Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Песни, связанные с движением.



 

Городская детская музыкальная школа им. Н. А. Римского-Корсакова

 

А. Орелович

 

Русская народная песня.

 

Методическая разработка темы по музыкальной литературе для старших классов детских музыкальных школ.

 

Настоящая разработка посвящена теме, которой в курсе музыкальной литературы и в учебниках для детских музыкальных школ обычно уделяется мало внимания. Между тем, важность этой темы вряд ли может быть оспорена. Знакомство с фольклором – это знакомство с корнями национального искусства, воспитание исторического сознания учащихся.

    Исторически и методологически эта тема может служить хорошим прологом к изучению русской профессиональной музыкальной литературы. Общеизвестна роль фольклорных моделей и прямого цитирования народных мелодий в творчестве русских композиторов. Ознакомление с их произведениями неизбежно предполагает сравнения и ссылки на народную песню. Эти сравнения и ссылки должны лечь на подготовленную почву.

Важно и то, что знакомство с песенным фольклором позволяет учащимся освоить элементарные навыки музыкального анализа на сравнительно простом, часто одноголосном материале.

Задача педагога: заинтересовать учащихся материалом, лежащим по большей части за пределами их обыденного музыкального сознания, и научить ориентироваться в жанровом разнообразии народной песни.

В зависимости от конкретных условий (например, возраста и уровня подготовки учащихся) на освоение этой темы требуется от 4 до 6 учебных часов, включая контрольный урок.

Материал разработки автор счёл целесообразным оформить в виде конспекта с примечаниями. Материал упрощён и схематизирован применительно к уровню учащихся старших классов детских музыкальных школ и представляет собой основу, которая может варьироваться и дополняться в зависимости от конкретных условий преподавания.

 

                                        КОНСПЕКТ

 

Песня как часть фольклора.

Фольклор (англ. ) – народное поэтическое и музыкальное творчество. (Это сказки, сказания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, песни, инструментальные наигрыши).

 

Особенности народного творчества (в отличие от профессионального).

1. Устное.

2. Безымянное.

3. Коллективное.

4. Много вариантов одного произведения.

5. Отсутствует понятие авторства и деление на исполнителей и слушателей (о некоторых исключениях см. ниже).

6. Искусство часто слито с неискусством. Песня служит обряду, игре, бытовому действию (например, укачиванию ребёнка), трудовому процессу. (Подобно прикладному искусству).

 

Как и в профессиональном творчестве, в народной песне существует много жанров. Жанр, в переводе с французского, означает род, вид, разновидность.

 

Основные жанры русской народной песни.

 

1. Обрядовые календарные песни.

2. Песни, связанные с движением:

А) Игровые и хороводные;

Б) Плясовые (скорые) и частушки.

3. Повествовательные песни:

А) Былины (ст а рины);

Б) Исторические песни;

В) Баллады;

Г) Духовные стихи;

Д) Скоморошины.

4. Лирические песни:

А) Крестьянские (протяжные, или долгие, или голосовые);

Б) Городские.

5. Семейно-бытовые песни:

А) Колыбельные;

Б) Плачи, или причитания;

В) Свадебные;

Г) Величальные.

 

1. Обрядовые календарные песни.       

 Обряд – это традиционные действия по определённому поводу. Существуют обряды бытовые, религиозные, воинские, гражданские. Календарные - наиболее древние. Они связаны с ежегодными праздниками солнечного календаря, по которому жили и трудились древние земледельцы. Песня – часть обряда. Её назначение – общение с «духами» природы, попытка внушить им свою волю, умилостивить. Главная тема – пожелание хорошего урожая. «Магия подобия» – изображение изобилия и благополучия как средство их достижения. Главное в этих песнях слова, а напев выполняет служебную роль.

      Основные черты календарных напевов:

1. Краткость (1 – 4 такта) и многократное повторение.

2. Малый диапазон.

3.  Малый набор ступеней.

      (Мера подробности рассказа о календарных обрядах и количество музыкальных примеров варьируется в соответствии с конкретными условиями преподавания).

                                                                                                                                    

2. Песни, связанные с движением.

Хороводы, игры и пляски в древности были частью календарных обрядов и лишь в эпоху Московской Руси становятся независимой формой народного досуга. Движение здесь связано с музыкой и пением, а развлечение с воспитанием. Это воспитание в увлекательной игровой форме. В песнях поётся о крестьянском труде («Просо», «Ленок»), выборе жениха или невесты (игра в свадьбу), о семейных отношениях.

Самое характерное в напевах этих песен их ритмика. В игровых и хороводных (что почти одно и тоже) – это ритм неторопливого шага. В плясовых и скорых – ритм подвижного танца с подскоками, притопыванием, присядкой. В хороводах масса участников (до 200 – 300 человек) выполняет синхронно одни и те же движения. Сделать это можно лишь в медленном темпе. В пляске же каждый пляшет, как умеет, соревнуясь с другими в веселье и задоре.

Хороводные песни допускают распев одного слога на несколько звуков и часто близки к лирическим, отличаясь лишь более простым строением напева. Во многих хороводных и плясовых напевах встречаем парное повторение фраз – ААВВ. («Во поле берёза стояла», «Ах вы, сени мои, сени» и др. )

Различие хороводных и плясовых напевов можно пояснить следующей схемой.

 

Хороводные (игровые). Плясовые (скорые) и частушки
1. Темп неторопливый.                      2. 1. Темп подвижный
3.  Акценты мягкие.                                2. Акценты острые
4. Рисунок мелодии плавный.. 3. Рисунок мелодии угловатый
5. Встречается распев.                            4. Один звук на один слог.

 

   ( Дополнение о частушках: “частый” означает скорый, быстрый. Выросшие из шуточных плясовых припевок, частушки со временем – в 19 веке – обрели жанровую самостоятельность. Получив широкое распространение, они вобрали в себя черты других жанров. Так появились лирические частушки – “страдания”. Частушечных напевов меньше, чем текстов; на один напев можно петь сколько угодно текстов. )

 

3. Повествовательные песни.

 

Это песни-рассказы. Они предполагают увлекательную для слушателя информацию. В них обязателен сюжет, то есть событие и характеры, раскрывающиеся в поступках.

Былины, или ст а рины, повествуют о вымышленных персонажах и фантастических событиях (Илья Муромец побивает полчища врагов, Алёша Попович одолевает Змея Горыныча и т. п. )

 Так называемые «духовные стихи» связаны с христианской религией и мифологией. Это нравоучительные песни о праведниках, мучениках и святых, а также песни-молитвы и поучения.

Исторические песни рассказывают о реальных исторических лицах и событиях (царях и полководцах, войнах и народных восстаниях).

Персонажи баллад - простые люди с непростой судьбой. Балладные сюжеты – это истории о любви и верности, коварстве и предательстве, истории с печальным, обычно трагическим концом.

Скоморошины – это шуточные и сатирические былины (например, старина «Путешествие Вавилы со скоморохами» - см. Земцовский, Попова).

 

Напевы повествовательных песен и формы исполнения очень разнообразны.

Так на севере былины исполняли профессиональные певцы-сказители, одноголосно, особым былинным «сказом» – напевно декламируя (один слог – один звук). Один и тот же напев мог служить разным сюжетам. На юге (у донских и уральских казаков) принято было петь былины хором в характере протяжных лирических песен.

Духовные стихи пелись преимущественно «каликами перехожими», то есть паломниками к святым местам. Исполнялись они либо в манере былинного сказа, либо в характере церковного пения. (См. Лядов А., Песни русского народа, М. 1959).   

Скоморошины − это песни плясового характера из репертуара бродячих актёров и музыкантов «скоморохов».

Исторические песни и баллады не имели своего особого музыкального языка. Ранние исторические близки былинному сказу, более поздние, например созданные в солдатской среде, имеют маршевый или плясовой характер. Песни о крестьянских восстаниях использовали язык лирической протяжной песни (см. песни «разинского» цикла). В балладах тоже встречаем напевы разного жанрового происхождения –  от обрядовых до лирических. В разных местах разные исполнители могут распевать один и тот же балладный сюжет на совершенно разные напевы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.