|
|||
2. Психологический компонент -
1) Социальная роль это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. 2) Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя) 3). Социальная структура личности - Личность можно рассматривать как целостность биологических, психологических и социальных компонентов. 1. Биологический компонент - то, что передаётся на биологическом уровне, физиологические параметры человека (здоровость / нездоровость) 2. Психологический компонент - совокупность эмоций, переживаний, волевые устремления, память, способности и пр. 3. Социальный компонент - совокупность субъективных и объективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе их разнообразной деятельности. 4). Критерии стратификации - По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества. 5). Сосло́ вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству. 6). Ксенофобия - Ксенофо́ бия (от греч. ξ έ ν ο ς — чужой + φ ό β ο ς — страх) — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного. 7). Депривация - — снижение или отсутствие у индивида возможности общаться с другими людьми, — жить, функционально и культурно взаимодействуя с социумом. 8). Люмпен - Лю́ мпен (-пролетариа́ т) (от нем. Lumpen — «лохмотья») — термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоёв пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы, алкоголики и другие социальные иждивенцы). В большинстве случаев люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками или, чаще, пользующееся государственными социальными пособиями в различных формах 9). Делинквентное поведение - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. 10) Конформизм - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. 11) Социальный конфликт - это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами. 12). развитие соц. Конфликта - 13). Холокост - преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, гомосексуальных мужчин, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др. ) в период существования нацистской Германии. 14). Виды статусов Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают: · прирождённый статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия. · приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост). · предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным. 15). Типы Лидерства - С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют: 16) Психологическая структура личности – 17). Десоциализация - утрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде. 18). Гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. 19). Средний класс - социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. Ресурсы, которыми располагает средний класс, достаточны для обеспечения «достойного» качества жизни. В силу этого средний класс отличается более высокой социальной устойчивостью. 20). Социальное манкирование
21)этапы социализации - ) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения; 2) вторичная социализация: а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей; б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения); в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен и зменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.
22). Авторитарный стиль Ф: деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозами; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицания субъективны; эмоции игнорируются; позиция лидера - вне группы. С: дела в группе планируются заранее во всем их объеме; определяются лишь непосредственные цели, дальние неизвестны; голос руководителя решающий. Демократический стиль Ф: инструкции в форме предложений; товарищеский тон; похвала и порицание с советами; распоряжения и запреты с дискуссиями; позиция лидера - внутри группы. С: мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только объявляются, но и обсуждаются. Попустительский стиль Ф: отсутствие похвалы, порицаний; никакого сотрудничества; позиция лидера - незаметно в стороне от группы. С: дела в группе идут само собой; лидер не дает указаний; работа складывается из отдельных интересов участников группы.
23). Контркультура - специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.
24). Виды социальных норм –
25). Санкции и их виды - то оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции общества, социальной группы, социализации их членов и применяемые к членам за конкретные социальные действия. Различают позитивные и негативные санкции: первые — поощрение за одобряемые действия, вторые — наказания за нежелательные действия.
26). Элита. Виды элиты - совокупность людей, занимающих высокие посты в управлении государством и экономике. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти.
27). Этнос - сторически сложившаяся устойчивая совокупность людей[1], объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления в этнологии (этнографии) включают происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности[
28). Престиж - известность кого-либо или чего-либо, основанная на высокой оценке и уважении в обществе. 29). Авторитет - признание достоинств, преимуществ, способностей личности, группы, организации. Социально-психологической основой авторитета является наличие определенных заслуг, качеств, престижность исполняемой социальной роли, ответственность поведения.
|
|||
|