Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЖИВОЙ КОНКУРС



 

ОТКРЫТЫЙ ГОРОДСКОЙ

ЖИВОЙ КОНКУРС

СКУЛЬПТУР-ГЛИНЯНОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Тихомирова Надежда Васильевна ,

методист МБУ ДО города Костромы ДЮЦ «Ровесник»

Дмитриева Ольга Владимировна ,

методист МБУ ДО города Костромы ДЮЦ «Ровесник»

Живой конкурс – что это такое? В декабре 2009 года, когда впервые возникла идея его проведения, многие задавали и этот вопрос среди следующих прочих: почему именно живой, чем отличается от обычного конкурса, что особенного именно в такой форме.

Практика живого конкурса используется крупными российскими музеями для привлечения внимания к определенной теме в музейной образовательной деятельности.

Привлекательной стороной конкурса является получение новых знаний, применение их на практике в ходе изготовления творческого продукта прямо на глазах у зрителей, экспертов, других участников конкурса и незамедлительное подведение итогов конкурса так же на глазах присутствующих.

Впервые в Детско-юношеском центре города Костромы «Ровесник» живой конкурс был проведен в преддверии празднования 10-летия Культурно-просветительского центра имени Е. В. Честнякова. Сейчас, через 10 лет проведения, конкурс стал традиционным. Ежегодно конкурс, видоизменяясь по своему содержанию, организационным подходам, неизменным оставляет следующее:

- конкурс ставит своей целью популяризацию творчества Е. В. Честнякова;

- для достижения цели используются активные формы;

- содержание конкурса – информационная часть, рисование и лепка из глины;

- конкурс ежегодно проводится по новой теме;

- участниками конкурса является команда – педагог (наставник) и его обучающийся (ученик);

- в конкурсе могут принять участие даже неподготовленные участники, т. к. на всех этапах конкурса осуществляется поддержка участников конкурса опытными педагогами КПЦ имени Е. В. Честнякова;

- конкурс предваряется информационно-методическим семинаром, где педагог – участник живого конкурса получает информацию и материалы по конкурсной теме;

- каждый участник, будь то наставник или ученик, имеют возможность проявить себя в ходе проведения конкурса;

- результат конкурса – композиция из глины по мотивам творчества Е. В. Честнякова, созданная на глазах у зрителей, представленная всем присутствующим в ходе защиты;

- оценка деятельности дается и команде в целом, и индивидуальным участникам;

- в итоге каждый получает удовольствие от процесса сотворчества, юные участники – грамоты и дипломы, педагоги – благодарственные письма.

С целью популяризации формы живого конкурса и активного применения в практической педагогической деятельности приводим алгоритм его организации и проведения.

Подготовительный этап организации и проведения конкурса. Команда организаторов задолго разрабатывает положение, определяет тему, продумывает особенности работы по теме с конкретной возрастной аудиторией, готовит методические и дидактические материалы, апробирует на занятиях с обучающимися. Методические наработки и результаты практической деятельности педагогического коллектива по теме конкурса демонстрируются педагогической аудитории в ходе ежегодного городского информационно-методического семинара ко Дню рождения Е. В. Честнякова. Каждый участник семинара из числа участников конкурса получает ресурсный пакет материалов:

- положение о конкурсе;

- информационно-методические материалы по теме конкурса;

- памятки для наставников, регламентирующие их деятельность в ходе проведения конкурса;

- информационные буклеты;

- контактные данные организаторов конкурса для оперативной связи в ходе подготовки к живому конкурсу. За последние три года в ходе Живого конкурса скульптур-глинянок были изучены и методически проработаны следующие темы по творчеству Е. В. Честнякова: 2018 год «Чудеса на Унже»; 2019 год «Шабловский хоровод», 2020 год «Иванушкино путешествие».

Основной этап организации и проведения конкурса. Итак, подготовленные участники – ученики и наставники – приходят на конкурс, предварительно самостоятельно детально изучив тему. Проведение конкурса выстроено в логической взаимосвязанной последовательности следующих блоков: погружение в тему конкурса; выполнение конкурсных работ; защита конкурсных работ; оценка конкурсных работ; награждение участников и победителей конкурса.

Остановимся подробнее на каждом смысловом блоке живого конкурса.

Погружение в тему конкурса происходит через аудиовизуальный ряд, настраивающий на восприятие темы живого конкурса, который отбирается с учётом специфики детского восприятия. В различные годы использовались различные средства погружения: театральная зарисовка, литературно-музыкальная композиция, художественное чтение, экранные презентации. При накладывании информации, полученной на подготовительном этапе конкурса и эмоционального погружения в тему конкурса на его старте организаторами всегда достигается эффект позитивного стимулирования на продуктивную творческую деятельность, когда глаза и наставников, и учеников «горят», а голова даёт посыл рукам к активным созидательным действиям. Именно в этот момент участники начинают формировать будущую конкурсную работу в эскизе. Наставник и ученик в творческом союзе продумывают общую композицию, планируют индивидуальную работу в рамках общего задания.

Далее переход ко второму смысловому блоку живого конкурса – работа с глиной или выполнение конкурсной работы. Здесь, как показывает опыт, многие участники впервые сталкиваются с этим природным материалом, поскольку на подготовительном этапе не всегда имеется возможность найти глину в свободном доступе и участники конкурса иногда практикуют работу с пластилином. В ходе конкурса, на мастер-классе по лепке из глины, есть возможность на практике освоить за короткое время технологию работы с глиной, последовательность изготовления глиняной скульптуры и познакомиться с требованиями к процессу лепки глинянок. Ученики могут в качестве подсказки использовать иллюстративные материалы, технологические карты, подобранные организаторами. Иллюстративные материалы помогают детям быть свободнее в выборе сюжета для творчества по заявленной теме.

Идея конкурса – создание творческого продукта командой по формуле:

УЧЕНИК + НАСТАВНИК = УСПЕХ

В команде каждый занят своим делом, ученик создаёт творческий продукт, наставник в процессе конкурса обеспечивает:

- психологическую защиту при вхождении ученика в коллектив участников конкурса;

- включение ученика в предложенную деятельность;

- соблюдение учеником конкурсных требований;

- оказание индивидуальной помощи в планировании работы над творческим продуктом;

- обеспечение последовательного выполнения операций по созданию творческого продукта из глины;

- соблюдение временных рамок конкурсного задания учеником.

Кроме того, наставник, по решению оргкомитета конкурса в зависимости от уровня сложности темы может выполнять свою часть скульптурной композиции. Например, в конкурсе «Шабловский хоровод» в номинации «Красно солнышко на утренней заре осветило крайний домик на горе... » наставник лепит домик, ученик – хозяев дома за утренними деревенскими заботами. В варианте конкурса с дошкольниками роли распределяются иначе:  наставник и ученик работают над композиционной группой вместе, по ходу лепки распределяют, кем будет лепиться та или иная часть композиции, т. е. осуществляется постоянный контакт в ходе выполнения задания. В случае, если участники – дети дошкольного возраста – ведущая роль наставника возрастает в части выполнения сложных конструкций сохраняя при этом авторство ребенка в творческом замысле и выполнении работы. Конкурс ограничен временными рамками, поэтому по сигналу организаторов к назначенному времени участники завершают этап лепки из глины.

Наступает время для следующего смыслового блока живого конкурса – защиты творческих работ. Согласно положению о конкурсе защита предполагает использование театрализации. На практике защита проходит в различных форматах и полностью зависит от темы конкурса и творческой инициативы участников. Все чаще организаторами стала использоваться практика коллективной защиты. Несколько пар-участников конкурса объединяют защиту общим сюжетным ходом, чаще всего сказкой. Выбирается один ведущий из числа взрослых, который по ходу изложения общего сюжета дает слово каждой паре участников для представления своей части общей композиции. Защищают свою композицию и наставник и ученик, для защиты используют различные приемы: оживляют глинянки голосами персонажей, рассказывают их историю, включают в свое выступление цитаты, стихи Е. В. Честнякова. Ведущий завершает сказку поучительной концовкой. Защита работ происходит всегда в очень доброжелательной, доброй, почти семейной обстановке, где участники с радостью показывают и рассказывают о своей прожитой на конкурсе и вылепленной истории.

Следующим смысловым блоком конкурса является оценка конкурсных работ. Жюри конкурса обеспечивает оценку работы его участников и контроль на всех этапах выполнения творческой работы при соблюдении позиции наставника и ученика. Членами жюри в определении победителей учитывается и командная работа.

Оценка конкурсных работ проходит согласно следующим критериям: тематическое соответствие работы; оригинальность творческого замысла композиции; качество выполненной работы, проработанность деталей и частей композиции; активность и инициатива участников в подготовке защиты; творческий подход, качество защиты и демонстрации работы.

При оценке работ жюри конкурса руководствуется принципами Е. В. Честнякова работы с детьми – все дети без исключения талантливы, каждая работа заслуживает внимания, потому что в ней есть искорка творчества и творческая победа. Отсюда все участники конкурса, так или иначе, победители: у одного скульптура «Самая добрая», у другого «Самая искренняя», у третьего «Самая эмоциональная» и т. д.

Самый приятный момент – награждение участников и победителей конкурса. Исполнители лучших работ получают грамоты, участники – дипломы. Наставники, подготовившие победителей конкурса, отмечаются благодарственными письмами «За педагогический талант и мастерство».

Конкурс закончен для участников, но для организаторов он заканчивается только после анализа всех этапов подготовки и проведения конкурса, когда можно сделать выводы.

Заключительный этап – анализ организации и проведения конкурса.

Результаты конкурса для участников. Все участники конкурса, посвященного Дню рождения Е. В. Честнякова, являются победителями. Педагоги получают опыт популяризации творчества Е. В. Честнякова в своих образовательных организациях. Обучающиеся – заряд творчества от совместной работы с педагогами, стимул для дальнейшего творческого роста.

Важным и главным результатом конкурса можно считать формирование круга постоянных участников из числа педагогов и детей, которые приобретают уникальный творческий опыт. Из отзывов участников конкурса: «Приобретенный опыт транслируется в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования, темы включаются педагогом-участником конкурса в программы занятий учреждения, на базе учебного заведения используется практика проведения мастер-классов педагога и ученика по материалам, полученным на конкурсе».

Кроме того, увеличение заявок для участия в конкурсе позволяет сделать вывод об актуальности конкурса и расширение географии распространения темы. Таким образом, цель конкурса – популяризация творчества Е. В. Честнякова среди детей и педагогов – достигнута. Это ли не главный результат для организаторов.

Отметим и другие результаты, полученные от проведения конкурса и для городского образовательного сообщества, и для педагогического коллектива учреждения:

- конкурс не просто городское мероприятие, он является методической «копилкой» опыта по теме изучения жизни и творчества Е. В. Честнякова;

- конкурс – это электронный ресурс, которым в рамках работы ресурсного центра «Духовно-нравственное воспитание на традициях культуры костромского края для учреждений основного и дополнительного образования» могут воспользоваться педагоги города Костромы в образовательных целях;

- конкурс – это стимул к широкому и глубокому исследованию творчества Е. В. Честнякова;

- конкурс – это форма педагогического самообразования для коллектива учреждения, стимул к качественному оформлению результатов педагогического опыта.

Важным итогом 2020 года стал опыт проведения конкурса в дистанционном формате. Исходя из того, что конкурс в онлайн формате проводился впервые и осложнялся необходимостью оперативных действий, ресурсы выбирались доступные как организаторам, так и участникам. Конкурс проходил на странице социальной сети в ВКонтакте Ресурсного методического центра КПЦ им. Е. В. Честнякова ДЮЦ «Ровесник», там же размещались: документы; информационные, методические материалы, задания для участников; защита работ; итоги конкурса. Наградные документы были высланы каждому участнику на адрес электронной почты.

Основные минусы организации и проведения конкурса в онлайн формате лежали в плоскости информационно-технической подготовленности и оснащенности участников. Выводы, сделанные организаторами:

- для подготовки и организации конкурса в онлайн-формате требуется разработать новые формы представления и варианты публичной защиты;

- расширить временные рамки подготовки и проведения конкурса.

В целом организаторы конкурса справились с поставленными задачами, как и все участники конкурса с заданиями. По итогам получены положительные отзывы об организации и проведении конкурса. Новым и положительным эффектом стала публичность представления материалов защиты конкурса, а размещение материалов на странице Ресурсного методического центра позволило педагогам образовательных учреждений дистанционно обращаться к методической «копилке» конкурса и материалам мастер-классов.

Значит, живой конкурс будет жить, и развиваться, радовать участников новыми темами, а творчество Е. В. Честнякова и в «цифре» – вызывать положительные эмоции от соприкосновения с кологривской уникальностью и самобытностью, фантазией и традицией, щедростью и гостеприимством костромского края.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.