальшивым, неубедительным, актеру играть будет трудно.

Вот почему, гримируясь, следует учитывать, что будет делать актер на протяжении всего спектакля, и лишь слегка подчеркивать типичные для сценического образа черты лица.
Задача актера — освоить найденный на репетициях грим, уметь носить его так, чтобы он стал «своим».

Жировые гримировальные краски представляют собой густую массу, которая накладывается на лицо и легко снимается вазелином.

Коробка гримировальных красок обычно содержит в себе восемь-девять цветов:

1) белый (в чистом виде не применяется, а служит для смешивания и смягчения других цветов);
2) светлорозовый, или, как его принято называть, № 2;
3) темнорозовый с желтизной, или № 3, общий тон;
4) светлокрасный (кармин) — для молодого румянца и губ при молодом гриме;
5) темнокрасный (бакан) — для старческого румянца и губ;
6) коричневый — для теней, впадин, бровей и в смеси с баканом—для морщин;
7) синий — для подводки глаз, изображения небритости, синяков;
8) черный — для глаз и бровей при черных волосах, а также для смешивания и усиления других цветов; иногда набор грима содержит еще и желтую краску.

Синяя и черная краски употребляются очень редко, и без них вообще можно обойтись. Остальные же краски могут быть заменены тремя: белой, красной и коричневой. Смешивая их, вы получите любой из нужных вам цветов. Светлорозовый получается в результате смешивания белого с небольшим количеством красного. Для того чтобы получить темнорозовый тон, к нему нужно добавить коричневую краску.
Но если нет и этих красок, то белую можно заменить цинковым порошком или мелом, которые надо развести с небольшим количеством какого-либо жира. Красную лучше всего заменить обыкновенной губной помадой или, в крайнем случае, свеклой или клюквой, темные цвета — лакричным порошком, разведенным в воде, жженой пробкой или березовым углем.
Если нужно покрыть гримом все лицо, то делают это пальцем. Так же накладывают румянец, закрашивая бока носа, глазные впадины — словом, все то, что не требует тонких линий. Для бровей, морщин, глаз требуется растушевка или тонкая кисточка.

Гримировальные краски совершенно безвредны, так как они состоят из минеральных и растительных красок и жиров. Но они требуют аккуратного обращения.

Правила нанесения гримировальных красок на лицо и пользования принадлежностями для грима делятся на гигиенические и технические.
К гигиеническим правилам относятся следующие: лицо перед гримировкой должно быть абсолютно чистым. Желательно протереть кожу одеколоном, разбавленным водой, или вазелином. Руки необходимо предварительно хорошо вымыть.
Все принадлежности для грима — краски, растушевки, кисти, вазелин и т. д. — должны быть абсолютно чистыми. В противном случае они будут загрязнять и раздражать кожу.
Как при гримировании, так и при разгримировке ни в коем случае не следует втирать краску в кожу. Ее надо наносить легко и в одном направлении: сверху вниз по обе стороны от носа

При снятии грима лицо покрывается вазелином или другим жиром (только несоленым), начисто вытирается и запудривается.

Умываться после грима нужно теплой водой, так как она, расширяя поры нашей кожи, растворяет частицы жировых веществ, оставшихся после грима и вазелина.

Когда мы говорим о гриме лица, мы всегда говорим о цвете или о форме. Например, мы определяем: худое лицо, полное лицо — это относится к форме. Бледное, смуглое, румяное лицо — это относится к цвету. Возраст персонажа, состояние его здоровья, мимическое выражение — все это передается в гриме посредством цвета и формы.

Определенное расположение на лице светлых и темных тонов, то есть нарисованных впадин и выпуклостей, создает впечатление формы лица.

Сильное и равномерное освещение сцены, значительное расстояние от актера до зрителя лишают его лицо объемности, скрадывают мимику.
Вот почему необходимо гримироваться даже в тех случаях, когда лицо актера вполне подходит к исполняемой роли и не требует изменений ни в цвете, ни в форме. Это нужно для того, чтобы сделать лицо более объемным, а следовательно, более выразительным.

Пользуясь при гримировке приемами светотени, то есть сочетанием темных и светлых тонов, можно создать иллюзию изменения лица. Следует только твердо помнить, что темные тона красок суживают, углубляют, отдаляют предмет, светлые — расширяют, приближают его.

Удачи!!!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.