Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социология здоровья



Здоровье населения – не только показатель социального благополучия наций, но и системообразующий институциональный фактор социума. Система здравоохранения выступает в качестве составной части социокультурного комплекса российского государства и общества.

Здравоохранение – это система общественных и государственных социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения. Это система отношений общества и социально-экономическая инфраструктура учреждений и организаций (политических, экономических, общественных, государственных, частных, религиозных, медицинских), имеющих своей целью осуществление мер по охране здоровья населения.

Здравоохранение является социальной обязанностью государственных структур по организационной системной охране здоровья людей, профилактике на всех уровнях – и на индивидуальном, и групповом, и по отношению ко всему населению. В рамках здравоохранения государство и его общественные структуры осуществляют лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические мероприятия, связанные с общностью правовых и поведенческих норм, традиций, социальных и этических ценностей.

Здравоохранение представляет собой совокупность отраслей, служб и организаций, комплекс медико-социальных систем, необходимых для решения задач медико-социальной и профилактической политики. Организации, составляющие систему здравоохранения, связаны различными общественными отношениями (политическими, экономическими, социальными, трудовыми, морально-этическими и др. ).

Для здравоохранения характерно следующее:

− наличие профессионально подготовленных специалистов, имеющих преимущественно медицинское образование;

− наличие собственной системы ценностей (здоровье как социальная ценность, право на охрану здоровья, эффективность и качество медицинской помощи и медицинские и этические ценности);

− целью является охрана и укрепление общественного здоровья.

Потребность населения в медицинских услугах, в бесплатной медицинской помощи, права граждан на получение которой закреплены Конституцией РФ, возрастает на фоне нарастающих негативных явлений в социальной и экономической сферах общества, ухудшения медико-демографических показателей, нарушения экологического равновесия.

 

К ВОПРОСУ ЭРНЕСТА

Здравоохранение обладает внутренней структурой и иерархией. Учреждения здравоохранения выполняют функцию по предоставлению медицинской и лекарственной помощи гражданам. Наряду с этим они осуществляют научно-исследовательскую, образовательную, информационную, просветительскую, санитарно-эпидемиологическую деятельность в области охраны здоровья граждан. Вся совокупность учреждений и организаций здравоохранения образует целостность, которую можно назвать медико-социальной институциональной структурой общества. Одной из функций здравоохранения как социального института является профилактика заболеваний и сохранения удовлетворительного уровня здоровья населения.

 

 

ВОЗМОЖНО ТОЖЕ К ВОПРОСУ ЭРНЕСТА

Следует отметить, что здоровье нации в значительной степени определяется состоянием и эффективностью системы здравоохранения и социальной защиты населения. Однако, система здравоохранения не в состоянии обеспечить выполнение комплексных программ по укреплению здоровья населения, профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни и совершенствованию мер социальной защищенности граждан. С решением этих проблем связаны практически все жизненно важные системы функционирования государства. В частности, здоровье нации в значительной степени определяет состояние трудовых ресурсов государства, научно-технический и производственный потенциал страны. В то же время здоровье зависит от состояния обороноспособности и национальной безопасности страны. Следовательно, система охраны и поддержания здоровья граждан является комплексной задачей политики государства по охране здоровья населения.

Охрана и укрепление здоровья населения имеют важное значение для всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и для повышения производительности труда развития экономики страны. Однако укрепление здоровья населения с целью достижения определенных экономических результатов не является самоцелью. Для успешной жизни в обществе люди должны обладать знаниями и опытом, а именно культурой здорового образа жизни. Тем не менее сами по себе знания не обеспечивают понимания реальных каждодневных процессов, в которых находятся люди. Для этого и должна быть создана целостная система деятельности медицинских учреждений по поддержанию, сохранению и укреплению здоровья населения. Социальное управление в здравоохранении направлено на создание благоприятных условий для производства и получения населением необходимой медико-санаторной и профилактической помощи и тем самым удовлетворение социальных потребностей членов общества или отдельных его групп.

Здравоохранение как социальный институт отражает идеологические и политические предпочтения общества, на него огромное влияние оказывают нормы и ценности того общества, в котором он функционирует. Оптимальное функционирование субъектов здравоохранения в обществе определяется гуманистическими ценностями 154 и правовыми нормами. Система здравоохранения в целом, составляющие ее субъекты и их отношения не должны входить в противоречия с конституционными основами государства и гарантиями прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Таким образом, здравоохранение – это система общественных и государственных социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения. Рассмотрение здравоохранения как системы институтов позволит выявить причины его дисфункций, вероятных путей его трансформации, что увеличит возможность решения проблем здравоохранения как системы по сохранению и улучшению здоровья населения.

 

 

К ВОПРОСУ АЛИНЫ.

В докладе о состоянии здравоохранения в мире Всемирной организации здравоохранения за 2010 год отмечается, что обеспечение своевременного доступа к медико-санитарным услугам, включающим в себя формирование здорового образа жизни, профилактику, лечение и реабилитацию, является очень важным элементом обеспечения благосостояния человека и устойчивого социальноэкономического развития. Хорошо функционирующая система финансирования здравоохранения даст возможность определить, смогут ли люди себе позволить пользоваться медико-санитарными услугами, когда возникнет необходимость.

Специалисты ВОЗ выделяют ряд причин, препятствующих, по их мнению, достижению полного охвата населения медицинской помощью:

− разный уровень доходов населения (женщины из наиболее богатых (20%) слоев населения в 20 раз чаще получают помощь квалифицированного медицинского работника при родах, чем бедные женщины);

− большие затраты на лечение (в мире каждый год около ста миллионов человек несут катастрофические финансовые потери и 100 миллионов человек в силу этого оказываются за чертой бедности);

− потенциальная возможность потери заработка в случае болезни (по данным Международной организации труда, только один из пяти людей в мире располагает медико-социальным страхованием, включающим в себя компенсацию потери заработка в период нетрудоспособности, а более половины населения мира не имеет никакой официальной социальной защиты).

Проблема доступности здравоохранения остро стоит и в России. Развитие платной медицины в нашей стране призвано было обеспечить условия для поднятия эффективности здравоохранения, внедрения высоких технологий. Переход к платной медицине поставил перед населением проблему доступности медицинских услуг и лекарств. Заметим, что 1970–1980-е гг. медицинские услуги в нашей стране в какой-то степени были платными. Низкая заработная плата работников, не соответствующая сложности врачебного труда и его ценности для потребителей, обусловила практику неформальных платежей. Стоматология, хирургия, родовспоможение и другие отрасли медицинских услуг практически были платными, но реальные тарифы сдерживались их нелегальностью и соответствовали возможностям населения.


 

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

По мере формирования российского социума широкое распространение получил процесс медикализации. Медикализация – это процесс распространения влияния медицины на все новые сферы общественной жизни, ранее не связывающиеся со здоровьем человека. Медикализация является динамичным процессом, благодаря которому некоторые аспекты жизни, традиционно не считавшиеся медицинскими, ныне рассматриваются в терминах болезни или расстройств, обретают статус патологии представления и практики, которые ранее не относились к таковым.

Жертвами медикализации общества в основном являются женщины, чем мужчины. Это связано с тем, что для женщин, в отличие от мужчин, более значимы так называемые «представительские» показатели здоровья: состояние волос, кожи, вес и т. п. Процесс медикализации тесно связан с процессом коммерческой медиатизации, который выражается в определенной стратегии и содержании рекламной репрезентации образов здоровья и болезни. Если рассматривать телевизионные рекламные сообщения, то здесь речь идет в основном о следующих группах товаров: средства гигиены для поддержания здоровья (мыло, зубные пасты, жевательные резинки, чистящие средства), фармацевтические средства для лечения и профилактики заболеваний (бальзамы, таблетки, сиропы, различные БАДы), продукты питания, полезные для здоровья (йогурты, творог и др. ), косметические средства как прямого назначения, служащие для оздоровления кожи (крема, маски и др. ), так и декоративные косметические средства с «оздоровительным» эффектом (краски для волос, помады, пудры и др. ).

Другой важной социальной проблемой современного здравоохранения является доступность его услуг. Доступность услуг здравоохранения – это не только реализация возможности осуществления первого контакта с системой и, что не маловажно, но и прохождение пациентом всех стадий медицинской помощи – от момента вступления во взаимодействие с врачом до получения конечного результата в виде реальных улучшений его здоровья. В связи с этим необходима оценка того, что происходит с человеком внутри системы, получает ли он адекватную своим потребностям медицинскую помощь, насколько эта помощь качественная и каковы реальные эффекты от использования медицинских услуг.

Еще одной социальной проблемой современного здравоохранения является поздняя обращаемость населения за медицинскими услугами, обращаемость с запущенными формами заболеваний. Среди мотивов позднего обращения выделяют: нежелание проводить время в очередях в поликлиниках, боязнь сокращения по причине посещения врачей в рабочее время или пропусков работы по состоянию здоровья. Так, в мониторинге «Комплексное изучение состояния здоровья населения» НИИ им. Н. А. Семашко в структуре позднего обращения за помощью населения трудоспособного населения главное место занимала причина – невозможность выхода на работу несмотря на состояние здоровья.

Сокращение пользования медицинскими услугами носит ярко выраженный гендерный характер. Женщины более чем мужчины, вовлечены в множественную занятость, что лишает их возможности полноценно поддерживать свое здоровье. Женщины меньше представлены в частном секторе экономики, на высокооплачиваемых должностях. Вместе с тем, когда они работают в частном секторе, то работодатели, как правило, проявляют незаинтересованность в их материнстве, следовательно, сохранение престижной работы вынуждает их откладывать материнство или практиковать аборты.

 


 

СОЦИАЛЬНОСТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Реализация социальной политики в области здравоохранения предполагает:

− провозгласить ответственность государства, общества за охрану здоровья;

− организовать рациональную подготовку кадров здравоохранения;

− все медицинские работники должны осознать свою высокую социальную ответственность перед обществом;

− провести меры, направленные на развитие общественной и индивидуальной профилактики здоровья;

− обеспечить наивысший возможный уровень квалификационной, общедоступной профилактической и лечебной помощи всему населению страны;

− санитарно просвещать и привлекать к участию в проведении всех программ широких кругов населения;

− личная и коллективная ответственность всех членов общества за охрану здоровья населения.

 


 

ПРО ПОДХОДЫ, КОНКРЕТНО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ

При анализе здравоохранения выделяют следующие подходы:

− здравоохранение как часть социальной сферы общества;

− здравоохранение как система социальных институтов;

− здравоохранение как отрасль деятельности государства;

− здравоохранение как система социально-экономических и медицинских мероприятий;

− здравоохранение как сфера услуг.

Данные подходы анализа здравоохранения не противоречат, а дополняют друг друга, позволяют оценить эффективность здравоохранения, используя собственную методологическую базу.

Институциональный подход к анализу здравоохранения позволяет рассматривать здравоохранение в качестве социального института. Внутри подхода выделяют две самостоятельных проекции исследования социального института: 1) макроподход (акцент делается на роли и месте социального института в социальной системе, анализе социальных функций института здравоохранения); 2) микроподход (изучение регулятивных процессов в самом социальном институте).

Здравоохранение как базовый социальный институт современного общества обладает всеми сущностными характеристиками сложной социальной системы:

− становление и развитие здравоохранения как социального института имеет длительную историю, которая отражает развитие конкретных социальных потребностей личности, организации, общества, социума в обеспечении и сохранении здоровья людей путем создания определенной системы и условий охраны здоровья;

− функционирование социального института здравоохранения основывается и определяется системой специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения и особые отношения, дифференцируемые по их субъектам: врач – пациент; врач – врач; врач – семья и т. д.;

− социальный институт здравоохранения имеет сложное организационное оформление;

− здравоохранение характеризуется возможностью интеграции в различные сферы общества. Это объясняется тем, что многие социальные институты общества имеют свою функциональную определенность по обеспечению здоровья людей (государство, семья, образование, институт социальной защиты, экономические институты и др. );

− здравоохранение, как институциональный комплекс, следует рассматривать как системную совокупность социальных институтов, целевое назначение обеспечение права граждан на сохранение собственного здоровья с гарантированной результативностью для каждого индивидуума и всей популяции.

 

Изучение современных систем здравоохранения, опирающееся на категорию стран, отнесенных к различным уровням социального развития, предполагает выделение следующих моделей, которые детализируют вышеизложенные первичные: универсалистская; континентальная; южная; скандинавская; преимущественно частная; модель, используемая в странах с переходной экономикой.

1. Универсалистская модель (Англия, Ирландия) Национальная система здравоохранения, финансируемая в значительной части за счет общего налогообложения. Т. е. в основе – государственно-бюджетная модель. Медицинское обслуживание осуществляется в основном в государственных медицинских учреждениях (больницах) наемными служащими либо привлеченными по контракту работниками (первичная медицинская помощь, стоматология, фармацевты). Приоритет первичной медико-санитарной помощи. Высокая доля врачей общей практики, оказывающей помощь значительной части населения.

К преимуществам универсалистской модели относят: – государственный характер финансирования здравоохранения; – государственное регулирование региональных бюджетов здравоохранения путем перераспределения финансовых ресурсов из регионов с более высоким уровнем жизни в регионы с более низким уровнем жизни; – относительно невысокие (в сравнении с другими странами) затраты на здравоохранение обеспечивают высокие показатели состояния здоровья населения; – дифференцированная система оплаты труда врачей общей практики в зависимости от численности и структуры населения обслуживаемой территории.

2. Континентальная модель (Германия, Австрия, Франция, Нидерланды, Бельгия). Финансирование осуществляется посредством отчислений из фонда заработной платы и из специальных государственных фондов, которые составляют примерно ¾ совокупных расходов на здравоохранение. В основе социально-страховая модель.

Недостаток модели: требует значительного бюрократического аппарата для проведения весьма сложных расчетов с медицинскими организациями. Континентальная модель может эффективно функционировать только в стране с высоким уровнем национального дохода.

3. Южная модель (Испания, Греция, Португалия) Финансирование системы здравоохранения осуществляется в значительной степени за счет средств, связанных с занятостью. Медицинское обслуживание осуществляется государственными и частными медицинскими учреждениями. Принцип всеобщей и равной доступности медицинских услуг.

 

4. Скандинавская модель (Швеция, Дания, Финляндия) Финансирование здравоохранения осуществляется в основном за счет подоходного налога (взимаемого как на национальном, так и на местном уровне), причем размер выплачиваемых пособий напрямую зависит от заработка. Медицинские услуги оказываются как государственными, так и частными медицинскими организациями. Доступность и высокое качество медицинского обслуживания, создание равных для всех предпосылок для сохранения здоровья. Осуществляется национальное регулирование здравоохранения.

 

5. Преимущественно частная модель (США) Финансирование здравоохранения осуществляется за счет частных и, в значительно меньшей степени, государственных источников, причем оказание медицинской помощи осуществляется частными производителями медицинских услуг. Применяются два типа частного медицинского страхования: индивидуальное и групповое. В последнем случае предприниматель и все его сотрудники приобретают единый страховой полис.


Интересно, что для американской модели здравоохранения характерны высокие темпы роста уровня затрат на здравоохранение, зачастую не соответствующие темпам роста и уровню качества медицинских услуг. Как следствие, при самых больших в мире расходах на здравоохранение результирующие показатели здоровья населения США отстают от показателей других экономически развитых стран, что свидетельствует о низкой эффективности сложившейся системы здравоохранения.

К наиболее серьезным недостаткам относятся: – в себестоимости медицинских услуг высокая доля административных расходов (в ряде случаев до 20%); – оплата труда медицинских работников осуществляется по принципу «гонорар за услугу», вследствие чего пациентам назначаются лишние медицинские процедуры и лекарственные средства; – значительный разброс стоимости одних и тех же медицинских услуг в разных штатах (различия в стоимости до 10–15 раз); – сложная система медицинского страхования.

 

6. Модель, используемая в странах с переходной экономикой (Россия, страны Восточной Европы, СНГ) Основные характеристики модели определяются переходом от полностью государственной системы финансирования здравоохранения к бюджетно-страховой схеме, в которой медицинское страхование сочетается с бюджетным и платным здравоохранением.

 

 


 

ВОПРОС БУЛАТА

Перечень сравниваемых характеристик Государственная Социально-страховая Рыночная
Принципы Равнодоступность медицинских услуг Всеобщность, доступность медицинских услуг Медицинские услуги на рынке коммерческого медицинского страхования
Основные черты Основывается на сборе налогов, из которых формируется доходная часть бюджета, а затем определяется расход на здравоохранение Основывается преимущественно на целевом взносе на медицинское страхование Основывается преимущественно на взносах из личных средств граждан, благотворительных фондов и других источников
Преимущества 1. Социальные приоритеты 2. Ориентация на профилактику заболеваний 3. Высокая квалификация медработников 1. Всеобщность 2. Равенство в получении услуги 3. Равнодоступность 1. Рост качества услуг 2. Поиск новых продуктов и технологий за счет рыночной конкуренции
Недостатки Отсутствие естественных стимулирующих развитие факторов, медленный рост качества медицинской помощи, недостаточная гибкость организационных структур, длительное осуществление неэффективных стратегий; использование старых медицинских технологий, ограничение свободы выбора пациентом ЛПУ Невозможность полного финансирования за счет государства бесплатной медицинской помощи для всего населения страны Не обеспечиваются социальные гарантии населения в получении медицинских услуг. Чрезмерный рост затрат на медицину; невозможность осуществления государственного контроля, возможность возникновения кризисов перепроизводства и стимулирование поставок неоправданных услуг; неравный доступ к медпомощи
Роль государства Главная роль. Государство – главный поставщик и потребитель медпомощи, гарант в удовлетворении общественно необходимых потребностей Роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей Второстепенная роль. Удовлетворение потребностей социально незащищенных слоев населения. Разрабатываются общественные программы медпомощи
Система финансирования Одноканальная Многоканальная Одноканальная
Примеры стран Великобритания, Дания, Португалия, Италия, Ирландия, Греция, Испания. Германия, Франция, Нидерланды, Австрия, Бельгия, Швейцария, Канада. США.

 


 

ВОПРОС АЛИИ

Утилитарная система здравоохранения – это в первую очередь система материально-технической базы и кадровой оснащенности. Управление в утилитарной системе здравоохранения это приоритетное управление формой: базой и кадрами, т. е. по существу административное распределение ресурсов здравоохранения.

Либеральная система здравоохранения – это в первую очередь система медицинских и сопутствующих технологий, основанных на потребности пациентов. Регулирование жизнедеятельности либеральной системы здравоохранения - это приоритетное изменение содержания, т. е. создание и адаптация различных технологий, определяющими эту систему, в том числе и медицинских, вызванных к жизни определенными потребностями и в наибольшей степени спросом.

Если утилитарные системы здравоохранения являются в определенной степени системами, опирающимися на ресурсы, материально-технические ценности (форма в таких системах является основополагающей и преобладающей), то жизнедеятельность и развитие систем здравоохранения либерального типа обеспечивается, в первую очередь, медицинскими и иными технологиями, поддерживающих эволюционное развитие этих систем. Соответствующее содержание таких систем трактует адекватность формы (кадровые и материальные ресурсы).

В либеральных системах здравоохранения, кадровые и материально-технические ресурсы становятся опосредованной формой врачебного труда и медицинских технологий, с одной стороны - обеспечивая реализацию этих технологий, с другой – являясь консервативным составляющим в возможном возникновении и эволюционном развитии более прогрессивных форм труда и технологий.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.