Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скифская культура



 Культура скифов украинских степей была местным своеобразным проявлением культуры огромного кочевого ираноязычного мира, который развивался в евразийских степях от Алтая до Нижнего Дуная течение I тыс. до н. н. э. Она творчески впитывала в себя влияния соседей и соответственно пережила несколько этапов исторического развития.

 Формирование скифской культуры происходило в VII в. до н. е. под знаком поглощения и усвоения элементов культуры предшествующего населения Причерноморья - киммерийцев. Во время походов за Кавказский хребет скифы восприняли многие передньоазийського достижений. С V в. до н. е. Скифия развивалась под сильным культурным влиянием античной Греции, преимущественно из городов-колоний черноморского побережья [120, с. 128].

 Скифы были кочевыми скотоводами и все время двигались вслед за табунами лошадей и группами овец. Мужчины ехали верхом, а женщины и дети в кибитках - четыре-или даже шестиколесных возах, которые были покрыты войлоком от непогоды. Зимой скифы пасли скот на малоснежных низинах Нижнего Поднепровья, Причерноморья, Надазовья, Северного Крыма. Лето проводили на севере - в лесостепях, где было больше воды, а трава на пастбищах меньше выгорала под солнцем. Геродот сообщал, что, отступая перед персами глубь степей, скифы отправили свои семьи со скотом на север, то есть на традиционные летние пастбища кочевников.

 Скотоводческой экономике скифов соответствовал их рацион: мясо, молоко, сыр. Геродот подробно описывает изготовление экзотического для греков продукта - ипакои, сыра из кобыльего молока. Значительную долю рациона составляли каши (пшеничная, ячменная).

 Представление о внешности, одежду, вооружение скифов дают многочисленные изображения на серебряном и золотом посуде и других ювелирных изделиях, найденных в скифских могилах. Скифские мужчины носили бороды, одевались в короткие кафтаны, узкие брюки, кожаные ботинки. Голову прикрывали войлочным башлыком конической формы. Одежда украшался мехом и орнаментом, для аристократии - золотыми орнаментированными пластинками, число которых иногда достигало нескольких тысяч. На длинной одежде знатных скифянок и высоком головном уборе было немало золотых бляшек-нашивок.

Основа скифского войска - легкая конница, вооруженная короткими мечами-акинаками, топорами, копьями. Однако главным оружием были лук и стрелы. Небольшой мощный скифский лук стрелял на расстояние до 500 м. Своеобразием тактики боя была точная стрельба по врагу на полном скаку.

 Совершенный лук и лучники были хорошо известны за пределами Скифии. Не только непосредственные соседи, но и далеко Греция позаимствовали наконечники стрел скифских типов. Письменные источники свидетельствуют, что полицейскую службу в Афинах несли наемники - скифы - лучники.

 Ударной силой скифского войска была важкоозброеиа киинота. Она состояла из скифской знати, которая могла приобрести ценный защитный доспех. Последний, кроме щита, включал кожаные куртку, штаны и шлем, обшитые, как чешуей, железными или бронзовыми пластинами. Самым дорогим был доспех греческой работы - изготовлены из сплошного бронзового или стального листа шлемы, поножи античной работы.

 

 Определяющий вклад в изучение материальной культуры и быта скифов сделали археологи Украине в ходе раскопок скифских курганов Северного Причерноморья.

 Дадим краткое описание типичного захоронения рядового скифского воина IV в. до н. е. Курганы кочевых скифов находились в украинских степях группами на высоких, водораздельных участках рельефа. Под курганной насыпью высотой до 2 м. находилась прямоугольная яма площадью примерно 2 х 3 м., глубиной 2-4 м. В нижней части северной стены ямы делался подбитый. В этой погребальной камере в вытянутой позе головой на запад клали покойника. Рядом, как правило, слева находят горит (футляр для лука и стрел) с несколькими десятками бронзовых наконечников стрел, а также 1-2 железные наконечники копий, наконечник дротика, остатки железного меча-акинака. В главам лежат останки загробной пищи: часть скелета овцы или лошади и железный хозяйственный чем с костяным рукояткой, иногда греческий амфора из-под вина. В мужских могилах находят каменные фигуры воинов - родоначальников. Как правило, усатого воина изображали с гривной на шее, рогом в руке, боевым поясом с разнообразным оружием.

 Несравненно богаче были грандиозные погребальные сооружения скифских царей, перекрыты курганными насыпями высотой шестиэтажного дома (до 21 м. ). Богатые из них - курганы Чертомлык, Солоха, Куль-Оба, Огуз, Мелитопольский, Бердянский, Толстая Могила и др.. Образный и подробное описание погребения скифского царя подает Геродот: " Могилы царей расположены в местности Геры, в том месте, к которому Борисфен судоходных, плывя от моря. Там, когда умирает царь, они выкапывают в земле большую четырехугольную яму, а она уже готова, берут трупа. Тело мертвеца покрывают воском (перед тем очищают от внутренностей его живот), наполняют его перетертым Куприем, тмином, семенами сельдерея, укропом, затем зашивают брюхо, кладут покойника на телегу и перевозят его к другому племени. Те, в которых привозят умершего, делают то же самое, что и царские скифы: отрезают кончик уха, стригут волосы на голове, царапают в разных местах мышца, покрывают синяками лоб и нос и прокалывают стрелой левую руку. Оттуда на телеге труп царя перевозят еще далее к подвластного им племени. И если так они объезд с покойником все племена, они прибывают в страну Геры, которая является областью последнего подвластного им племени и местом захоронения царей. Затем поместив покойного на подстилку в могильном склепе, вонзаются в землю со всех сторон от покойника копья, а над ними кладут древесины и покрывают их камышовыми матами. В просторном помещении - склепе хоронят одну из его наложниц, которую перед тем задушили, его Рабсака и повара, конюха, личного слугу, извозчика и его лошадей, а также определенную часть его вещей и так же золотые чаши (серебра и меди они совсем не использовали). Когда они все это сделают, то насыпают большой земляной курган, стараясь сделать его как можно выше.

Когда проходит год, они устраивают новое празднования. Выбирают пятьдесят лучших слуг и душит их, и к тому же пятьдесят лошадей из лучших... Изготовив из 50 задушенных юношей и такого же количества лошадей чучела, скифы расставляли на воткнутые в землю шестах вокруг царского кургана 50 мертвых всадников - охранников " (36, с. 196).

 Древности скифов археологи различают по так называемой скифской триадой - своеобразной оружием, конской упряжью и звериным стилем в прикладном искусстве. В развитии последних прослеживается два главных периода - ранний (VII-V) и поздний (V-III вв. До н. Н. э. ).

 

 Раннескифских мечи имеют брусковидне навершия и сердцевидные перекрестка. Позже навершие приобретает антеновиднои, перекресток - треугольной, а лезвие - остролистной формы. Узкую, остролиста форму имеют и позднескифские наконечники копий, на

отличие от массивных, лавролистих наконечников VII-V вв. до н. е. В поздний период большое распространение приобретают железные наконечники метательных дротиков с длинной тонкой втулкой.

 Массовой находкой в ​ ​ могилах скифских воинов е бронзовые втульчасти трилопасни наконечники стрел. Ранние острие массивные, большие по размеру, с длинной втулкой, дволопасни, иногда с пером ромбической формы и шипом на длинной втулке. Позднескифские наконечники мелкие, с короткой или скрытой втулкой, иногда треугольной в сечении формы.

 Высокая боеспособность скифской конницы значительной степени было обусловлено совершенной конской упряжью, которая позволяла всаднику четко управлять лошадью. Важнейшими ее элементами е удила, которые фиксировались во рту коня с помощью псалиев. Раньоскифськи бронзовые удила, как правило, заканчивались стремьячкоподибнимы кольцами и фиксировались тридирчастимы, слегка согнутыми псалиями. В IV-III вв. до н. е. массового распространение получили простые, железные удила и дводирчасти псалии.

 Звериный стиль заключается в широком внедрении в прикладном искусстве зооморфных мотивов. Реалистическими или схематические изображения диких животных в динамических позах украшали оружие, конскую упряжь, одежду, предметы быта. Раннескифское звериный стиль отличался реализмом, выразительными воздействиями Ближнего Востока, изображением чисто азиатских животных: горных баранов, хищников семейства кошачьих, Гриф-баранов и др.. В V-III вв. до н. н. э. в результате мощного культурного влияния из греческих колоний Причерноморья на юге Украины распространяется поздний разновидность звериного стиля, который называется греко-скифским. Он характеризуется схематизацией и распространением чисто античных мифологических и орнаментальных мотивов наряду со скифскими. Такой стнль был западным проявлением прикладного искусства евразийской степи, где в I тыс. до н. е. господствовали зооморфные мотивы [12, т. 2, с. 166-170; 179, с. 100-104].

 Верованиях скифов относятся к политеистических религий передкласових обществ. Среди многих богов выделялись главные, один из которых был верховным божеством. Племенные верования первобытных скотоводов находились на стадии трансформации в национальную религию раннеклассовых скифского государства [12, т. 2, с. 157-163].

 Скифская религия имеет параллели в верованиях других индоевропейских народов, прежде индо-иранцев. Первым это отметил Геродот, который назвал семь главных скифских божеств и их аналоги в греческом пантеоне.

 Главными скифскими божествами были богиня священного огня домашнего очага Табити (Гестия древних греков), олицетворение неба Папай (Зевс) и его жена, богиня земли и воды Апи (Гея). Важное место в пантеоне занимали бог солнца Гойтасир (Аполлон), богиня плодородия и жизни Аргимпаса (Афродита), бог - герой Геракл и божество войны Арей (Арес). Геродот ярко обрисовал поклонения скифов мечу, который был символом Арея, и принесение в жертву ему военнопленных [36, с. 193, 194]. Царские скифы поклонялись еще и родоначальнику и покровителю лошадей Тагимасаду.

 Скифские верования представляют собой яркий пример индоиранских религий. Об этом свидетельствуют такие традиционные для индоиранских культов элементы, как семибожжя, поклонение солнцу, огню, небу, обожание коня и меч т. д..

 Впечатляющая разница между грандиозными погребальными сооружениями царей и бедными могилами рядовых скифов демонстрирует степень имущественного и социального расслоения скифского общества. По имущественному и правовому статусу в нем прослеживаются слои рядовых общинников, родовой аристократии, верховных правителей - царей, покорена местное население, рабы из числа военнопленных и др.. Есть все основания говорить о начале формирования скифского государства. Как и все государственные образования кочевых скотоводов (гуннское империя Аттилы, Аварский каганат, империя Чингизидов т. п. ), скифское государство было весьма неустойчивым, эфемерным объединением, которое скоро распалось через различные объективные и субъективные причины. Кроме того, на скифов с востока давила волна ираноязычных кочевников - сарматов.

 Сарматы были восточными соседями скифов и с IV в. до н. н. э. начали постепенно заселять прав, западный берег Нижнего Дона. Крах Скифии был обусловлен не столько экспансией сарматов, сколько рядом неблагоприятных для скотоводческого хозяйства природно-климатических изменений. Интенсивное выпаса крупных групп скота в течение нескольких веков обусловило деградацию скифских степных пастбищ, которую усиливала прогрессирующая аридизации климата. Чрезмерная эксплуатация земли в течение длительного времени привела к подрыву экономических ресурсов лесостепных производителей зерна. Скифский хлеб стал неконкурентоспособным на греческом рынке.

 На рубеже IV-III вв. до н. е. в Северном Причерноморье исчезают курганы степных скифов. Скифское население концентрируется в регионах, пригодных для земледелия и оседлого скотоводства: на Нижнем Днепре, в Нижнем Подунавье, Северном и Предгорном Крыму. Древнегреческий географ Страбон назвал Нижний Днепр и Крым сих пор Малой Скифии.

 Опустевший скифский степь между Доном и Днепром в III-II вв. до н. е. заселило сарматское племенное объединение роксоланов. Многочисленные позднескифские укрепления, сплошной цепью тянутся вдоль правого берега Нижнего Днепра от Запорожья в Херсон, почти до конца I в. до н. е. сдерживали продвижение сарматов украинской степи на запад.

 Исследования последних лет свидетельствуют об определенной зависимости экономики Причерноморья от циклических изменений климата в степной зоне. Так, расцвет Скифии и греческих торгово-ремесленных центров в V-IV вв. до н. е. совпал с периодом максимального увлажнения климата надчорноморських степей, их аридизации в III-II вв. до н. е. обусловила коллапс кочевого скотоводства и переход поздних скифов к земледелию в речных долинах. Вероятно, сарматы во II-I вв. до н. е. заняли уже опустевший скифский степь. В начале нашей эры количество осадков в степях юга Восточной Европы возросла.

Малая Скифия в Крыму со столицей Неаполь Скифский (ныне окраина Симферополя) просуществовала до IV в. н. н. э. Она постепенно теряла свои характерные черты, поскольку развивалась под сильным военно-политическим и культурным влиянием сарматов с севера и греческих колонистов крымского побережья. В III в. н. е. Крымская Скифия подверглась

нападению готских дружин с севера, а в конце IV в. под ударами гуннов погиб подавляющее большинство позднескифских поселений Крыма.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.