Билет13
1. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания детей.
В конце 20-го столетия стремительного развития достигли общественная культура и искусство. Личность ребенка переместилась в центр современного воспитания и образования Концепции образования, созданные российскими учеными (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Т. С. Комарова, Д. Т. Лихачев, Б. П. Юсов и др. ), способствовали проникновению искусства во все сферы образования. Современная концепция худож. образования в школе на основе преемственности ее в условиях дошкольного воспитания и обучения детей очень актуальна «Культура — это высший способ организации элементов бытия», (Б. П. Юсов). Ядром эстетической культуры является художественная культура, или искусство,. эстетическое воспитание -развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самого растущего человека участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной действительности и развитие творческих способностей. Часто в качестве синонима понятия «искусство» употребляется понятие «художественная культура» как совокупность художественных ценностей, Общение с памятниками художественной культуры помогает формировать собственный эстетический опыт человека, осмыслять современную действительность и себя в ней. Специфика искусства - в его уникальной способности эстетически воспринимать явления, факты, события окружающего мира, . Существует тесная связь между понятиями «эстетическое воспитание» и «художественное воспитание». Художественное воспитание - процесс формирования средствами искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др. ) способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также процесс развития творческих способностей детей через их собственную творческую деятельность. Эстетическое воспитание - более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию, которое входит в него составной частью. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Основные задачи эстетического воспитания:
-развитие у каждого человека способности воспринимать эстетические явления в искусстве и действительности
-формирование художественного, эстетического вкуса, умения проникать в сущность произведений искусства и явлений действительности, стремления к изменению мира, к творчеству по законам красоты. Результат эстетического воспитания - эстетическая воспитанность,
Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью психологических, педагогических и социальных критериев Психологическими критериями-способности ребенка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их любоваться ими. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает их. Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, уровень его сформированности, а также степень развития художественного вкуса» который проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства, в оценке явлений искусства, в результатах художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность оценить у дошкольников уровень художественно-образного мышления и творческого воображения, умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Социальные критерии эстетической воспитанности проявляются в наличии широких интересов к различным видам искусства, в глубокой потребности в общении с ними.
Подлинная эстетическая воспитанность ребенка проявляется в наличии у него эстетического идеала и художественного вкуса, Художественное воспитание в ДОУ играет особую роль. Оно развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Занятия художественной деятельностью направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата. Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятий. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, света, ритма, звуков и других свойств предметов и явлений, знакомится с произведениями искусства. Ребенка окружает мир природы со всеми ее сенсорными признаками - многоцветием, запахами, звуками, движениями и т. д. Богатство ощущений и восприятий является предпосылкой познания ребенком окружающего мира, развития мыслительных процессов.
формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребёнка, его потребностей и мотивов поведения.
| 2. Проблема личной позиции психотерапевта и консультанта
Личность консультанта (психотерапевта) выделяется важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта. Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый
из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования —
изменение личности клиента
Выделяются следующие свойства личности: , кот. в наибольшей степени обеспечивают успех консультанта:
проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; доверие к людям; чуткость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. уважение ценностей другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; сознание профессионального долга. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность изависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.
ЛИЧНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА
-Аутентичность. Прежде всего это выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. -Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств.
-Развитие самопознания. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. -Сила личности и идентичность Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. -Толерантность к неопределенности. Уверенность в себе в ситуациях неопределенности-Принятие личной ответственности. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние.
- Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков.
-Постановка реалистичных целей. , эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность.
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КОНСУЛЬТАНТА Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Консультант должен быть " объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. Консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, — это семья, секс, аборты, религия, наркотики. Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам.
| 3. Предложите и обоснуйте схему «особенности индивидуальных и групповых форм работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОУ»
Формы работы педагога-психолога с пед. коллективом ДОУ вытекают из основных направлений профессиональной деятельности практического психолога в условиях дошкольного учреждения. Особенностью всех форм работы с пед. коллективом является то, что все проблемы рассматриваются в связи с проблемами детей, а не сами по себе, а члены пед. коллектива получают консультации постольку, поскольку имеют отношение к ребенку.
Индивидуальные и групповые формы работы педагога-психолога с пед. коллективом ДОУ
| Индивидуальная
форма работы
| групповая форма
работы
| Психоконсультирование
- индивидуальная консультация (беседа) - групповая консультация
| Психопрофилактика и
Психопросвещение
- индивидуальная беседа
- лекции
- буклеты
-семинары
- круглый стол
-диспуты
- выставки
| Психодиагностика
- беседа
- опрос
- наблюдение
- самоанализ
- анкетирование
- тестирование
| Психокоррекция
- индивидуальные
психокоррекционные занятия
- арттерапия
- тренинги
- психологические игры
- психокоррекционные занятия
|
|