Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 «КАТЕГОРИЯ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ»



 

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

ГБПОУ Сибайский педагогический колледж

 

 

РЕФЕРАТ

на тему

 «КАТЕГОРИЯ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4Б группы

Кульбульдина Сулпан

 

Проверила:

 

 

Сибай 2021


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

 
§1. Понятие общения в психологии......... ……………………. …………..  
§2. Цели общения........... ……………. ………………………. …………...  
§3. Взаимосвязь общения и деятельности..................................................  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..

 

 


 

§1. Понятие общения в психологии

 

 

Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Минимальные навыки общения у нас у всех имеются, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать. [1]

Потребность в общении, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

Общение - это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Психология общения – это наука, которая изучает и решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми. Она включает в себя такие темы, как вербальное [речевое] и невербальное [неречевое] общение, формы и средства общения, язык общения, искусство проведения переговоров и многие другие полезные темы.

В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей. Отношение определяется через понятие «связи», а общение является процессом взаимодействия людей, который осуществляется при помощи речевого и неречевого взаимодействия. Понятие об общении преследует цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, поведенческой и эмоциональной сферах лиц, которые участвуют в общении. Во время общения между участниками происходит обмен не только физическими действиями, результатами труда или продуктами, но и идеями, намерениями, мыслями, переживаниями и т. д. Существует пять сторон, в которых проявляется общение: межличностная сторона; когнитивная сторона; коммуникативно-информационная сторона; эмотивная сторона; конативная сторона. [2]

Таким образом, общение - важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме.


 

§2. Цели общения

 

 

Цель общения- это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических и пр. Цель общения состоит в следующем:

- передача информации;

- обмен информацией;

- понимание и гармонизация себя;

- самоорганизация в мире людей (самоутверждение);

- понимание других.

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. [3]

Всем людям известно о базовых потребностях человека - вода, еда, сон, безопасность, им придается большое значение. Перечисленные потребности являются для человечества источником нормальной биологической жизнедеятельности. Но также люди обязаны заботиться о психологическом здоровье. Большое значение в психогигиене индивида имеет общение. Давно было доказано, что если человеку создать условия полной изоляции от внешнего мира, и не дать возможности общаться – он постепенно станет психически неуравновешенным. Поэтому нужно предавать должное значение качеству своих коммуникаций. Благодаря им люди становятся существами социальными, а не только биологическими. Взаимодействие в общении дает возможность добиться какой-то личной цели.

Цель общения людей состоит зачастую в том, что они точно знают для чего им общение с этим конкретным человеком.

Содержание цели и средства общения заполняют смысл самого коммуникационного процесса. То есть, содержание цели и средства общения психология объясняет так: это то, для чего люди вступают в контакт и каким образом это происходит. С помощью делового общения люди учатся понимать, как работают социально-экономические, рыночные отношения. Люди, которые находятся в деловом общении, пребывающие в иерархической структуре, находясь на определенном ее уровне, подчиняясь кому-то одному, или отдавая приказы кому-то другому, хорошо знают насколько сложными есть общественные взаимосвязи, и это способствует их социализации в социуме. Работники компании обретают опыт знания всех процессов координации в обществе, могут увидеть, как изменить условия, чтобы с помощью этих изменений достигнуть большего успеха, добиться всех поставленных целей. [4]

Основные цели общения психология делит на личностные и групповые, социальные, эстетические, познавательные, биологические.

В процессе личностного общения человек делится своими проблемами, взглядами, опытом и отдавая все это - в ответ ждет поддержки, принятия, понимания, именно такая реакция и будет целью данного общения для него.

Есть люди, которые общаются с другими для подтверждения своей индивидуальности, превосходства и доминирования. Они намеренно ведут себя вызывающе, и как только замечают, что собеседник реагирует нужным для них образом (удивляется, пугается, замолкает, теряется) – ликуют, ведь добились цели. Многие ищут спасения, помощи и защиты в общении с другим человеком, некоторые наоборот видят своей целью помогать всем бескорыстно (альтруизм).

Целью общения может являться знакомство, желание завязать контакты с человеком из-за симпатии или выгоды. Когда ищут партнера для игры, люди тоже обязаны вступать в контакт.

Возможна также групповая цель, например, в рабочем коллективе, где сотрудники связаны деловым общением, и у них есть определенная цель по рабочему плану. Группа студентов или школьников также имеют общую цель, связанную с научной деятельностью. У спортивной команды целями общения являются сплоченность команды и победа на соревнованиях.

Цели общения напрямую зависят от типа отношений между субъектами: педагогическая – общение ученика и учителя, в связи с этим цель научить и выучить, управленческая цель (подчиненный и начальник), предпринимательская – продавец, имеющий продукт и потребитель, цели, которых принесут им взаимовыгоду, лечебная – лекарь, надававший помощь и пациент, получавший ее и множество другого. [5]

    Таким образом, цель общения- это то, ради чего у человека возникает данный вид активности, а также цель общения людей состоит зачастую в том, что они точно знают для чего им общение с этим конкретным человеком.

 


 

§3. Взаимосвязь общения и деятельности

Общение и деятельность.

В традиционном смысле категории «общение» и «деятельность» совершенно самостоятельны. Для отечественной психологии идея единства -является одной из основополагающих. В широком понимании общение рассматривается как сторона совместной деятельности и важнейшее условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.

Межличностное общение почти всегда вплетено в ту или иную деятельность, поскольку вне общении людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения и т. д. В свою очередь, тот вид деятельности, в которое включено общение, влияет на содержание и форму самого общения.

Для каждого периода возрастного развития человека характерен ведущий вид деятельности, в зависимости от которого складывается и определенный вид общения.

Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. [6]

Взаимосвязь общения и деятельности.

Психология общения рассматривают как одну из проявлений совместной деятельности. Деятельность это не только труд, но и непосредственное общение во время труда.

Общение и деятельность подразделяют на три, опять де взаимосвязанные стороны, а именно:

- перцептивную;

- коммуникативную;

- интерактивную.

Перцептивная сторона означает установление определенных взаимоотношений на основе процесса восприятия противоположной персоны.

Цель коммуникативного общения в процессе деятельности — обмен информации.

Интерактивная составляющая отвечает за организацию взаимодействия, направленного на решение общей проблемы.

В психологии есть ряд работ, подтверждающих так называемое единство общения и деятельности. Действительно, если задуматься, то люди занятые одним делом, неизбежно будут общаться как по поводу этой деятельности, так и просто. Получается, что без первого второе точно невозможно, так как деятельная личность без сомнения пересечется с другой деятельной личностью.

С другой стороны, само общение считают видом деятельности (речевая деятельность). То есть, деятельность происходит в процессе понимания получаемой информации, а так же в процессе передачи информации другому человеку в письменной либо в устной форме.

Единство общения и деятельности заключается еще в том, в процессе деятельности происходит своеобразное «формирование» как такового. [7]

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе совместной деятельности любой человек обогащается путем общения.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1) https: //ru. wikipedia. org/wiki/Общение

2) http: //dodiplom. ru/ready/112050

3) https: //moodle. kstu. ru/mod/book/view. php? id=29454& chapterid=6927

4) https: //psihomed. com/tseli-obshheniya/

5) https: //revolution. allbest. ru/psychology/00749051_0. html

6) https: //works. doklad. ru/view/EdoocNSUvFI. html

7) https: //multiurok. ru/files/vzaimosviaz-obshcheniia-i-deiatelnosti. html

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.