Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





След в истории



 

Литературный МИКС №1 2019

Шурупова Анна

След в истории

Рассказ

 

Макс отрешенно смотрел в монитор. Перед глазами проплыла заставка, мышка резво забегала по иконкам, словно сама открывая одну за другой рабочие папки.

«Как же не хочется работать».

Он притянул к себе большую кружку кофе.

Солнце за окном отвлекало и никак не настраивало на работу.

Макс отпил бодрящего напитка, откинулся в кресле и закрыл глаза.

Сигнал оповестил о новом сообщении. Максим открыл электронную почту.

«Доброе утро, Максим!

Новое задание: смотри вложенный файл.

Удачи!

P. S. Сроки поджимают, сдать проект к тридцатому августа».

«Тридцатое августа…»

Макс придвинулся вплотную к столу и просмотрел документ. Задание содержало адрес объекта, серию дома, количество трехкомнатных квартир, двухкомнатных, однокомнатных…

Макс допил остывающий кофе и спустился в курилку.

Вот где кипела офисная жизнь.

Макс расположился у окна и закурил.

Табачный дым заволакивал дурные мысли, помогая сосредоточиться на главном.

Около десяти он уже топтался в приемной с надеждой первым попастьк шефу. Шеф влетел в приемную без пяти минут десять.

– Максим, ко мне? – не останавливаясь, спросил он.

– Да, Валерий Петрович, уточнить нужно.

– Давай по-быстрому.

В кабинете было холодно. Шеф любил «поморозиться». Большую часть времени он прожил на севере, застраивая родные просторы Мурманска, Северодвинска и других заполярных городов, теперь обосновался в Питере и открыл строительную компанию.

Макс поежился.

– Максим, как задание? Уже в процессе? Сроки, сроки поджимают.

– Вот об этом я и хотел поговорить, Валерий Петрович. За год я спроектировал все объекты жилого комплекса «Зеленые ключи». Это почти однотипные здания. Вы обещали дать мне в работу индивидуальный объект.

– Вот ты о чем. Серии надоели. Индивидуальности захотелось. След в истории оставить, так сказать… Давай дерзай. Иди работать в седьмой отдел. Там сплошные виртуозы работают. Как не проект – шедевр. Зарплата только, увы, меньше. Но ради следа в истории…

При упоминании о деньгах Макс переменился в лице. Нельзя сказать, что финансы стояли в его жизни на первом месте, но они играли важную роль. Семья Максима жила скромно. Он вырос в маленьком поселке на границе Казахстана. Отец работал шофером, мама – воспитательницей в детском саду. Как многие дети того времени, Максим носил одежду после брата. Экономили на всем. Своего автомобиля семья не имела, весь двор занимали полуразобранные ЗИЛы, целыми днями отец их чинил вместе со старшим сыном. Макс не любил возиться с техникой и сбегал на чердак с книгой о путешествиях, мечтая вырваться из захолустья. И если реальность предлагала чинить карбюратор, книга манила семью чудесами света. После школьной экскурсии в Ленинград он решил стать архитектором, чтобы приблизиться к великим зодчим Северной Венеции. Максим окончил архитектурный институт, закрепился на работе в крупной строительной компании. Зарплату дали достойную. Уже через год он купил иномарку, в кредит конечно, но новую. А в этом году фирма предложила квартиру-студию в рассрочку в тех самых «Ключах». Расстраивало только, что не было размаха для творчества: девяносто процентов всех объектов составляли типовые проекты, серии одинаковых домов группировались в целые кварталы и лишь изредка отличались цветом и количеством этажей.

– Все понял, Валерий Петрович. Объект будет готов к сроку, – как можно спокойнее ответил Макс и торопливо выскочил в коридор.

Внутри все клокотало от возмущения. Выкурив в курилке дневную норму, он вышел на улицу.

***

Только дверь закрылась, как в кабинет робко просочился очередной посетитель.

– Валерий Петрович, можно?

– Заходите, Сергей Васильевич, – буркнул шеф, поспешив уткнуться в бумаги.

– Я в кассе был, мне пять тысяч дали позавчера, а сегодня ничего не дали.  

– Знаю, знаю, дорогой мой. Потерпеть нужно немножко. Вот «Зеленые ключи» достроим, квартиры продадим. Плохо квартиры продаются, кризис, так сказать, на рынке недвижимости.

– Продаются плохо? – искренне удивился посетитель. – Через недельку прийти?

– Через недельку, а лучше через две, – ответил  Валерий Петрович, провожая посетителя к двери.

 

***

Макс стоял в нерешительности на улице, в голове метались мысли. Больше всего ему хотелось творить великое. Но отказаться от своего сегодняшнего финансового уровня он не мог.

Из здания вышел небрежно одетый старик в стоптанных башмаках. Макс сразу узнал архитектора седьмого отдела. В прошлом году Макс помогал ему с «Автокадом». Тубус выскользнул из рук старика, Макс успел поймать его на последней ступеньке.

– Спасибо, Максим, здравствуй. Что скучаешь? – спросил старик, пакуя тубус в пакет.

– Добрый день, Сергей Васильевич. Помочь? – ответил Максим, смотря на тщетные попытки архитектора убрать тубус трясущимися руками.

– Проводи до метро, если есть время.

Макс глянул на часы.

– Пойдемте, Сергей Васильевич. – Он взял в руки тубус, и они пошли вместе.

Максиму нравился старик. Казалось, что он архитектор из прошлого. Свои проекты он чертил вручную рейсфедером. Сергей Васильевич специализировался на создании храмов. Один из храмов украшал жилой квартал «Зеленые ключи». И здание, где сейчас располагалась строительная компания, построили по проекту этого гения. Максим помнил историю про башенки на крыше, они придали зданию законченность и органично влились в неповторимый стиль города. Но башенки оказались выше положенной застройки, и сколько сил стоило Сергею Васильевичу отстоять их в градостроительном комитете. А теперь он ходит и просит подачки у шефа. Макс хорошо знал про финансирование седьмого отдела.

Они почти дошли до метро, Сергей Васильевич предложил заглянуть в местную рюмочную.

– Поправить здоровье, так сказать. Максим, как работа? – спросил Сергей Васильевич, запивая дешевую водку вишневым соком.

– Да сплошные серии, – ответил Максим и махнул рукой.

– «Зеленые ключи» – хороший комплекс.

– Да, но лет через «дцать» никто и не вспомнит автора. Такие шедевры не остаются в истории…

– Остаться в истории. Да… Помнишь историю строительства Александрийского маяка?

 

***

…Стройка шла своим чередом. Сострат ходил между каменщиками, раздавая ценные указания.

Три мраморные башни уже построили. По пандусу Сострат поднялся в недостроенную восьмиугольную башню. Перед взором предстала Александрия.

Морской бриз доносил сюда соленый запах моря, аромат вызревшей оливы и букет разнотравий. Сострат глубоко вздохнул и прикрыл глаза. В своих мечтах он видел оливковый венок на голове. Маяк заложили еще при Пталемее I, при Пталемее II стройка близилась к концу. На днях отлили бронзовую статую Посейдона.

Сострат открыл глаза и посмотрел в море. Вот оно – его творение! Совсем скоро маяк осветит путь мореплавателям, спасая им жизни в морской темноте….

«Я воплощаю в жизнь задумку великого Александра. Лавры и слава – все царю, его имя останется в истории. Мое – предадут забвению».

Пять лет Сострат вставал с зарей и пропадал на стройке целыми днями, уходя в темноту, чтобы всю ночь при свете лучины провести над чертежами. Лицо выгорело на солнце и загрубело от морского ветра. Его легко можно было принять за строителя, если бы не обувь, да и та изрядно поистрепалась. Но это сейчас его совсем не волновало.

Солнце закатилось за горизонт, погрузив и Фарос, и Александрию в темноту. Сострат спустился к основанию маяка. Вместе с двумя рабочими, освещая стену скудным пламенем, он трудился всю ночь. И утром, когда рассвет осветил имя Птолемея на свежештукатуренной стене шестого чуда света, на лице Сострата светилась улыбка.

 

***

Сергей Васильевич опрокинул еще стаканчик.

– А помнишь, что написал Сострат на стене маяка?

Макс помнил, на стене было написано:

«Сострат, сын Дексифана, книдиец, богам-спасителям за здравие мореплавателей».

***

Макс просидел в офисе до ночи, компенсируя утреннее отсутствие. По дороге домой зарулил в «Зеленые ключи».

Полусонный охранник никак не хотел его пускать.

– Начальства нету. Завтра приходи.

Но Макс махал пропуском строительной компании и, втирая про внеочередной авторский надзор, все же попал на территорию. Он, почти не чувствуя усталости, поднялся на двенадцатый этаж. Внутри в квартирах велись отделочные работы. В некоторых слышалось шуршание обоев, в других мирно спали рабочие. Макс вышел на крышу.

Отсюда открывался вид на стройку. Из земли росли многоэтажки-близнецы. Синела луковка храма. Дальше аэропорт. Белоснежный самолет набирал высоту.

Макс достал ведро с красной краской, предусмотрительно взятой в одной из квартир, и написал на стене:

«Я, Максим, сын Олега с целины, творил “Зеленые ключи” на благо человечества».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.