Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Плюралистические материалистические школы



 

 

Признают Веды, но философию строят отдельно от Вед, главное средство познания – пратьякша (опыт) и анумана (логика).

Философию строят, опираясь на Веды, главное средство познания – шабда (свидетельство).

 

Плюралистические материалистические школы

Дуалистические школы

Монистические идеалистические

Название школы + Основатель Ньяя Гаутамы «ни-айа» - умозаключение. Вайшешика Канады «вишеша» - особенность. Санкхья Капилы «санкхья» - счет. Йога Патанджали «йога» - связь. Карма-мимамса Джаймини «карма» - действие, «мимамса» - анализ. Уттара-мимамса Вьясадевы «уттара» - высший, «мимамса» - анализ.
Основное писание «Ньяя сутра» Гаутамы,   «Вайшешика сутра» Канады   «Санкхья-шастра» Капилы, «Санкхья-карика»  «Йога сутры» Патанджали, комментарий Вьясы «Пурва мимамса-сутра» Джаймини «Веданта сутра» Вьясадевы
Прамана-вичар-шастра: праманы Пратьякша, анумана, упамана, шабда. Пратьякша, анумана Пратьякша, анумана, шабда Пратьякша, анумана, шабда. Пратьякша, анумана, упамана, шабда, артхапати, анупалабдхи Пратьякша, анумана, шабда
Таттва-вичар-шастра: начала бытия и их природа Плюрализм - 16 базовых категорий: прамана, прамея, самшая, прайоджана, дриштанта, сиддханта, авайайа, тарка, нирная, бадха, джалпа, витанда, хетвабхаса, джати, ниграхастхана. Плюрализм - 7 базовых категорий: дравья, гуна, карма, саманья, вишеша, самавая, абхава. Дуализм - 2 базовых категории. Суммирует все составляющие реальности ньяи и вайшешики (кроме Бога, который исключается) в 2 принципа: пуруша (дух) и пракрити (материя). Дуализм - 2 базовых категории пуруша (дух) и пракрити (материя). Хотя согласны с существованием Бога, тем не менее принимают мнение санкхьи о том, что пракрити и пуруша не имеют происхождения. Монизм - 1 базовая категория – Дух. Монизм - 1 базовая категория – Дух.
Таттва-вичар-шастра: причины существования мира   Материальная причина – вечные неизменные атомы, атомная энергия. Оперативная причина – Бог, создавший мир из вечных атомов или благоприятное сочетание материальных элементов. Непосредственная материальная причина – вечные неизменные атомы. Отдаленная материальная причина – первоначальное движение атомов и их объединение в диады и т. д. Оперативная причина – Бог, который пробуждает адришта-карму – невидимую судьбу душ, под действием которой происходит творение и разрушение. Материальная причина – пракрити. Оперативная причина - взаимодействие между пурушей и пракрити, которое приводит к взаимодействию материальных элементов. Конечная причина – освобождение.   Материальная причина – пракрити. Оперативная причина - взаимодействие между пурушей и пракрити. Конечная причина – освобождение.   Материальная причина – Бог, как источник пракрити и пуруши. Оперативная причина – Бог. Конечная причина – наслаждение. Материальная причина – Бог, как источник пракрити и пуруши. Оперативная причина – Бог, как разум за творением. Формальная причина – Бог, изначальная трансцендентная форма мира, который является лишь тенью. Конечная причина – Бог, как цель стоящая за созданием мира.
Джагат-вичар-шастра Вселенная состоит из 4 видов атомов – земли, воды, огня, воздуха, и субстанций – эфира (который ничего не порождает), времени, пространства, ума и душ, которые являются вечными и неизменными.   Вселенная имеет два аспекта: один вечный (состоит и 4 видов атомов – земли, воды, огня и воздуха, и 5 субстанций – эфира, времени, пространства, ума и душ), а другой – не вечный. Вечная часть не подлежит изменению, ее нельзя создать или уничтожить. Невечная часть создается из вечных элементов путем их соединения благодаря первоначальному движению атомов под воздействием адришта-кармы – невидимой судьбы душ, запускаемой Богом. Пракрити – изначальное равновесное сочетание 3 гун материальной природы. Творение рассматривается как результат спонтанного контакта между пракрити и пурушей. В результате которого пракрити → махат → аханкара → 11 чувств → 5 танматр → 5 грубых элементов (эфир, воздух, огонь, вода, земля). Время не вечно. Время и пространство происходят из эфира. Пракрити – изначальное равновесное сочетание 3 гун материальной природы. Творение рассматривается как результат спонтанного контакта между пракрити и пурушей. В результате которого пракрити → махат → аханкара → 11 чувств → 5 танматр → 5 грубых элементов (эфир, воздух, огонь, вода, земля). Мир в целом вечен, хотя его грубые проявления могут приходить и уходить. Поощряет пантеистическую концепцию – всепроникающего присутствия божественности. Материальный мир является отделенной энергией Абсолютной Истины – шакти-паринама-вада.
Дживатма-вичар-шастра Живые существа – это души, «я», самостоятельная субстанция, совершенно отличная от ума и тела. Душа изначально не наделена сознанием, это побочное свойство, приобретаемое в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Живые существа - это души, «я», самостоятельная субстанция, совершенно отличная от ума и тела. Души наслаждаются или страдают в этом мире, в зависимости от их прошлых действий – кармы. Живые существа – это души, «я», самостоятельная субстанция (пуруша), совершенно отличная от тела, чувств, ума и разума. Это не просто субстанция с атрибутом сознания, но это скорее само чистое сознание - самоосвещенная, неизменная, беспричинная, всепроникающая, вечная реальность. Души связаны или освобождаются только благодаря устройству пракрити - на самом деле, освобождение и рабство - просто черты материального существования; Живые существа – это души, «я», самостоятельная субстанция (пуруша), совершенно отличная от грубого и тонкого тела. Это не просто субстанция с атрибутом сознания, но это скорее чистое сознание - самоосвещенная, неизменная, беспричинная, всепроникающая, вечная реальность. Обычные дущи имеют ту же сущность, что и Бог, но находятся под действием 5 клеш: авидьи (невежества), асмиты (ложного эго), раги (привязанности), двеши (неприязни), абхинивеши (страха смерти) и кармы. Живые существа – это души, «я», самостоятельная вечная субстанция, совершенно отличная от тонкого и грубого тела и способная к сознанию. Душа предназначена для наслаждения материей. Живые существа – это души, «я», вечная субстанция, совершенно отличная от тонкого и грубого тела и способная к сознанию. Душа – отделенная энергия Господа – татастха-шакти.
Ишвара-вичар-шастра Бог существует, но Он создает творение из вечных атомов. Бог существует. Он наделен совершенной мудростью, отрешенностью и совершенством. Его воля направляет работу атомов в соответствии с прошлыми поступками индивидуальных существ (адришта-кармой). Господь дает или сводит на нет силу, соединяющую атомы, тем самым проявляет или растворяет космическое творение. Бог исключается в философии санкхьи, при этом не объясняется, что в первую очередь определяет объединение пракрити и пуруши. Бог является совершенным верховным существом, которое является вечным, всепроникающим, всемогущим, всезнающим и вездесущим. Бог - это тот конкретный пуруша, на которого не влияют 5 клеш и карма. Бог - это Высшее Я, отличающееся от других «я», Он - разумный повелитель пракрити и пуруши. При этом йоги медитируют на воображаемый образ Верховного Господа.   Существует всепроникающее сознание – Абсолютная Истина, которое проявляется на разных стадиях, каждая из которых имеет различную форму (Божество) и звуковую вибрацию (мантру). Таким образом, существует очевидное разнообразие божеств (полубогов) и мантр для представления унитарного сознания. При этом Абсолютная Истина зависима от материального мира, так как Бог должен быть доволен человеком и давать человеку все, что тот желает, при условии, что человек просто хорошо выполняет свою материальную деятельность. Таким образом Бог выступает как механичный гарант исполнения кармы. Бог как создатель не играет существенной роли. Абсолютная Истина предстает в трех ипостасях: Брахман (безличный всепроникающий аспект), Параматма (личностный всепроникающий аспект) и Бхагаван (Верховная Личность). Личность Бога не только трансцендентна к материальным гунам, но и обладает неисчислимыми трансцендентными качествами и энергиями.
Мокша-вичар-шастра

Главная цель души – освобождение от страданий, а не удовольствие или счастье. В состоянии освобождения сознание перестает ограничивать душу.

Метод – правильное познание действительности, своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.

Главная цель души – освобождение. Метод – правильное познание действительности, отличия себя как пуруши от пракрити. Главная цель души – освобождение, путем слияния с Богом. Метод – аштанга-йоги, состоящей из 8 ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Главная цель души – наслаждение материей. Метод – карма-йога, совершенное следование ведическим ритуалам (карма-канде). Главная цель души – установление отношений с Абсолютной Истиной, према. Метод – бхакти, преданное служение.
Вклад Первый шаг на пути от материализма к духовности. Попытка понять себя и найти источник верного знания. Определяет достоверное и недостоверное познание. Устанавливает правила философских дебатов и определяет основные обсуждаемые объекты: физический мир, душа, Абсолютная истина, освобождение. Занимает метод ньяи в более глубоком анализе затруднительного положения материального существования, показывая, что видимые материальные формы в конце концов разрушаются на невидимые атомы. Вводит понятие кармы, морального закона, действующего в творении. Упрощает составляющие ньяи и вайшешики до двух принципов – пуруши и пракрити. Отделяет душу от материи, четче показывает их различие, позволяет понять различия между ними. Через Йогу душа пробуждает свое внутреннее духовное видение, чтобы увидеть себя за пределами тела и получить освобождение. Дается конкретная практика, чтобы осознать свою отдельность от тела и избавиться от влияния материи. Этап, когда человек начинает понимать, что есть Бог, или высшее сознание. Веды впервые выступают на первый план, закладывается принцип их самоочевидности, становится важным понять Веды. Направляет душу к жертвоприношениям. Бог – гарант кармы, по сути имеет утилитарное значение. Самая совершенная философская система и самая совершенная практика. Веданта фиксирует на высшей цели, которой учат Упанишады. Адхъятма-видья – духовное знание. К ней есть 6 категорий комментариев.
Западные ученики этих даршанов (Бхактивинод Тхакур ссылается на профессора Р. Гарбе) Аристотель   Пифагор Зенон Фалес Платон

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.