Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА 15 СТРАСТЬ УНЫНИЕ



Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, пренебрежение христианским подвигом, ненависть к обету, ублажитель мирских людей, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии не лениво, в послушании – лицемерно.

Бесы наводят на душу уныние в предположении, не истощится ли ее терпение в продолжительном ожидании милости Божией, не покинет ли она самого жительства по Богу, признав его невыносимо трудным. Но если будут в нас любовь, терпение и воздержание, демоны не преуспеют ни в каком своем намерении...

 Изначально Богом в человека заложено желание поиска духовной радости, постоянного Богообщения через добродетель трезвения. Только благодать Святаго Духа может насытить душу в её стремлении к духовной радости. Отсутствие благодати оставляет душу человека в пустом, мрачном состоянии. После первородного греха всё духовное становится человеку как быть чуждым, крайне тяжёлым и безрадостным.

Уныние- это всепобеждающая смерть, которая рождается от неверия и отсутствия страха Божия. От правильной веры рождается страх Божий. Не имея страха Божия, не будет причины к исправлению своей души. Нежелание искать веры, узнавать веру, не принятие никаких мер чтобы жить по вере, нерадение исполнять заповеди Христовы, когда ничего не делается для спасения это есть состояние уныния. Если в этот момент человек находится не в состоянии покаяния, то он находится в состоянии уныния. В таком состоянии уныние связало человека, забрало у души все духовные силы искать Бога, искать Истину, молиться, читать, делать поклоны, каяться, соблюдать посты. Уныние связывает все способности души возвращаться к Богу через покаяние. Все действия человека, не ведущие его ко спасению, относятся к страсти уныния.

Уныние – мрачное, подавленное состояние духа в пассивной форме проявляется в ничего неделании, лень на молитве, чтении, работе, гнетущая тоска, скука, отсутствие интереса, безразличие ко всему. Такое состояние человека называют депрессией. Человек, желая избежать этого подавленного состояния, устремляется к активной форме жизни. Желая заполнить пустоту души человек с забвением погружается в работу, в дела, заботы, ищет общения, разнообразных развлечений и наслаждений, в активном занятии спортом. Человек через свои органы чувств зрение, слух, воспринимает жадно всевозможную информацию, часто греховную, и через эти двери сердца все греховное входит прямо в сердце. Но все, чем человек хочет избавиться от уныния, есть проявления самой страсти уныния. Тем самым продолжается усиленная подпитка страсти, которая с каждым разом будет требовать от человека более разнообразного и изощренного развлечения и удовольствия. Этот замкнутый круг приводит человека к крайним формам развития страсти.

 Противоположной страсти уныния является добродетель трезвение: Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна, изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их»

В борьбе со страстью уныния необходимо терпение. Терпение, как благодатный дар, даётся Богом за самоукорение. Если мы будем заниматься самоукорением, то этим привлекаем Божию благодать, которая даёт нам терпение. Скорби, попускаемые Богом, есть епитимьи во искупление последствий совершенных нами грехов. Когда человек, самоукоряя себя, принимает всё случившееся с ним как достойное по грехам его, то сам Бог даёт терпение и силы для перенесения этих скорбей и искушений. Самоукорение это то средство, при помощи которого человек может удерживать себя всегда в состоянии покаяния. Самоукорение- это вспоминание своих старых грехов, которые наиболее сильно задевают совесть, которые сильно сокрушают дух и приводит кающегося к сожалению о совершенных грехах, о своей греховной жизни, о своей погибели. При искушении, когда ломает страсть уныния и не хватает терпения, если христианин начинает себя искренне укорять, и содрагается дух его, то этим привлекается Божественная благодать. Благодать дает силу терпению и не дает человеку впасть в отчаяние.

Из деяний святых отцов:

-Болезнь сия врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением; потому что и рождается она от малодушия, и праздности, и празднословия.

-Из письма твоего я вижу, что на тебя напало уныние. Люта эта страсть, с которой христианам, хотящим спастись, надо много бороться. Она и тех людей борет, которые имеют хлеб и все готовое, а особенно тех, которые живут в уединении. Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание. Господь подаст охоту и усердие. Вызывает желание молитвы и как бы влечет к ней и ко всякому доброму делу и привычка. Приучайся и привыкать, и сама привычка повлечет тебя к молитве и всякому добру. Усердию помогает и перемена занятий, то есть когда-то и другое делаешь попеременно. Делай и ты так: то молись, то руками что-нибудь делай, то книгу почитай, то рассуждай о душе твоей и о вечном спасении, и о прочем, то есть молись, читай книгу, занимайся рукоделием, и опять молись, и опять другое делай. И когда нападет сильное уныние, выйди из комнаты и, прогуливаясь, рассуждай о Христе и прочем, и, рассуждая, вознеси ум к Богу и молись. Ты прогонишь уныние.

1. Главное противодействие (противоядие) унынию – не уступать, а сидеть за делом. Кто любит сидеть за работою, тому некогда ходить туда и сюда, разведывать чужие дела, вмешиваться и пересуживать их.

2. Не увлекаться любопытством, не стараться узнавать о чужих делах, делах мира, поведении и поступках других людей.

3. Удаляться от празднолюбцев и тунеядцев, от всех тех, кои не хотят трудиться, и отсекать их от себя.

4. От уныния врачует терпеливость со всяким самопринуждением из страха Божия. Необходимо воспитание в себе самопринуждения.

5. Во всяком деле следует определить себе разумную меру, чтобы оно не пресекалось с одной стороны, из-за чрезмерной горячности и переутомления, а с другой – не оказалось невыполненным из-за лености и неторопливости. Не оставляй дела прежде, чем не закончишь его.

                               



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.